ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. При изучении дисциплины особое внимание необходимо уделить формированию у обучающихся таких компетенций как способность занимать активную гражданскую позицию
При изучении дисциплины особое внимание необходимо уделить формированию у обучающихся таких компетенций как способность занимать активную гражданскую позицию, знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, способность демонстрировать понимание общей культуры дисциплины и связей между дисциплинами, способность понимать и использовать методы критического анализа и применять социально-политические теории для понимания современных общественно-политических процессов и т.д. В этой связи в ходе преподавания дисциплины «Социология и политология» будут использоваться инновационные технологии обучения, которые включают в себя различные методы:
- неиммитационные методы:
- проблемная лекция, где знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Например, преподавателем во время лекции предлагается не одно «типовое», а несколько определений общества. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студента.
- лекция – пресс-конференция
Во время лекции преподаватель объявляет тему лекции и просит задавать ему вопросы по заданной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5-10 минут, далее преподаватель читает лекцию, в процессе которой формулируются ответы на заданные вопросы. В ходе лекции по дисциплине «Социология и политология» преподаватель проводит оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. Например, тема актуальных проблем может быть связана с социальной стратификацией современного российского общества, теориями, объясняющими девиантное поведение.
- неигровые имитационные методы:
- кейс-методпозволяет описать конкретную социальную или политическую ситуацию, которая могла бы иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения могут домысливать и строить на основе этого прогнозы. Данный метод подходит к изучению явлений социальной жизни в различных направлениях.
- игровые имитационные методы:
- мозговой штурм.Наиболее свободная форма дискуссии, где на первый план выходит не качество, а количество различных идей социального прогнозирования.
- ролевые деловые игры.Большая эффективность деловых игр по сравнению с традиционными методами обучения достигается за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности и личностного включения обучаемого в игровую ситуацию. Этот метод может применяться при обучении в рамках дисциплины тем, требующих не только рационального осмысления, но и эмоционального сопереживания, например, социальные роли и статусы.
На практических занятиях эффективно использование такого метода как дискуссия или студенческие дебаты: студентам предлагается заранее подготовится по определенной теме, причем каждый студент в процессе дебатов должен отстоять определенный подход к рассмотрению данной социально-политической проблемы. Например, в разделе «Политические идеологии» студенты должны рассмотреть как относятся современные либералы, консерваторы, социал-демократы к проблеме вмешательства государства в экономику.
- ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Сопоставление основных методологических направлений и школ в социологии.
2. Функции и структура социологического знания.
3. Особенности современного этапа развития социологии.
4. Сравнительный анализ традиционного и индустриального типов общества.
5. Общество как социокультурный организм.
6. Закономерности развития общества.
7. Причины и особенности развития современной российской культуры.
8. Субкультура и контркультура.
9. Молодежная субкультура.
10. Основные подходы к изучению структуры личности.
11. Концепция социального характера Э. Фромма.
12. Ролевая теория личности.
13. Специфика этапов социализации.
14. Десоциализация и ресоциализация личности.
15. Множественность социальных ролей в пределах социальной группы.
16. Социальная роль и динамическая характеристика статуса.
17. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.
18. Проблемы социального порядка.
19. Социальный контроль как механизм социальной регуляции.
20. Функции и способы осуществления социального контроля.
21. Правовое регулирование социальной жизни.
22. Социологические теории преступности.
23. Теория аномии в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.
24. Поведение человека в толпе.
25. Типология социальных групп.
26. Понятие референтной группы.
27. Характерные особенности социальных общностей.
28. Основные этапы процесса институциализации.
29. Функции института образования в современном обществе.
30. Семья как институт социализации личности.
31. Тенденции изменения функций и форм семьи в индустриальном обществе.
32. Бедность как социальное явление.
33. Гендерные аспекты социальной стратификации.
34. Сравнительный анализ социальной структуры современного российского и западного общества.
35. Многообразие моделей стратификации.
36. Факторы социальной мобильности.
37. Влияние миграции населения на функционирование социальных структур.
38. Функции социальных конфликтов.
39. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социальных конфликтов.
40. Современные школы в теории конфликтов.
41. Демографическая ситуация в современной России.
42. Позитивные и негативные аспекты глобализации.
43. Теории постиндустриального общества.
44. Специфика социальных изменений.
45. СМИ как фактор формирования общественного мнения.
46. Массовые опросы в социологии.
47. Роль общественного мнения в функционировании общества.
48. Организация социологического исследования.
49. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
50. Этапы становления и основные этапы развития политической науки в России
51. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
52. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
53. Личность как первичный субъект и объект политики.
54. Политическая власть как общественное явление. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
55. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем.
56. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства, признаки.
57. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
58. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
59. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
60. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
61. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
62. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
63. Общественно-политические движения и организации.
64. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
65. Основные политические идеологии современности: характерные черты современного консерватизма, либерализма, социал-демократии.
66. Группы давления и общественно-политические движения.
67. Политические элиты. Современные теории элит. Концепции происхождения, циркуляции и смены элит.
68. Элиты и лидерство в политическом процессе современной России.
69. Политический лидер. Типология лидерства.
70. Политическая культура, ее сущность, содержание, типология и основные функции.
71. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
72. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
73. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
74. Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
75. Современная западная политология. Основные школы и течения.
76. Сущность и структура политического процесса.
77. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
78. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
79. Типология политических режимов.
80. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества.
81. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
82. Экополитология в системе политической науки. Политические аспекты экологической безопасности России.
83. Современная мировая политическая система. Особенности современного мирового политического процесса.
84. Взаимоотношение мировой экономики и глобальной политики.
85. Политические конфликты: типология и основные подходы к разрешению.
86. Геополитика как отрасль политической науки. Основные школы (или одна из них).
87. Транснациональные компании как субъект мирового политического процесса.
88. Международные правительственные и неправительственные организации как субъекты мирового политического процесса.
89. Теория международных отношений: основные школы и направления.
90. Особенности институционализации групп интересов в современной России (Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы).
91. Проблемы федерализма и региональной политики России.
92. Понятие национальной безопасности. Основные угрозы национальной безопасности России.
93. Геополитическое положение и внешняя политика современной России: цели, приоритеты и проблемы.
94. Технология избирательных компаний.