Генеалогия (корни) власти и формы ее проявления

Категория власти является более общей по сравнению с политикой и гораздо более древней. Она осмысливалась еще в первобытном обществе до появления государства.

Корни власти могут быть как биологические, так и социальные. Биологические корни связаны с внутривидовыми различиями, например, половозрастными (по полу и возрасту), реализующимся в установлении внутригрупповой иерархии, или межвидовыми, формирующимся на основе механизма идентификации «свой- чужой».

Социальные предпосылки власти сводятся к индивидуальным, групповым, сословным, классовым различиям, обусловленным разделением труда, размерами собственности, распределением властных функций.

С точки зрения эволюции, власть разделяют на:

· общинную (или недифференцированную), она типична для родового общества;

· индивидуализированную (или персонифицированную), она типична для племенного строя, теократического или монархического режимов;

· институализированную (автономную в правом отношении), типичную для современного государства.

Власть может проявляться в виде:физической силы(не всегда социально одобряема, особенно когда направлена во зло), административной власти и авторитета(последние две формы социально одобряемы и часто идут параллельно).

Все это способы проявления влияния. В чистом виде и по отдельности применяются редко. Обычно образуют мозаичнее формы, которые принято называть именами собственными (монархия, диктатура или президентская республика). Несмотря на разницу, их объединяет одно условие - человек или группа в чем-то превосходит другого или других. Превосходство описывает определенную черту социальных отношений – неравенство. Вопросы власти можно рассматривать на разных уровнях - в отношении политики они относятся к компетенции политологии.

Между тремя способами влияния существуют сложные взаимоотношения, в которых можно разбираться.

1. Понятие силы часто выражает аспект физической силы (телесное воздействие на объект), или аспект психологического воздействия (психическое насилие весьма распространенный способ властвования). Иногда оно приобретает институализированные формы, например, через церемонии унижения, черной магии, колдовства и т.д. Психическое насилие часто сопутствует насилию физическому.

Сила в социальном смысле означает сокращение диапазона свободы выбора для человека, сведение возможных вариантов поступков к одному единственному.

Под силой в дальнейшем мы будем понимать способность или возможность навязывать свою волю другим помимо их желания, иными словами, возможность использовать насилие.

Сила и власть не синонимы. Власть является более широким понятием. Сила, в отличии от власти, применяется только при наказании, а власть для наказания и одобрения. Силовое принуждение или воздействие, в отличие от власти, является однократным действием.

Часто сила является способом, но не средством, воздействия одного на другого. Она - способ контроля над ситуацией, осуществляемый физическими методами. Силу можно выражать через демонстрацию способности символически контролировать ситуацию.

Частопонятие власти и насилия можно рассматривать как антиподы. Насилие по своей сути инструментально, оно всегда нуждается в руководстве и оправдании теми целями, ради которых применяется. Власть требует не оправдания, а легитимности. Хотя власть и насилие могут дополнять друг друга, они скорее противоположны, нежели тождественны. Там где одна правит, другое отсутствует. Власть не может основываться на насилии, более того, насилием можно разрушить власть, но не создавать ее. Если сила используется только для наказания за неповиновение, власть фактически не осуществляется, так как субъект не достигает желаемого результата в отношениях с объектом. Чаще всего применение силы означает, что все попытки добиться подчинения другими способами не имели успеха.

Если используют физическую силу, то с человеком обращаются как с физическим объектом, в этом случаю речь о повиновении не идет – когда физический объект куда-то передвигают, то это не социальные отношения. Поэтому силу и власть часто противопоставляют, и не считают силу разновидностью власти.

Чем сложнее по социальному или политическом устройству общество и взаимоотношения людей, тем реже применяется сила и тем больше полагаются на власть. Насилие - как остаток примитивного политического устройства, представляет угрозу сложному обществу. Использование ничем не ограниченной силы равнозначно саморазрушению власти.

Власть обладает потенциальной возможностью применения силы, при помощи механизмов принуждения – (угроза применения силы, манипулирование, убеждение).

Власть и принуждение отличаются по своим параметрам, возможностям, способам применения и результатам. Есть огромная разница между реальным исключением человека из политической системы путем его тюремного заключения и угрозой такого заключения. В последнем случае человек может иметь склонность подчиниться, а в первом, при использовании силы, он отказывается от решения властей, но вынужден подчиняться.

Механизмы принуждения (угроза, манипулирование, убеждение) используются в случае явного не совпадения интересов субъекта и объекта власти. Источником подчинения является угроза применения негативных санкций, в случае отказа объекта повиноваться команде. Под угрозой часто понимают три смысловые ситуации:

· Деятельность А для изменения поведения В

· Угрозу можно интерпретировать с точки зрения восприятия В, который видит опасность или ущерб для себя.

· Отношения между А и В, в ходе которых А стремится заставить В почувствовать угрозу и это ему удается.

По сути, термин угроза применим только в последнем случае, поскольку первые два нельзя интерпретировать как отношения между двумя или более акторами (они выражают либо действия субъекта, либо реакцию объекта, тогда как власть предполагает и то и другое). Принудительная власть определяется, как способность субъекта обеспечить подчинение объекта путем угрозы использования негативных санкций в случае неповиновения.

Принуждение может существовать в более мягкой форме –манипулирования, когда А не в состоянии провести угрозу в отношении В, однако способен достичь подчинения, поскольку тот имеет неадекватную информацию о возможностях А. В этом случае, источником влияния одного человека на другого оказывается способность первого скрыто влиять на второго. Когда В не осознает намерения А влиять на него, А способен заставить его действовать в соответствии со своими желаниями - мы имеем дело с манипуляцией. Манипуляция как вид власти - способность субъекта осуществлять скрытое влияние на объект.

У манипуляции весьма дурная репутация среди других форм власти, поскольку объект не осознает, что на него оказывается давление (точка зрения - самая бесчеловечная форма власти, даже круче физического принуждения, поскольку тут жертва по крайней мере знает, что является объектом чей-то агрессии). Манипуляция через рекламу и политическую пропаганду.

Еще более мягкой формой принуждения является побуждение - оно подразумевает нежелание объекта следовать команде субъекта без внешнего стимула, предложенного субъектом. Если при принуждении мы имеем дело с негативными санкциями, то побуждение связано с обещаниями вознаграждения. Побуждение и принуждение отличаются по своим характеристикам - интенсивность (длительность сохранения зависимости объекта от субъекта), экстенсивность (сфера влияния субъекта, количество находящихся в его власти объектов), вероятность успеха.

Немедленная реакция на принуждение - страх, а побуждение чаще связано с надеждой и поддержкой. Позитивные санкции имеют тенденцию создавать ощущение симпатии к объекту и заботы о его нуждах, тогда как негативные воспринимаются как проявление безразличия или враждебности к нему. Осуществление власти в форме принуждения как правило ведет к усилению конфликта между субъектом и объектом, к росту неприязни и сопротивлении со стороны последнего. Поэтому с помощь позитивных санкций обеспечить легитимацию требований субъекта проще, чем с помощью негативных. В тоже время, побуждение обычно требует больших материальных затрат, чем принуждение.

Вывод: власть, так или иначе, связана с принуждением, навязыванием своей воли, приказанием (директивный аспект власти). Нередко он сводит власть к господству или отождествляет ее с основным ресурсом господства - принуждающим насилием. Но надо различать власть и насилие.

Авторитет

Способность и возможность влиять на поведение других с их согласия и желания. Источник власти тут- личностные свойства или статус человека. Способность убеждать других к подчинению не вопреки, а с их согласия. Авторитет и власть можно считать синонимичными понятиями. Но авторитет не институализированная, а индивидуальная характеристика. Многие подчиняются одному потому, что уважают его как личность, а не как назначенное лицо.

Это неустойчивая и переменная форма влияния.

Можно рассматривает авторитет как форму проявления власти. Они соотносятся между собой как обще и особенное, и авторитет невозможен без власти (К.Маркс, М. Вебер, Остин, Б.Рассел, Д.Истон).

А можно понимать власть и авторитет как самостоятельные явления (Х. Арендт, М.Крозье, Р.Фридман).

В общем есть две традиции в понимании авторитета:

· Право командовать как атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Человек обладает авторитетом, потому что занимает определенное место или пост в системе. Интерпретация Гоббса- право совершать какие-либо действия.

· Вторая традиция - субъективное качество человека обусловленные знаниями умениями и т.п. (авторитет де-факто). Уважение –его основа.

Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать -возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние , официальные документы и т.д. Оба зависят от ценностей и убеждений участников отношений авторитета. А обладает авторитетом отчасти потому, что представления о его авторитете соответствует ценностям В.

Авторитетные отношения часто не оформляются официально. Поэтому их часто называют неформальными. Волю авторитетного лица люди выполняют как личную просьбу, а не приказ.

В политическом смысле под авторитетом можно понимать средоточие власти. Он – способность политических руководителей выявлять и усиливать моменты всеобщего согласия, умение стать выразителем общественного мнении, превратиться в фокус политического общения, в ядро, которое формирует общественное согласие.

Формула Цицерона, которая определяет диалектику власти и авторитета. «Власть в народе, авторитет Сенате». Авторитет лишь средство достижения власти, но и одновременно и ее предпосылка. С другой стороны, авторитет может стать самими собой только если он структурирует власть и получит поддержку на создаваемую им конфигурацию власти. Он заложник согласия и его творец.

В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным.

· Персональный авторитет основан на личных характеристиках. Неформальные отношения между субъектом и объектом, личные отношения (любовь, восхищение, дружба) Компетентность- наиболее распространенная характеристика, которая дает человеку авторитет. Вера одного человека в знания другого и вера в то, что он лучше может реализовать его интересы.

· Традиционный авторитет -его легитимность обусловлена верой в святость власти и законов. Пример - отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, патрициями и плебеями и т.д. исторические формы- геронтократия и патриархат.

· легальный авторитет- рациональное основание –вера в законность применяемых правил и в законное право тех, кто обладает авторитетом и отдает команды.

Наши рекомендации