Вопрос № 1. Советская милиция: формирование и развитие.
Великая Октябрьская социалистическая революция и прервала «связь времен». Полицейские, которые, по определению, преданно служили «вере, царю и отечеству», составляли одну из главных опор Российской Империи и боролись всеми способами против «врагов внутренних», среди которых значительную часть составляли революционеры, естественно, были объявлены «царскими сатрапами» и подверглись преследованиям в первую очередь.
Справедливость требует сказать, что развал полиции начался еще Временным правительством. Сразу после Февральской революции в стране начался разгром охранных отделений, 6 марта Временное правительство издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта был вообще ликвидирован Департамент полиции и провозглашена замена полиции «народной милицией с выборным начальством».
Вновь созданная Временным правительством милиция была слаба и организационно, и профессионально. Всякая попытка преемственности какого-либо опыта царской полиции сурово пресекалась. Положение усугублялось еще и тем, что был выпущен из тюрем практически весь уголовный элемент (это хорошо показано в первых фильмах сериала «Рожденная революцией»), - получивший в народе название «птенцы Керенского». Немало сотрудников этой милиции после Октябрьской революции заняли враждебную позицию по отношению к советской власти. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о создании принципиально новой милиции, которая была бы, по выражению Ленина, «действительно народной».
28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию советского правительства Народный комиссариат внутренних дел издал постановление «О рабочей милиции». В нем говорилось:
- Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию;
- Она всецело находится в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов;
- Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжать ее техническими силами, вплоть до снабжения ее казенным оружием;
- Настоящий закон вводится в действие по телеграфу.
Постановление юридически закрепило создание в нашей стране органа охраны порядка — советской милиции.
Первоначально в милиции отсутствовали должности штатных сотрудников. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в СНК РСФСР вопрос о необходимости организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании СНК этот вопрос был рассмотрен, и советская милиция далее начала формироваться на профессиональной основе. 12 октября 1918 г. была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Она открывала новую веху в становлении милиции. В этой инструкции указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности.
Как исполнительный орган власти, милиция имела широкий круг задач, определивших ее основные обязанности:
- наблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по вопросам, учета и распределения продуктов промышленности и сельского хозяйства, соблюдения на них твердых цен;
- своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;
- содействие советским государственным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей;
- поддержание порядка в общественных местах.
Милиция была обязана принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время пожаров, стихийных бедствий, оказывать помощь при несчастных случаях, привлекать к этой работе граждан. Большую роль в улучшении организации и деятельности органов милиции сыграло назначение в марте 1919 г. народным комиссаром внутренних дел Ф.Э. Дзержинского. При его участии были проведены мероприятия по развитию милиции, повышению эффективности ее деятельности. В этот период милиция превратилась в активный инструмент защиты нового государственного устройства.
Убийства, грабежи, разбои терроризировали население, подрывали общественный порядок. Контрреволюционные элементы пользовались этим: подстрекали уголовников на совершение преступлений, распространяли слухи о неспособности советской власти бороться с ними. Но, несмотря на отсутствие опыта, профессиональных знаний, работники советской милиции решительно боролись с преступностью. Так, образцом выполнения служебного долга и подлинного героизма стал подвиг московских милиционеров Егора Швыркова и Семена Пекалова. Потомственные рабочие, они пришли в милицию прямо от станков и с первых же дней хорошо зарекомендовали себя. Е. Швырков и С. Пекалов 4 апреля 1918 года вступили в бой с шайкой бандитов, пытавшихся совершить ограбление квартир граждан. Несколько бандитов было убито, остальные бежали. Отстреливаясь, они убили Швыркова и смертельно ранили Пекалова. Милиционеры не дали ограбить ни одной квартиры, все жильцы остались невредимыми. Герои-милиционеры Е. Швырков и С. Пекалов похоронены на Красной площади у Кремлевской стены.
В первые же годы создания милиции большое внимание уделяется общеобразовательной и профессиональной подготовке, созданию курсов и школ, проводится большая работа по повышению общеобразовательного и культурного уровня сотрудников. Повсеместно создавались клубы, библиотеки, читальни. К концу 1930 года при органах милиции РСФСР
насчитывалось 447 библиотек, 246 читален и 96 клубов.
В целях системного и целенаправленного формирования политических, нравственных и других качеств, необходимых сотрудникам, в 1931 году в органах милиции были образованы политические органы; в центральных аппаратах — политотделы, на местах — политинспекции. На них возлагалось руководство всей партийной, политико-воспитательной и культурно- просветительной работой. 8 октября 1932 года вводится обязательная марксистско-ленинская учеба для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава.
Большой вклад внесла милиция в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны. Помимо своих основных обязанностей работники милиции сражались в истребительных батальонах, ловили шпионов и диверсантов, мародеров и т.д. За мужество и героизм, проявленные сотрудниками на фронтах, немало милиционеров было удостоено звания Героя Советского Союза, а бывший участковый Одесской области С.В. Артеменко, прошедший всю войну, стал дважды Героем.
В условиях войны активизировались преступные элементы, а поскольку многие опытные сотрудники ушли на фронт, то от милиционеров требовались неимоверные усилия для выполнения своих основных обязанностей.
Напряженная борьба с преступностью велась органами милиции Ленинграда, Свердловска, Горького, Саратова и других городов. Органы милиции принимали меры к усилению борьбы с кражами, вели профилактическую работу по их предупреждению. В Ленинграде, Ростове по инициативе милиции были приняты меры сохранности имущества эвакуированных жителей. Важным участком деятельности милиции в годы войны была забота о детях, их эвакуации в глубь страны, трудоустройстве подростков и определении их в детские учреждения. Важным итогом работы милиции является тот факт, что среднегодовой показатель детской преступности в годы войны в стране был ниже довоенного 1940 года на 3,3%. Таким образом, за всю историю своего существования советская милиция накопила богатейший опыт и имеет замечательные традиции.
Исторические обстоятельства, потребовавшие создания принципиально новой милиции, на совершенно иной основе по сравнению с царской полицией, понятны и объяснимы. Однако нельзя утверждать, что милиция абсолютно ничего не заимствовала у дореволюционной полиции. Прежде всего, это был, разумеется, накопленный ею определенный опыт борьбы против представителей криминальной среды. Это во-первых. И, во-вторых, это были многие нравственные начала, на базе которых строилась полицейская служба и которые, как это показано в предыдущем параграфе, пронизывали служебную деятельность полиции на протяжении всей ее истории.
Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены в ряде служебных документов практически с самого начала их существования. Одним из первых было требование внимательного отношения к людям. Подчеркивалось, что грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в органах. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но всегда справедливыми и понятными населению. Еще в 1922 году наркомом внутренних дел был издан приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В приказе было четко обозначено нравственное взаимодействие милиции и общества. «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, — говорится в нем, — сам должен быть нравственно безупречным».
Еще одно подтверждение того, что в служении обществу и государству у сотрудника правоохранительных органов в основе лежит нравственная сущность. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 года была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». И далее: «Каждый милицейский работник должен требовать друг от друга безоговорочного выполнения уставных положений: не проходить мимо даже малейших фактов недисциплинированности и некультурности».
Обратим внимание, что это написано в газете города, находящегося в жесткой блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть. И в это время газета напоминает сотрудникам милиции о необходимости быть культурными, подтянутыми и внешне опрятными как о важнейших требованиях к профессиональному облику солдата правопорядка. В этом требовании глубокий нравственно-воспитательный смысл.
В дальнейшем эта сторона деятельности правоохранительных органов периодически находила отражение в соответствующих документах. В частности, большой общественный резонанс имел приказ МВД СССР № 235 (июнь 1969 г.) «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», где были сформулированы основные требования к нравственной воспитанности работников милиции.
Особенно усилилось внимание руководства к нравственно- воспитательным аспектам правоохранительной деятельности в последние годы, что нашло отражение в ряде документов. Назовем главнейшие.
18 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР принят Закон РСФСР «О милиции», который имел важнейшее государственно-правовое и нравственно-воспитательное значение. Он закрепляет суверенитет Российской Федерации в руководстве милицией, укрепляет ее авторитет, создает необходимые условия для эффективной работы по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В ст. 5 этого закона особо подчеркивается: «Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека». Речь, как мы видим, идет о вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам. Таким образом, положения ведомственного приказа - приказа министра внутренних дел - оказались включенными в закон Российского государства. На этом же уровне было закреплено и патриотическое содержание службы в органах. Так, 23 декабря 1992 года Верховный Совет Российской Федерации утвердил текст Присяги солдат правопорядка, где содержится положение: «Служа Закону — служу народу».
В 1992 году руководством МВД СССР была утверждена и разослана на места «Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно- эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации». Концепция содержала требование радикального изменения отношения к нравственному и культурному воспитанию, формулировку мероприятий, необходимых для обеспечения этого требования, в том числе материально-технического и учебно-методического характера.
Еще одним документом такого рода является «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действующий с 1993 года. Кодекс, определяя нравственные обязанности и этические нормы поведения, является основой единых требований к профессиональным качествам каждого сотрудника (в настоящее время отменен).
В его преамбуле конкретно обозначено: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения».
Нормы и принципы, изложенные в этом Кодексе, отражают аксиомы общечеловеческой морали, международные стандарты Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, и Декларации о полиции Совета Европы. Подобными принципами руководствуются сотрудники правоохранительных органов стран мирового сообщества.
Значимость нравственной основы служебной деятельности в органах внутренних дел не всегда должным образом оценивалась высшим руководством. Так, в частности, негативную роль в организации нравственного воспитания личного состава сыграл приказ МВД № 420 (сентябрь 1993 г.), который существенно снизил статус воспитательных аппаратов и урезал объем их функциональных обязанностей. Понижение статуса сотрудников, занимающихся воспитательной работой, привело к «вымыванию» из этой службы наиболее опытных сотрудников, их переход в другие службы и вообще к сокращению их штатного состава. В результате профессия воспитателя утеряла былой престиж у офицерского состава и резко снизила число желающих посвятить себя этой работе.
Вышеописанная ситуация явилась одной из главных причин ухудшения профессионально-нравственного потенциала органов внутренних дел в целом. Стала развиваться тенденция на переориентацию ряда сотрудников на приоритеты, прямо противоречащие требованиям служебного долга: служение народу, интересы служебного коллектива, бескорыстная самоотверженность стали ощутимо замещаться меркантильным, эгоистическим интересом. Заметно возросли случаи нарушения законности, дисциплины, правонарушений и преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Увеличились текучесть кадров, увольнение из органов по отрицательным мотивам, факты грубости и физического насилия; вымогательства, поборов. В результате авторитет органов в глазах населения, его доверие к милиции значительно снизились, о чем прямо, недвусмысленно и однозначно свидетельствовали проводившиеся социологические исследования. Указанные процессы не могли не оказать воздействия на рост преступности и на снижение эффективности борьбы с ней.
Сложившееся положение вещей не могло не вызывать тревоги как у руководства, так и у рядовых сотрудников. В июне 1996 года в органы и подразделения была направлена Директива МВД России № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». В ней, в частности, определено: «Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава чувства гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали, исполнение служебного долга».
Однако это была все еще полумера. Революционный перелом в этой области начался с приказа МВД № 170 (март 1998 г.). В нем прямо и открыто, без попыток «пригладить ситуацию», было сказано о том, что негативные стороны в служебной деятельности органов внутренних дел приняли нетерпимый характер и что необходимо принимать радикальные меры в работе с кадрами и прежде всего в работе по их подбору и воспитанию. Этот приказ буквально встряхнул весь личный состав и «на земле» и в учебных заведениях. Он бы так и остался призывом, но вскоре после него вышел приказ МВД № 12 (январь 1999 г.), в котором была сформулирована принципиально новая концепция кадровой политики МВД России. И наконец, появился приказ МВД № 995 (сентябрь 2000 г.), который уже реально, на деле менял положение воспитательных аппаратов и характер их деятельности и практически возвращал им прежний статус.
Вывод: В настоящее время служба воспитательной работы с личным составом обрела положение, соответствующее важности ее роли. Нравственные и культурные качества сотрудников органов во всех директивных документах рассматриваются как важнейшие профессиональные качества. И это накладывает на сотрудников этой службы высокую ответственность и побуждает работать с полной самоотдачей, теснейшим образом связывая воспитательную работу с эффективностью служебной деятельности личного состава органов и подразделений и постоянно помня, что им оказывается высокое доверие и их долг - это доверие оправдать.