ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. При изучении дисциплины особое внимание необходимо уделить формированию у обучающихся таких компетенций как способность занимать активную гражданскую позицию

При изучении дисциплины особое внимание необходимо уделить формированию у обучающихся таких компетенций как способность занимать активную гражданскую позицию, знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, способность демонстрировать понимание общей культуры дисциплины и связей между дисциплинами, способность понимать и использовать методы критического анализа и применять социально-политические теории для понимания современных общественно-политических процессов и т.д. В этой связи в ходе преподавания дисциплины «Социология и политология» будут использоваться инновационные технологии обучения, которые включают в себя различные методы:

- неиммитационные методы:

- проблемная лекция, где знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Например, преподавателем во время лекции предлагается не одно «типовое», а несколько определений общества. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студента.

- лекция – пресс-конференция

Во время лекции преподаватель объявляет тему лекции и просит задавать ему вопросы по заданной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5-10 минут, далее преподаватель читает лекцию, в процессе которой формулируются ответы на заданные вопросы. В ходе лекции по дисциплине «Социология и политология» преподаватель проводит оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. Например, тема актуальных проблем может быть связана с социальной стратификацией современного российского общества, теориями, объясняющими девиантное поведение.

- неигровые имитационные методы:

- кейс-методпозволяет описать конкретную социальную или политическую ситуацию, которая могла бы иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения могут домысливать и строить на основе этого прогнозы. Данный метод подходит к изучению явлений социальной жизни в различных направлениях.

- игровые имитационные методы:

- мозговой штурм.Наиболее свободная форма дискуссии, где на первый план выходит не качество, а количество различных идей социального прогнозирования.

- ролевые деловые игры.Большая эффективность деловых игр по сравнению с традиционными методами обучения достигается за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности и личностного включения обучаемого в игровую ситуацию. Этот метод может применяться при обучении в рамках дисциплины тем, требующих не только рационального осмысления, но и эмоционального сопереживания, например, социальные роли и статусы.

На практических занятиях эффективно использование такого метода как дискуссия или студенческие дебаты: студентам предлагается заранее подготовится по определенной теме, причем каждый студент в процессе дебатов должен отстоять определенный подход к рассмотрению данной социально-политической проблемы. Например, в разделе «Политические идеологии» студенты должны рассмотреть как относятся современные либералы, консерваторы, социал-демократы к проблеме вмешательства государства в экономику.

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Сопоставление основных методологических направлений и школ в социологии.

2. Функции и структура социологического знания.

3. Особенности современного этапа развития социологии.

4. Сравнительный анализ традиционного и индустриального типов общества.

5. Общество как социокультурный организм.

6. Закономерности развития общества.

7. Причины и особенности развития современной российской культуры.

8. Субкультура и контркультура.

9. Молодежная субкультура.

10. Основные подходы к изучению структуры личности.

11. Концепция социального характера Э. Фромма.

12. Ролевая теория личности.

13. Специфика этапов социализации.

14. Десоциализация и ресоциализация личности.

15. Множественность социальных ролей в пределах социальной группы.

16. Социальная роль и динамическая характеристика статуса.

17. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

18. Проблемы социального порядка.

19. Социальный контроль как механизм социальной регуляции.

20. Функции и способы осуществления социального контроля.

21. Правовое регулирование социальной жизни.

22. Социологические теории преступности.

23. Теория аномии в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.

24. Поведение человека в толпе.

25. Типология социальных групп.

26. Понятие референтной группы.

27. Характерные особенности социальных общностей.

28. Основные этапы процесса институциализации.

29. Функции института образования в современном обществе.

30. Семья как институт социализации личности.

31. Тенденции изменения функций и форм семьи в индустриальном обществе.

32. Бедность как социальное явление.

33. Гендерные аспекты социальной стратификации.

34. Сравнительный анализ социальной структуры современного российского и западного общества.

35. Многообразие моделей стратификации.

36. Факторы социальной мобильности.

37. Влияние миграции населения на функционирование социальных структур.

38. Функции социальных конфликтов.

39. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социальных конфликтов.

40. Современные школы в теории конфликтов.

41. Демографическая ситуация в современной России.

42. Позитивные и негативные аспекты глобализации.

43. Теории постиндустриального общества.

44. Специфика социальных изменений.

45. СМИ как фактор формирования общественного мнения.

46. Массовые опросы в социологии.

47. Роль общественного мнения в функционировании общества.

48. Организация социологического исследования.

49. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.

50. Этапы становления и основные этапы развития политической науки в России

51. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.

52. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность

53. Личность как первичный субъект и объект политики.

54. Политическая власть как общественное явление. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.

55. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем.

56. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства, признаки.

57. Политические режимы, их правовой и политический аспект.

58. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

59. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.

60. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.

61. Политические партии, партийные системы, их происхождение.

62. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.

63. Общественно-политические движения и организации.

64. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.

65. Основные политические идеологии современности: характерные черты современного консерватизма, либерализма, социал-демократии.

66. Группы давления и общественно-политические движения.

67. Политические элиты. Современные теории элит. Концепции происхождения, циркуляции и смены элит.

68. Элиты и лидерство в политическом процессе современной России.

69. Политический лидер. Типология лидерства.

70. Политическая культура, ее сущность, содержание, типология и основные функции.

71. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.

72. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).

73. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.

74. Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.

75. Современная западная политология. Основные школы и течения.

76. Сущность и структура политического процесса.

77. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.

78. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.

79. Типология политических режимов.

80. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества.

81. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.

82. Экополитология в системе политической науки. Политические аспекты экологической безопасности России.

83. Современная мировая политическая система. Особенности современного мирового политического процесса.

84. Взаимоотношение мировой экономики и глобальной политики.

85. Политические конфликты: типология и основные подходы к разрешению.

86. Геополитика как отрасль политической науки. Основные школы (или одна из них).

87. Транснациональные компании как субъект мирового политического процесса.

88. Международные правительственные и неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса.

89. Теория международных отношений: основные школы и направления.

90. Особенности институционализации групп интересов в современной России (Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы).

91. Проблемы федерализма и региональной политики России.

92. Понятие национальной безопасности. Основные угрозы национальной безопасности России.

93. Геополитическое положение и внешняя политика современной России: цели, приоритеты и проблемы.

94. Технология избирательных компаний.

Наши рекомендации