Власть - многомерное явление. Феномен власти и неравенства ее распределения между людьми, группам и социальными институтами пытались обосновать с давних времен.
Понятию власти свойственен определенный негативный налет, ибо она связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии. Многие видели в ней источник чего-то низменного и злого. Платон - «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью», лорд Эктон в 1887г. высказался в том же духе – «власть склонна к разврату, а абсолютная власть развращает абсолютно».
Не меньше мыслителей относились к власти позитивно. Т. Гоббс - власть является средством достижения будущих благ, жизнь означает вечное и неустанное стремление к власти. Власть человека, взятая в общем виде, представляет собой наличные средства человека достигнуть в будущем некого видимого блага.
Для Александра Гамильтона(лидер партии федералистов (1757-1804), министр финансов в правительстве Дж. Вашингтона) власть представляет собой способность или дар что-либо совершить. Сущность власти состоит в том, что она открывает путь для любого, одаренного способностями и энергией изменять общественные институты во благо людям.
1. Реляционистские теории власти (теории отношенийот англ. Relation - отношение).С точки зрения данных теорий, власть рассматривается через взаимоотношения, как минимум, двух субъектов. Их взаимодействие выражается в оказании влияния одним субъектом на другой.
Методологическая основа данного подхода выражена М.Вебером – «Власть- возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия»
Из данного определения следует:
· власть не вещь, не объект, а аспект отношений, взаимодействий
· она необязательно проявляется в насилии. Так как она только возможность. К тому же, сопротивление можно преодолевать не только насилием
· власть непосредственно связана с конфликтом. Не всякий конфликт предполагает власть. Но за любой властью скрывается явный или латентный конфликт.
Г. Лассуэлл и Э. Кэплэн (50гг. 20в.) – власть - вид влияния, но они сместили акцент по сравнению с Вебером, так как власть не столько возможность, сколько влияние. Власть - это участие в принятии решений.
«Г имеет власть над Х в отношении К, если Г участвует в принятии решений, влияющих на политику Х в отношении К». Реализация решений опирается на санкции, точнее на угрозу их применения. «Именно угроза санкций отличает власть от простого влияния». Что позволяет применять санкции эффективно - очевидно это ценности, значимые для объекта власти ресурсы. А и В могут иметь власть в различных отношениях над С, если они могут эффективно контролировать различные ценности С.
Власть может представлять собой открытие новых возможностей, потенций, то есть быть средством политического творчества. Такое творчество проявляется через решение проблем, позволяющее людям находить новые конфигурации для старых ресурсов и функций. Такое творчество немыслимо без обсуждения и согласования альтернатив.
В зависимости от интерпретаций оснований власти в рамках данного направления выделяются: теории «сопротивления», теории «раздела зон влияния» и теории «обмена ресурсов».
1. Теории «сопротивления» - концентрируют внимание на властном воздействии, преодолевающим сопротивление объекта власти. Преодоление сопротивления может основываться на: вознаграждении, угрозе применения санкций, признании объектом власти права субъекта на приказы, идентификации объекта власти с ее субъектом и т.д. Важно оказывать влияния на мотивы объекта, их изменение. Активация составляет главное содержание властного воздействия (Вебер, Д. Картрайт, Ж. Френч).
М.Вебер- власть это возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других. В зависимости от ситуации можно говорить о власти отца над детьми, власти денежного мешка, о власти юридической, духовной , экономической и т.д.
Модель Р.Даля – «субъект А имеет власть над субъектов В в той степени, в какой он может заставить В сделать то, что тот не сделал бы в других условиях». Мы можем утверждать, что А имеет власть над В, если поведение последнего является следствием поведения А. Наличие власти легко проверить эмпирически. Мы не можем сказать, что А имеет власть над В, если не последовала реакция В. Но необходимо так же установить, что поведение В является следствием именно действий А, а не Т, М или Р.
С точки зрения этой позиции власть не может быть безобъектной – она всегда над кем-то. По существу, власть – «игра с нулевой суммой», где выигрыш одного означает проигрыш другого.
П.Бэкрэк и М.Бэрэтц скорректировали позицию Даля. Власть А над Всуществует не только когда, Аможет заставить В делать что необходимо, но и когда Аможет заставить В не делать, что необходимо В (например, когда желания Вугрожают власти А).
С их точки зрения, власть - одна из форм контроля над поведением, наряду с авторитетом, влиянием, силой. Ее специфика в том, что:
· между А и В есть конфликт в отношении ценностей или направлений действий
· В подчиняется желаниям А
· В делает это из опасений, что А лишит его ценностей, более значимых для него, чем те, которые он будет иметь в результате неповиновения.
Их теорию дополнил С.Льюкс. Он предложил включить в сферу власти не только контроль над поведением, но и над ценностями и убеждениями. Этот контроль чаще всего имеет манипулятивный (скрытый) характер, поэтому власть может быть безконфликтной.
«Высшая и наиболее коварная форма власти - это предотвращение возможного недовольства людей, путем формирования у них таких восприятий, знаний и преференций, которые обеспечат принятие людьми своих ролей в существующем порядке - в силу того, что они не видят альтернативы этому порядку, или потому, что считают его естественным и неизменным или божественно предопределенным и выгодным». Власть – это еще способность формировать желания.
Однако желания часто расходятся с реальным интересами объекта власти. Реальными или объективными интересами являются интересы, формирующиеся в условиях реальной автономии. Объект власти может не осознавать собственные интересы. Более того, такая власть может осуществляться только тогда, когда объект власти ее не осознает. В том случае если реальные интересы объекта и субъекта власти совпадают, можно говорить о краткосрочной власти. Власть – функция коллективных сил и социальных механизмов.
2. Теории «обмена ресурсов» -рассматривают властное взаимодействие как своего рода социальный обмен. ( Гоббс, Локк, П.Блау, Х.Келли, Д.Хиксрн, К. Хайпингс, Дж.Хоманс, Р.Эмерсон)
Блау - властные отношения возникают, если объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов, от объекта требуется подчинение распоряжениям. Власть является производной от потребности в дефицитных ресурсах и от угрозы применения негативных санкций (ограничения доступа к ресурсам). «Людей можно заставить что-то делать: из страха потерять работу, лишиться социального статуса, подвергнуться штрафу или остракизму».
Угроза применения негативных санкций становиться тождественной вознаграждению (позитивной санкции). Разница меду наказанием и вознаграждением определяется по отношению к бывшему состоянию объекта. Если состояние ухудшилось, можно говорить о наказании, улучшилось – о вознаграждении.
Власть может достигать своих целей используя определенные ресурсы. Они - средства контроля и подчинения объекта власти. А.Энциони предложил выделять три вида ресурсов:
· утилитарные (материальные и социальные блага),
· принудительные (силовые структуры, суды, тюрьмы)
· нормативные (законы)
Субъект власти может их использовать в комбинации для достижения цели.
Теория социального обмена стоится на выгоде, поэтому и власть объясняется с позиции выгоды. Б.Бэрри полагает, что власть основывается на неравенстве выгоды - А имеет власть над Б, если его выгода больше, чем у Б или если Б несет большие потери, чем А.
3. Теории «раздела зон влияния» - власть является функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.
Автором теории считается Д.Ронг (А имеет больше власти над В, чем С в ситуации х : или А имеет больше власти чем кто-либо над В в ситуации х).
Его власть – «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и групп». Он предложил разделять «интегральную» власть, монополизируемую одним субъектом, и «интеркурсивную» власть, уравновешенную властью других участников социальных взаимодействий.
Формами осуществления власти могут быть: убеждения, манипуляции и другие формы влияния, не связанные с применением или угрозой применения негативных санкций.
2. Бихейвиористкие теории власти- рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные субъекты активно действуют на этом рынке и стремятся с максимальной выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналог денег в этой модели – власть, а товаром является имидж кандидата, его предвыборная программа; покупателями являются избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основа такого обмена - стремление сторон к максимальной выгоде от сделки.
3. Системная теория – власть является атрибутом социальной системы.
Она связана с подчинением, приказанием или зависимостью, обезличенной волей обстоятельств.
Парсонс – власть обобщенный, символический посредник. Ее роль в политике подобна роли денег в экономике. Власть обеспечивает реальную возможность осуществлять влияние на различные процессы в социальной системе. Для него власть является частью более обширной системы социального контроля. Она ориентирована на выполнение элементами системы своих обязательств, достижение коллективных целей, реализацию системно - интегративных ценностей и предполагает в случае неповиновения, применение негативных санкций. Ценность власти – в выполнении ею своих функций.
Его власть – институализированное (формально оформленное) могущество, связанное с высшим положением в иерархической социальной системе. Но сама власть - есть производная от ценностных ориентаций. Поэтому власть основана на ценностных представлениях общества.
К.Дойч – важнейшая функция власти – осуществление коммуникаций в социальной системе и регулирование ее конфликтов. Власть выступает как средство коммуникации в социально системе и регулирования конфликтов.
М.Крозье – власть существует лишь в рамках определенной организации - будь то семья или политический институт. Власть является отношением, а не атрибутом действующего лица. Она может проявляться только через отношения действующих субъектов в процессе достижения общей цели.
М.Фуко – власть универсальна и функционирует везде. Она специфический вид отношений между людьми, в котором они могут определять поведение других, но не полностью и ненасильственно. Своих целей власть достигает с помощью структурирования возможного поля деятельности. Она возможна над свободными людьми, имеющими право выбора и альтернативы действий. Насилие над человеком не есть власть. Власть – это ответ действием на действие. Она не подавляет, не наказывает не репрессирует. Она стратегическое отношение, организующее взаимодействие индивидов между собой и с другими группами. Власть не есть нечто, что приобретается, вырывается или делиться, что удерживают или упускают; власть осуществляется из бесчисленных точек в игре подвижных отношений неравенства.
Различные концепции власти не являются взаимоисключающими. Они фиксирую разные аспекты власти, но пытаются вытеснять друг друга. В современной политологии принято выделять три аспекта власти:
· Директивный аспект- власть понимается, как господство, обеспечивающее выполнение директивы. Он считается основополагающим.
· Функциональный аспект – понимание власти как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления. Политическая власть-это взаимоотношение между политическими субъектами.
· Коммуникативный аспект - власть реализуется через общение и язык, понятный обеим сторонам.