Акты Правительства Российской Федерации и иных органов, должностных лиц исполнительной власти

По своему характеру акты Правительства Российской Федерации являются подзаконными. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Поскольку в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляет управление федеральной собственностью; предпринимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также ряд других полномочий, оно занимается правотворческой деятельностью, в том числе и в конституционно-правовой сфере. Кутафин О.Е. отмечал, что обычно нормы конституционного права содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации, касающихся конкретизации правового статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства с Президентом, Федеральным собранием и другими государственными органами.

Акты Правительства Российской Федерации можно разделить по содержанию на две группы. К первой относятся акты, принятые Правительством по собственной инициативе по вопросам своей компетенции. Во вторую группу входят акты, принятые в развитие принятых Федеральным Собранием законов или указов Президента Российской Федерации.

Все постановления Правительства, за исключением Постановлений или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти» подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Правовые акты Правительства Российской Федерации могут быть размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов государственной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

К актам органов и должностных лиц исполнительной власти относятся акты высших должностных лиц, органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации. Посредством их принятия обеспечивается проведение в субъекте Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляется управление собственностью субъектов Федерации и т.д.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

Статья 102 части 2, 3 и статья 103 Конституции Российской Федерации устанавливают, что Государственная Дума и Совет Федерации принимают большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации[87], постановления по вопросам, отнесённым к их ведению Конституцией Российской Федерацией. Также ч. 4 ст. 101 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждая палата Федерального Собрания принимает свой Регламент, положения которого регламентирую их внутреннюю деятельность. Если законы являются юридическим выражением законодательной деятельности палат Федерального Собрания, то их постановления представляют собой юридическое выражение работы палат по организации условий для нормативного осуществления законодательной и иной деятельности палат, средством самоорганизации и нормальной работы палат Федерального Собрания.

Большинство отечественных исследователей говорят о наличии конституционно-правовых норм в актах палат Федерального Собрания и относят их к числу источников конституционного права. Но необходимо отметить, что существует и иная точка зрения. Так, А.В. Выстропова утверждает, «что постановления палат Федерального Собрания не имеют нормативной силы и не могут быть отнесены к системе законодательства. Такие акты не могут быть источниками конституционного права, ибо конституционные правоотношения возникли на основе Конституции или законов, а постановления издаются уже на основе этих норм. Если утверждать иное, то и другие акты, подчинённые этим постановлениям и изданные в их исполнение, играют роль источников конституционного права. В этом случае система конституционного права становится сложной, громоздкой и теряет своё предназначение - регулировать важнейшие институты общественной и государственной жизни»[88].

Возможность издания палатами Федерального Собрания нормативных актов подтверждает и п. 2 ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, который устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов Совета Федерации и Государственной Думы. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания Российской Федерации указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Наши рекомендации