Непрямые и местные налоги и их характеристика.
Прямые налоги и их характеристика.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые в результате приобретения и аккумулирования материальных благ, которые зависят от дохода или имущества, и плательщиками которых непосредственно являются владельцы этих доходов или имущества.
Прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Первый вид налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество; налог с наследств и дарений). Второй вид налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Третий вид налогов является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел).
Важнейшими видами прямых налогов в Украине являются налог на прибыль и подоходный налог. Подоходный налог взимается с физических лиц, исходя из их совокупных доходов. Налог на прибыль с юридических лиц взыскивается, исходя из прибыли предприятия, получаемой как разница валовых доходов и валовых расходов предприятия.
Исходя из этого, прямые налоги подразделяются на две подгруппы: реальные и личные.
Разница между ними состоит в приоритетности плательщика и объекта налогообложения. При личном налогообложении первичным выступает плательщик, а вторичным — объект налогообложения. При реальном налогообложении, наоборот, первичным является объект налогообложения, а вторичным — плательщик.
Личные налоги — это налоги, которые устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов.
Реальные налоги — это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества, исходя из внешних признаков; плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их доходов.
Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:
1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
3. Полицейские — прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
4. Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки.
Непрямые и местные налоги и их характеристика.
Непрямые налоги — это налоги, которые определяются размером потребления и не зависят от дохода или имущества. плательщика, выступают в виде надбавки к цене товара или услуги, и плательщиком которых является конечный потребитель данного товара или услуги.
Исторически основным видом непрямых налогов был акциз, при котором объектом обложений, как правило, выступала стоимость товаров, имевших специфическую особенность (табак, алкогольные напитки, легковые автомобили), либо уровень потребления которых существенно зависел от изменения цен. В настоящее время в большинстве стран в акцизные группы товаров включены: алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, легковые автомобили, драгоценности, другие предметы роскоши. Развитие косвенного налогообложения привело к появлению налога с оборота (своеобразного универсального акциза), который в ряде стран трансформировался в налог с продаж, либо налог на добавленную стоимость.
Непрямые налоги часто называют косвенными, так как эти налоги являются одной из причин роста цен на потребительские товары, и уплачиваются потребителями косвенно в виде более высокой платы за товары, то есть отличительный признак непрямых налогов — это завуалированная от истинных плательщиков (конечных потребителей) форма извлечения части их доходов.
Среди преимуществ косвенных налогов можно выделить следующие:
1. Организационные — для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет.
2. Бюджетные — поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
3. Полицейские — налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта.
4. Политические — прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
5. Экономические — для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса.
К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:
1. Обременение для многосемейных — фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи.
2. Политические — поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
3. Социально-экономические — косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
4. Предпринимательские — косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.
К местным налогам относят:Коммунальный налог, Сбор за право использования местной символики
Рыночный сбор, Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, Сбор за парковку автомобилей, Сбор за выдачу ордера на квартиру, Сбор с владельцев собак, Сбор за право проведения кино и телесъемок, Сбор за право проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей.
Порядок начисления и уплаты местных налогов отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые имеют право определять размеры ставок, полностью отменять местные налоги, вводить льготные ставки или освобождать от уплаты определенные категории плательщиков.
Формы налоговых деклараций (расчетов) для местных налогов устанавливаются центральными контролирующими органами и являются обязательными для применения их плательщиками.
Налогоплательщики должны самостоятельно рассчитать сумму налогового обязательства и уплатить ее в течении 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления расчета уплаты сбора.
Исправление обнаруженных ошибок
При выявлении ошибок в отчетных расчетах, изменяющих сумму налоговых обязательств за отчетный период, до предельных сроковсдачи отчетности за этот период, плательщик налогов подает в налоговые органы новый исправленный расчет без применения штрафов, установленных законом.
Плательщик налога, который самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:
а) или послать уточняющий расчет для соответствующего периода и оплатить сумму недоимки и штраф в размере 5% от такой суммы;
б) или отобразить сумму такой недоимки в составе уточняющего расчета, приложенного к налоговому расчету за следующий налоговый период, увеличенного на сумму штрафа в размере 5% недоимки, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства.