Основные тенденции развития стран Запада с 1945 до конца 50-х гг.
Послевоенное урегулирование
Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР. США и Великобритании в Тегеране. Ялте н Потсдаме, а также на совещании руководителей США. Великобритании н Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мирз н безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в 1930-егоды и в период второй мировой войны, аннулировались СССР. США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванню Румынии. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса) Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзон;) Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 миллионов немцев н венгров проживавших на территориях отошедших к Польше. Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репараций странам ставшим жертвами фашистской агрессии. Великобритания США и СССР решили освободить из под власти Японии вес территории, «которые она захватила при помощи силы и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в ж и нь еще в холе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией. Румынией. Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США н Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвидировать зам капиталис1ические порядки и. таким образом, нанести мощный удар мировой капиталистической системе.В свою очередь, американские правящие круги намеревались. - как заявил президент США Г. Трумэн в послании конгрессу 19 декабря 1945 г.. «сохранить свою роль руководителя всех наций» В первые послевоенные голы совместные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь но отношения между Советским Союзом, Великобританией и США быстро ухудшались, постепенно превращаясь и< союзнических во враждебные.Была образована Организация Объединенных Нации (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами. Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН. где каждая страна имеет одни голос. периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного миря и безопасности Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН.
2. Особенности экономических и структурных кризисов 70-х - начала 90-х гг.
Экономическое положение в капиталистическом мире в 70-е и начале 80-х годов характеризовалось внутренней неустойчивостью и общим замедлением темпов роста Капиталистическое мировое хозяйство испытало глубокие экономические кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг в сочетании с глобальными структурными кризисами -энергетическим, сырьевым, продовольственным валютно-финансовым экологическим Каждый и них имел свои особенности.
Кризис 1974-1975 гг. занял особое место. Впервые за послевоенные десятилетия кризис охватит одновременно все развитые капиталистические государства. Темпы экономического роста в тот период были относительно велики, а безработица оставалась на низком уровне Экономический кризис 1974 -1975 гг. изменил ситуацию. Он подвел черту под тридцатилетним послевоенным периодом развития капиталистического общества. Особенностью кризиса 1974-1975 гг. было также то. что он про исходил в условиях заметного падения объема внешней торговли в масштабе всего мирового капиталистического хозяйства Существенное сокращение внешнеторгового оборота осложняло рассасывание товарного перепроизводства. Другой важной особенностью экономического кризиса середины 70-х годов явилось сочетание паления производства с инфляционными процессами и массовой безработицей Это своеобразное явление получило название «стагфляции». Такие особенности экономического кризиса 1974-1975 гг. объяснялись тем, что он не был обычным конъюнктурным спадом производства, а имел черты более комплексного и глубокого структурного кризиса. Падение производства совпало и было связано с энергетическим сырьевым, валютно-финансовым кризисами и в большей мере вызывалось резким ростом издержек производства в новых условиях, чем просто падением спроса. Потому и произошло удорожании продукции с соответствующей инфляцией при сокращении объемов производства. Во время кризиса 1974-1975 гг. во всех развитых капиталистических странах безработица приняла массовый характер. После кризиса она стала хронической. В 1980 г. наступил новый спал производства, которому были присуши многие черты предшествующего кризиса. Но он имел и свои особенности. Прежде всего, он развивался неравномерно, были как бы две волны в его ходе. Первые признаки этого кризиса были отмечены в первом квартале 1980 г., а максимальное падение производства последовало в середине того же года. Вновь все развитые капиталистические страны оказались охваченными кризисом. Осенью 1980 г, казалось, наступило ослабление кризиса, но в августе 1981 г. в США началась вторая волна свертывания промышленного производства. Перепроизводство обозначилось не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Доходы фермеров резко снизились.Вскоре вторая волна спада обозначилась и в Западной Европе.Кризис сопровождался расстройством финансово-кредитной сферы, ростом банкротств. Важной особенностью экономических кризисов 70-х - начала 80-х голов явилось переплетение их со структурными кризисами международного масштаба, прежде всего энергетическим и сырьевым В структурных кризисах проявилось относительно длительное сохранение диспропорций между производством и потреблением в мировом масштабе, что привело к нарушению механизма связей между поставщиками продукции и се потребителями затруднило нормальный ход экспортно-импортных потоков и международных финансово-кредитных отношений и оказало неблагоприятное влияние на движение мировых цен.
Холодная война.
В обстановке послевоенных потрясений, народно-демократических и национально-освободительных революций стали быстро нарастать разногласия между западными странами во главе с США и объединившимися вокруг Советского Союза народно-демократическими государствами. Постепенно сформировались два идеологических и военно-политических блока, которые вступили в противоборство друг с другом. Наступил период резкого обострения международных отношений, вошедший в историю под названием «холодной войны».Одним из первых пропагандистских актов «холодной войны» стала речь бывшего премьер-министра Великобритании Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента США Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи, заранее согласованной с Трумэном, Черчилль сказал, что Советский Союз разделил Европу «железным занавесом», установил в своей сфере влияния тоталитарный контроль и хочет «безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Черчилль призвал сдерживать «экспансионистские тенденции» СССР «всей силой стран, говорящих на английском языке» и обладающих атомным оружием.В свою очередь советское руководство, возглавляемое И.В. Сталиным, развернуло политическую и пропагандистскую кампанию против англо-американских «поджигателей войны». В докладах к 32 годовщине Октябрьской революции (1949) и в отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии (1952) советские руководители утверждали, что правящие круги США будто бы стремятся «превратить весь мир в колонию американских империалистов, низвести суверенные народы до положения рабов», установить «зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах».Опасаясь атомного нападения, Советский Союз форсировал работы по созданию ядерного оружия, которые возглавил академик И.В.Курчатов. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы. Создание советского ракетно-ядерного оружия покончило с атомной монополией Соединенных Штатов Америки, но не остановило гонку вооружений. Конфронтация Восток - Запад продолжалась и усиливалась.Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» являлась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы (план Маршалла). Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В процессе «холодной войны» постепенно сформировались две противостоящие друг другу военно-политические коалиции, возглавляемые соответственно Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Европейские страны Народной демократии (за исключением Югославии) были связаны с СССР и друг с другом договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Параллельно создавался блок западных стран под эгидой США. В 1947 г. государства американского континента заключили Межамериканский «договор о взаимной помощи», членами которого стали все американские государства, за исключением Канады. В Европе главными инициаторами формирования обособленных военно-политических блоков были правящие круги Англии и Франции. В условиях «холодной войны» развернулась активная борьба миролюбивых сил за разоружение и смягчение международной напряженности. Ряд важных инициатив в этом направлении предпринял Советский Союз. По инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1946 г. приняла резолюцию, призывающую все государства запретить атомное оружие, сократить так называемые обычные вооружения и вывести иностранные войска с территорий всех государств -членов ООН. В 1948 г. СССР предложил, чтобы пять постоянных членов Совета Безопасности - США, Советский Союз, Англия, Франция и Китай - в качестве первого шага к общему сокращению вооружений сократили в течение года свои сухопутные, морские и воздушные силы на одну треть.В сентябре 1949 г. Советский Союз внес в ООН предложение заключить Пакт мира между пятью великими державами -постоянными членами Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея ООН приняла советское предложение запретить пропаганду войны. Она осудила все формы пропаганды, которые могут провоцировать или поощрять угрозу миру или акты агрессии.В 1951 г. в Советском Союзе был принят закон о защите мира, который объявил пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась, тягчайшим преступлением. Аналогичные законы приняли и другие социалистические страны. Все эти и многие другие аналогичные действия были направлены на смягчение международной напряженности, но, как правило, они носили пропагандистский характер и не могли положить конец «холодной войне».
4. Кризис кейнсианства и утверждение неоконсервативного варианта социально-экономической политики.
Кризисные явления в экономике кап. Стран на рубеже 1970-х гг. выявили неэффективность в новых условиях модели экономич. роста, сложившейся в первые послевоенные годы. Неокейнсианство подверглось фронтальной критике со стороны приверженцев неоклассической политэкономии - экономического либерализма и монетаристских концепций. предписывающих лечение кризисной ситуации посредством ослабления государственного регулирования сокращения социальных расходов, ограничения денежной массы, находящейся в обращении, и более энергичного использования рыночного механизма. Ведущую роль в теоретическом обосновании подобных подходов к экономической политике сыграли идеологи свободного рынка (М Фридмсн. Ф фон Хайск) а также сторонники так называемой «теории предложения» (А Лэффер и др ) Важнейшим отличием этого варианта от нсоксйисианских рецептов явилась иная направленность государственных расходов Если нсокейнсианский курс роста государственных расходов имел своими целями стабилизировать экономический цикл и обеспечить полную занятость, поднять доходы населения и соответственно спрос и тем стимулировать производство. то концепции экономического либерализма и монетаризма делали ставк> иа уменьшение государственных расходов. идущих на цели конъюнктурного регулирования и на социальную политику. С этим была связана и иная политика в области налогообложения проводилось снижение налогов на корпорации и высокодоходные группы населения с целью стимулировать накопления, чтобы расширить возможности для увеличения капиталовложений и роста производства в условиях его удорожания. Таким образом, если неокейнсианство исходило из стимулирования потребительского спроса как предпосылки роста производства, то последователи экономического либерализма, напротив, держали курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. В области кредитно-денежной политики либеральный экономический курс опирался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обращением Он имея своей целью прежде всего ограничение инфляции. Сторонники экономического либерализма по-иному определяли и соотношение государственного регулирования и рыночного механизма Приоритетное значение они придавали конкуренции рынку Вмешательство государства непосредственно в процесс производства и перераспределения должно было стать минимальным. Такой вариант экономической политики разными авторами и в разных странах определяется то как «неолиберализм», то как «неоконсерватизм», то как «правый консерватизм» хотя речь шла в основном об одном и том же явлении. Поскольку имеется в виду как бы возврат в новых условиях к классическим идеям экономического либерализма эпохи раннего капитализма, то правомерно называть этот вариант «экономическим нсолиберализмом» или просто «нсолиберализмом» как его определяют экономисты. С точки же зрения социально-политической подобный курс можно определить как «неоконсерватизм» или «правый консерватизм» поскольку его инициаторами и проводниками явились в первую очередь правые, консервативные политические силы. Неоконсерватизм (экономический неолиберализм) в политике первоначально связывался с именем М Тэтчер, сформировавшей правительство Великобритании после выборов в палату общин в 1979 г. С приходом в Белый дом правительства Р. Рейгана в результате его победы на выборах 19X0 г начал осущсствтяться американский вариант аналогичной политики в области экономики и социальных отношений «Тэтчсрнзм» и «рсиганомика» как раз и стали ассоциироваться с новым, прл-воконсервативным направлением в политике государственного регулирования в странах Запада. В 80-е годы в Великобритании и ряде других стран началась широкая распродажа государственной собственности, которая имела целью не только обеспечить большую эффективность работы предприятий. усилить позиции частных компании в экономике, но и существенно сократить дефицит государственных бюджетов. ■
Приватизация имела свое политическое обоснование. Так, кабинет М Тэтчер в Великобритании и правительство Г. Коля в ФРГ проводили распродажу государственного имущества и акций государственных компании под лозунгами «демократизации капитала» и «распыления собственности», создания «демократии собственников». «Новая правоконссрвативная волна» в области экономической политики нс имела своей целью полную ликвидацию государственного регулирования и переход к политике, ориентированной на автоматизм рыночного механична Она была лишь иным более консервативным вариантом государственного регулирования, сложившимся на рубеже 7о-80-х годов.
Снижение темпов экономического роста, эффективности и прибыльности производства, инфляционные процессы обострили конкурентную борьбу среди промышленных и банковских групп и между центрами капитализма На передний план вышли задачи рационализации производства на базе внедрения новейшей технологии и перестройки отраслевой структуры Новая экономическая стратегия должна была служить решению этой задачи.
США с 1945 до конца 50-х гг.
После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и людские потери. За годы войны США стали ведущей военной державой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США располагали мощным военным и торговым флотом, имели первоклассную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капиталистическом мире - Германия и Япония - были побеждены, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынками. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше увеличили научно-технический потенциал. Они стали политическим, экономическим и военным лидером западного мира.Экономическое развитие. Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко использоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и судостроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государства придали экономическому развитию стабильность. Изменилась отраслевая структура экономики США, успешнее решались проблемы занятости населения.В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США.Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развивалась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономическим лидером.
ФРГ в 70-е-80-е гг.
В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федеральным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913-1992) - выдающийся политический деятель, с юношеских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возникли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации - анархисты, маои-сты, неотроцкисты.
Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и реализовало «новую восточную политику». Были признаны послевоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были установлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН.
В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка политических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в котором изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на ближайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, благосостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяйства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за формирование современного общества, идущего в ногу с научно-техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути своих задач - стоять на страже справедливости и следить за выполнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к Западу; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять мероприятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коалиции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.
В декабре 1987 г. правительство приняло специальную программу стимулирования экономики на 1988-1990 г. Она предусматривала значительное сокращение подоходного налога и налога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для реконструкции городов и защиты окружающей среды. На цели субсидирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитывало, что новая программа позволит стимулировать капиталовложения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок.
В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена демократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Переговоры об объединении обеих частей Германии успешно завершились. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу.
Италия в 70-е - 80-е гг.
Как и другие капиталистические страны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменившейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратился рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся.Различные политические силы предлагали свои программы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парламентских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса коммунистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допустить коммунистов в правительство.Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные возможности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый террор. С 1969 по 1981 г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из «красных бригад» стал лидер христианских демократов Альдо Моро. Он был похищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при условии, что правительство будет проводить согласованную обеими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в поисках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парламентского большинства, и впоследствии ее влияние в политической жизни итальянского общества уменьшалось.
Франция в 70-е - 80-е гг.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был избран Валери Жискар д'Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.
70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек.
В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.Франция в 80- 90-егоды. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-денежной сферы - сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики.
Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.
Индустриальное общество
В передовых капиталистических странах Запада к 60-м годам завершается создание зрелого индустриального общества, характерными чертами являются решающая роль в экономике и высокий уровень развития промышленности, массовое поточное производство потребительских товаров для самых широких слоев населения. топлива и энергии Динамичная экспансия производства потребительских товаров стимулировалась и обеспечивалась ростом доходов населения в результате увеличения занятости и заработной платы, расходов на социальные «ели и других мер государства по улучшению положения трудящихся и по борьбе с бедностью. Это расширило совокупный спрос и создало массового покупателя товаров длительного пользования. Стремление к материальному благополучию, ценности и стандарты «общества массового потребления» широко распространились, в чем немалую роль сыграли средства массовой информации возможности и эффективность воздействия которых на население необычайно возросли в век телевидения и радио. Стабильность и динамичность индустриального общества в немалой степени обеспечивались «социальным треугольником» сотрудничества государства, бизнеса и профсоюзов. Повышение уровня жизни большинства граждан позволило говорить о «государстве благоденствия», или «благосостояния» Отличительной его чертой признавался высокий уровень жизни, определяемый массовым потреблением, и социальной защищенности вследствие широкой социальной политики государства Достижение западным капитализмом стадии зрелого индустриального общества с массовым потреблением, бесспорно, явилось важной качественно новой стадией в его развитии.
ГДР в 1970-1980-х гг.
Весной 1971 г. Ульбрихт был освобожден «по собственной просьбе» с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ, став почетным председателем партии. Новое руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером отказалось от любого фрондерства в отношении СССР. Был взят курс на ужесточение идеологического контроля над обществом при сохранении активной экономической и социальной политики. Укрепляя единство в рядах СЕПГ и усиливая давления на некоммунистические партии, расширяя полномочия службы госбезопасности, Хонеккер пытался добиться социального спокойствия в обществе и за счет повышения уровня жизни. В 70-х гг. в ГДР периодически происходило повышение заработной платы и увеличение пенсионных выплат при сохранении стабильных цен, осуществлялось форсированное жилищное строительство. Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, национальный доход в первой половине 70-х гг. вырос на треть.Режим Хонеккера существенно изменил отношение к общегерманскому вопросу. В 1971 — 1972 гг. был осуществлен прорыв в отношениях двух германских государств и решении проблемы Западного Берлина. Но поддержав эти новации, Хонеккер впоследствии взял курс на «обособление». Официально была принята концепция социалистической немецкой нации. Из новой редакции Конституции ГДР (1974 г.) было изъято упоминание о восстановлении единства Германии как цели государственной политики. Взамен было внесено положение о том, что ГДР — «неотъемлемая часть социалистического содружества», а союзнические отношения с СССР «вечны и нерушимы». Прошла широкая кампания по устранению из названий учреждений и организаций слов «Германия» и «германский».
Послевоенное урегулирование
Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР. США и Великобритании в Тегеране. Ялте н Потсдаме, а также на совещании руководителей США. Великобритании н Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мирз н безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в 1930-егоды и в период второй мировой войны, аннулировались СССР. США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванню Румынии. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса) Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзон;) Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 миллионов немцев н венгров проживавших на территориях отошедших к Польше. Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репараций странам ставшим жертвами фашистской агрессии. Великобритания США и СССР решили освободить из под власти Японии вес территории, «которые она захватила при помощи силы и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в ж и нь еще в холе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией. Румынией. Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США н Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобо