Политические и экономические изменениям в СССР в годы перестройки 1985-1991 гг.
В 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. Горбачёв выступил с идеей «стратегии ускорения», суть которой состояла в том, чтобы ускорить экономическое развитие страны за счёт научно-технической революции. Членам Политбюро и Совета Министров предстояло решить, каким образом воплотить её в жизнь, «где начинать прогресс? в химии? в авиации? в металлургии? В результате выбор пал на машиностроение. И довольно скоро в эту действительно очень важную отрасль стали вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая госприёмка — орган, который следил за тем, чтобы за пределы заводских ворот не поступал брак), но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между государственными предприятиями совершенно отсутствовала конкуренция, их руководители просто не желали внедрять новейшие технологии, ведь деньги продолжали поступать из казны независимо от того, как работали фабрики и заводы.
В мае 1985 г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его».
Неудачные меры партийного руководства вроде закрытия пивных заводов или вырубки виноградников в Крыму, привели лишь к многотысячным очередям в винных магазинах и увеличению самогоноварения. В течение года в Советском Союзе фактически установился режим «сухого закона». На некоторое время пьянство на рабочем месте действительно снизилось. Однако выросло потребление наркотиков, «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались из-под полы, увеличивая капиталы организованной преступности. Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.
В 1987 г. одной из самых популярных была идея возродить нэп. Горбачёв, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики академик Л. И. Абалкин решили объединить социализм и рынок. С 1989 г. все государственные предприятия перешли на хозрасчёт и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство сохраняло за собой право устанавливать промышленным и сельскохозяйственным предприятиям так называемый госзаказ, обязательный для исполнения.
Ещё в 1986 г. в СССР стало возможным создавать кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания (мастерские, столовые, кафе, рестораны). Однако налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода, и это побуждало предпринимателей скрывать свою прибыль. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах купить можно было практически всё, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки же государственной торговой сети пустели с каждым днём.
Суть политической реформы заключалась в следующем:
1) реально включить в управление страной миллионы трудящихся;
2) создать эффек-тивный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся условий.
Конечной целью реформы политической системы и главным ее критерием считалось расширение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция наметила пути достижения этой цели: изменить избирательную систему, реорганизовать структуру органов власти и управления, обновить законодательство. По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.
Реформа политической системы советского общества оказалась наиболее результативной из всех перестроечных реформ:
-выборы в органы власти стали проводиться на демократической, альтернативной основе
-на I Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) впервые оформилась легальная оппозиция КПСС - Межрегиональная депутатская группа
-после проведения выборов в центре и на местах были созданы новые структуры власти. При этом произошло разделение их функций.
-на смену однопартийной системе пришел политический плюрализм.
-в 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, на который в марте того же года был избран М.С. Горбачев.
Обновление законодательства и преобразования в судебной системе менее всего удались реформаторам. Несмотря на то, что парламент СССР принял около 100 законов, эффективность этого законотворчества была очень низкой в силу юридической некомпетентности многих депутатов, сопротивления консервативных сил
Причины распада СССР.
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Причины распада СССР.
— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное:
- распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств
- коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;
- разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;
- возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.