Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
Проблема соотношения национального и международного права приобретает в современных условиях универсальное значение. Она проявляется, по мнению Ю.А. Тихомирова, как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во всё большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В российском праве основы правового регулирования «пересечения» данных сфер закрепляются в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации[73]. В соответствии с ней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью отечественной правовой системы. В подтверждение этого в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия рекомендовалось принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы России[74]. Аналогичное положение содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[75].
Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов. В доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего международного права. К ним относятся: нормы, содержащиеся основополагающие принципы международного права; нормы общего международного обычного права; общие принципы права; признанные цивилизованными нациями[76].
Можно согласиться с мнением М.В. Баглая, который считает, что «формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». В силу этого использование норм международного права должно определяться национальным законодательством»[77]. Согласно уже упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Некоторые правоведы утверждают, что использование и применение норм международного права не меняет их международно-правового характера и содержания, что они не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объёме, что и в международном праве. Другие учёные делали попытку доказать, что в сфере национального права могут действовать только нормы внутреннего права и органы государства руководствуются только этими нормами[78].
По мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма международного права изменяет свою природу и должна рассматриваться субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права[79]. Е.Т. Усенко считает, что, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, нормы международного права все же сохраняют свою автономность[80]. Американский ученый Л. Хенкин, рассматривая роль принципов международного права в развитии института прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве, отмечает, что «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное законодательство»[81]. Международное право, хотя и играет огромную роль в развитии современного российского законодательства, но оно не может заменять его. Возможность применения норм и принципов международного права и его рамки должны определяться национальным законодательством.
При использовании в правоприменительном процессе международных договоров необходимо принимать во внимание, что имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[82] под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Ратификация (утверждение, принятие) международного договора означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О международных договорах» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. Согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора может выражаться в следующих действиях: подписание договора; обмен документов, образующих договор; ратификация договора; утверждение договора; принятие договора; присоединение к договору; применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. В законе перечисляются виды международных договоров, подлежащих ратификации. В зависимости от уровня договаривающихся сторон различаются: межгосударственные договоры; межправительственные договоры; договоры межведомственного характера.
Законы Российской Федерации
Основы российской правовой системы, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, находят развитие в законах. В теории права под законом понимается основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путём народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений. Из данного определения выводятся признаки закона:
а) закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Процесс законотворчества является открытым, в нём могут участвовать партии, движения, социальные группы, законопроекты публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.;
б) закон издаётся только органом законодательной власти или принимается путём референдума;
в) закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Верховенство закона означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными;
д) закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения на неопределённо множественное число случаев применения;
е) закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. Регламент парламента отличается тщательностью урегулирования правил его деятельности, подготовки, рассмотрения и принятия закона;
и) закон характеризуется наибольшей стабильностью своих норм и длительностью их существования и действия[83].
Законы, принимаемые в Российской Федерации на федеральном уровне, делятся на три группы: законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Эти нормативные правовые акты принимаются по вопросам, отнесённым к ведению Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и её субъектов.
Законы о поправках к Конституции Российской Федерации занимают особое место в системе источников конституционного права России. Эти акты, природа и процедура принятия которых будет рассмотрена в следующей главе настоящего учебного пособия, вносят изменения в главы 3-8 Конституции Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы обладают рядом общих признаков:
а) их принимает только Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган Российской Федерации;
б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации;
в) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории страны;
г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
д) порядок их подготовки, рассмотрения и принятия установлен в ст. 104-107 Конституции Российской Федерации и регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы обладают рядом отличительных признаков: а) принимаются по вопросам, чётко определённым в Конституции Российской Федерации. В ряде статей Конституции прописываются вопросы, по которым должны быть приняты данные акты: порядок введения чрезвычайного положения (ст. 88), изменение правового статуса субъекта (ст. 66), принятие новых субъектов в состав Федерации (ст. 65), порядок проведения референдума (ст. 84), описание и определение порядка использования Государственного флага, герба и гимна (ст. 70), режим военного положения (ст. 87), судебная система России (ст. 118), полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128), порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации (ст. 135), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);
б) принимаются квалифицированным числом голосов депутатов Государственной Думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4);
в) Президент Российской Федерации не имеет права воспользоваться правом вето в отношении Федерального конституционного закона, и закон в течение 14 дней должен быть подписан.
Федеральные законы принимаются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации простым большинством голосов от установленного общего числа парламентариев, и Президент имеет право использовать в отношении их право вето.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания»[84]. В соответствии с ним датой принятия федерального закона считается день, когда он одобрен Государственной думой в окончательной редакции; датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Эти акты подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иной срок не установлен в этом законе. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).