Революционно-социалистические течения
От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями — А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы — в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. В советской историографии социализм Герцена и его единомышленников именовался утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необходимость.
В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского — чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания.
Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию.
В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» — время безудержной реакции, которое с 1855 г. сменилось общественным подъемом.
Тема XIV. КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Первая половина XIX в. стала временем мощного культурного подъема в России, который опирался на солидный фундамент, заложенный в XVIII в. Наполеоновские войны и последующее активное участие Российской империи в европейской политике резко сблизили Россию с Европой. К колоссальному подъему национального самосознания привела война 1812 г. В первую половину XIX в. под сомнение были поставлены вековые устои русской жизни — самодержавие и крепостничество: в русском образованном обществе возникают оппозиционные и революционные течения.
Эти годы были временем бурных религиозных и философских исканий. В образованном обществе появляются тайные кружки, члены которых занимались нравственным самосовершенствованием, филантропией, просветительством. В эпоху Александра I оживилась деятельность масонских обществ и многочисленных народных сект (молокан, духоборов, хлыстов и др.) В первой половине XIX в. все заметнее становилась деятельность подвижников православной церкви. Особо известны своей мудростью и праведной жизнью были Серафим Саровский (1760-1833 гг.), старцы Оптиной пустыни — маленького монастыря под Калугой.
В 1830-40-е гг. идейная жизнь России находилась под сильным влиянием немецкой классической философии. Особенно популярно было учение Гегеля, его теория о закономерном и непрерывном развитии природы и общества. Вторая четверть XIX в. стала для русского общества временем самопознания, размышлений о том, что такое Россия, каково ее место в мире.
Просвещение и наука
В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. Развитие просвещения в это время определялось прежде всего потребностями государственных учреждений, преобразованных Александром I, а для работы в них требовалось главным образом университетское образование. Поэтому в начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Виленский (после польского восстания 1830 г. он был закрыт, а в Киеве открылся университет святого Владимира), Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский.
Были основаны специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось с техническими, хозяйственными потребностями страны. В первой половине столетия в этой сфере было сделано немало: возник Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др.
Увеличилось число гимназий — средних учебных заведений для дворян. Образцовыми средними учебными заведениями были лицеи — питомники будущих государственных деятелей. Особенно прославился Царскосельский лицей, из которого вышли А.С.Пушкин, будущий министр иностранных дел князь А.М.Горчаков и др. Большую роль в распространении просвещения играли и духовные семинарии: их воспитанниками были многие выдающиеся деятели, например, М.М.Сперанский. Начальное образование детям низших сословий давали приходские и уездные училища. Особые школы для государственных крестьян учреждались в ходе реформы графа П.Д.Киселева.
Просвещение — великое благо, однако оно подчас грозило обернуться для правительства источником великого зла — вольнодумства и протеста. Поэтому государственная политика по отношению к просвещению испытывала непрерывные колебания. При Александре I была введена преемственность между училищами различных уровней, университетам была дана автономия; при Николае I учебные заведения разных ступеней были обособлены друг от друга и предназначены для различных сословий; автономия университетов фактически была сведена на нет.
Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. В первой половине XIX в. основывается ряд научных обществ — Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Переворот в геометрии произвели исследования Н.И.Лобачевского. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И.Пирогов. Химик Н.Н.Зинин разработал теорию синтеза анилина, употребляющегося для закрепления краски в текстильной промышленности. Физик Б.С.Якоби сконструировал первый практически пригодный электромотор. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806), а Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.
Огромный шаг вперед в первой половине XIX в. был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый писатель Н.М.Карамзин, занявшись историческими исследованиями, написал «Историю государства Российского». Труд этот приобрел огромную популярность.
Литература и искусство
Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской литературы. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм, воспевавший деяния государей и гражданские добродетели, уступает место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутренним переживаниям человека, его печалям и радостям. Наиболее ярким представителем этого течения был Карамзин.
В начале XIX в. все более популярным становится другое течение — романтизм, воспевающий уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу. В романтизме были разные течения. Так, поэта В.А.Жуковского привлекал, прежде всего, духовный мир человека, в творчестве же поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева и В.К.Кюхельбекера, ранних А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова сильны тираноборческие мотивы, жажда общественных перемен.
Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Важнейшими шагами на пути формирования реализма стали комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.АГончаров и др.
Смена стилей и направлений происходила в первой половине XIX в. и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, проявившийся в портретной живописи О.А.Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А.Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К.П.Брюллова. Кисти Брюллова принадлежит и поразившее современников полотно «Последний день Помпеи».
С начала XIX в. в русской живописи становится популярен бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма. Картины П.А.Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер. Попыткой осмыслить глобальные духовные и исторические процессы стало грандиозное полотно А.А.Иванова «Явление Христа народу».
Влияние реализма сказывалось и на развитии театрального искусства (деятельность М.С.Щепкина в московском Малом театре), и в музыке (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).
Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. К.И.Росси (здание Генерального штаба), А.А.Монферраном (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здания Сената и Синода (К.И.Росси), Исаакиевского собора (А.А.Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н.Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д.Захаровым — здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И.Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И.Жилярди (перестройка здания Московского университета).
Отражением официальной идеологии времен Николая I — теории «официальной народности» — в определенной степени был так называемый «русско-византийский стиль». Наиболее известным архитектором этого направления был К.А. Тон, которому принадлежат Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здания столичных вокзалов Николаевской железной дороги.