Проблемы современных государств – сохранение суверенитета
Все войны на земле связаны с борьбой за ресурсы жизнеобеспечения на той или иной территории. Любая война приводит к человеческим жертвам, уничтожению материальных и культурных ценностей, которые создавались веками. Победа одних народов или государств над другими приводила к оккупации слабых и побежденных, к установлению на их территории оккупационного режима. Со временем оккупированная территория иногда рассматривалась как составная часть территории государства-победителя.
Стремление одних государств и народов властвовать над другими или заставить их отказаться от монополии в пользовании ресурсами жизнеобеспечения является вечным. Наше время не является исключением. В истории был период активных оккупационных действий государств. Это относится к периоду открытия Нового Света в XVII–XVIII вв. Как в прошлом, так и сегодня войны заканчиваются установлением определенного оккупационного режима на завоеванных территориях.
Однако истории известен и аншлюс. В 1938 г. Австрия добровольно присоединилась к Германии. Это была дружественная оккупация.
Военная оккупация в международном праве рассматривается как временное занятие вооруженными силами территории противника.
В XXI в. оккупирующие державы создают марионеточные правительства (современный Афганистан, Ирак и др.).
Государства, противостоящие друг другу, могут поддерживать народы, оккупированные государством-конкурентом, предоставлять на своей территории убежище «правительствам в изгнании», но это обыкновенная политическая игра. Оккупированное государство не может быть суверенным.
Непростым является вопрос и о видах оккупации и их классификации.
Оккупация может быть колониальной. При этом оккупированная территория не является частью территории государства-оккупанта.
В силу этого можно выделить два вида оккупации – колониальную (неэффективную) и эффективную.
Оккупация может быть временной. Это специально оговаривают в мирном договоре. Так, по Версальскому мирному договору одна часть территории Германии оккупировалась на 15 лет, другая – на 10 лет и т.д.
Гаагская конвенция 1907 г. запрещает насилие над жизнью, здоровьем, телесные наказания, принуждение к проституции, взятие заложников, коллективные наказания гражданского населения. Женевская конвенция 1949 г. запрещает принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных или вспомогательных силах оккупанта. Оккупант может привлекать население оккупированной территории к работам только в пределах территории, где оно проживает. Следует отметить, что эти конвенции уже давно нуждаются в конкретизации с учетом современных реалий.
Государство, захватившее всю территорию или часть территории другого государства, устанавливает на ней власть военной администрации.
Насильственное присоединение территории по международному праву есть преступление. А как тогда назвать насильственный раздел территории государства? Например, раздел Индии, СССР, Сербии?
Пример Косово – это пища для размышления ученых, политиков и государственных деятелей многих стран. Насильственное «объединение» и насильственный «раздел» страны часто вызывают резкие протесты его населения. Образование государства – это, как правило, не правовое явление, а политическое и экономическое. Так, Израиль был создан учредительным путем по решению Совета Безопасности ООН.
Необходимо отметить, что может быть оккупирована как вся территория государства, так и ее часть. Итак, можно выделить следующие виды оккупации:
1) по форме захвата – добровольная (аншлюс) и насильственная;
2) по масштабности и принципам разделения захваченной территории – сплошная, секторальная или частичная (например, частичной была военная оккупация территории СССР Германией в годы Второй мировой войны, а после войны была сплошная оккупация союзниками Германии, но не было оккупации СССР Прибалтики в 1940 г., так как между Литвой, Эстонией и Латвией не было войны, а ввод войск Красной армии был осуществлен на договорной основе);
3) по отношению к органам власти государства – колониальная и эффективная;
4) по отношению к военным действиям – военная или послевоенная;
5) по времени – временная, срочная или бессрочная;
6) с точки зрения отношения к террору – открытая террористическая диктатура и завуалированная;
7) в зависимости от проведения – плановая и стихийная;
8) в зависимости от желания государств – договорная и недоговорная.
Итак, оккупированная территория – это международно-правовое понятие, на развитие которого оказали большое влияние войны, означающее временный или бессрочный захват всей или части территории одним из воюющих государств у другого воюющего государства, приводящий к установлению на этой территории оккупационного режима, в результате чего оккупированное государство лишается своего суверенитета полностью или на части оккупированной территории.
На оккупированных территориях устанавливается оккупационный режим.
Режим оккупированной территории – это совокупность средств и методов осуществления органами оккупационной власти своих полномочий по выполнению функций государства в интересах государства-оккупанта на территории оккупированного бывшего суверенного государства.
Оккупационные режимы различны. В XXI в. оккупации часто не объявляются и юридически не оформляются. Договорные (мирные) оккупации стали частым явлением в современном мире. Причем они порой почти не ограничивают государственный суверенитет оккупированных государств.
Изучение причин оккупации государств в XX – начале XXI в. продолжается. Оно должно опираться на исторические факты, ибо любые прогнозы без знания прошлого и настоящего бесперспективны. Войны XX в. и начала XXI в. возникли из-за политических, экономических и национальных кризисов. Все они привели к крупным социальным потрясениям.
Все агрессивные войны начинались с того, что правительство государства-агрессора подавляло демократию внутри своего государства, сплачивало народ для решения внешнеполитических задач с помощью силы, а не с помощью консенсуса и права.
В XX в. многие народы и государства достигли суверенитета, освободившись от колониального и классового гнета, деспотии и тирании. Современная эпоха требует изменения правового, политического мышления на принципах гуманизма, сотрудничества разных народов. Но при этом добро не может быть безграничным. Те государства и народы, которые не хотят сотрудничать и жить в мире, должны быть подконтрольны мировому сообществу. В таких случаях их оккупация оправдана.
Стоит ли в XXI в. на оккупированных территориях способствовать активизации религиозной жизни, как это делали фашисты на временно оккупированных территориях СССР? Остается много вопросов о том, что можно делать на оккупированной территории. Исследование проблемы оккупированных территорий только начинается.
Теме оккупированных территорий еще будет посвящена не одна работа юристов, историков, философов и военных. Пока нет возможностей пользоваться многими архивными документами, но в перспективе и эта проблема будет решена, ведь общество медленно, но верно развивается по пути от рабства к свободе, к установлению социальной справедливости. А чем больше будет в мире социальной справедливости, тем меньше будет оккупированных территорий.
Тенденции развития права
С развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса происходит совершенствование государственно-правовых институтов, увеличивается количество нормативно-правовых актов, правовых прецедентов и других форм права.
Следствием этого является унификация юридической профессии. Поэтому человеку все труднее становится ориентироваться в потоке юридической информации, что ведет к увеличению правовой безграмотности населения, не имеющего специального юридического образования. В решении юридически значимых проблем нельзя обойтись без помощи юриста-профессионала. Однако наряду с усложнением правовых систем происходят и конвергенционные процессы.
Еще на заре теории конвергенции ее основоположники П. А. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу, Ж. Фурастье, Ф. Перру и другие считали, что социалистическое и капиталистическое общества развиваются по пути сближения, приобретения общих или сходных признаков, что приведет к их слиянию в новое единое общество, наследующее лучшие черты социализма и капитализма.
Футурологические прогнозы были разными. Некоторые из них сводились к необходимости ассимиляции капитализмом социалистических стран (З. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт и др.). Именно они нашли свое подтверждение в странах Восточной Европы и СССР. Неправовые акции США и НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке привели к существенным изменениям национальных, политических и правовых систем государств, подвергшихся агрессии под прикрытием принципов прав человека.
Как никогда стала актуальной проблема соотношения международного и внутригосударственного права, их взаимовлияния друг на друга.
Особенно ярко это проявляется в станах Европы, правовые системы которых основаны на христианских ценностях.
Одновременно с этим наблюдаются и другие процессы, связанные с защитой государствами своих правовых систем. Например, по Конституции Польши 1997 г. нормы международного и национального права имеют равную юридическую силу.
Правовая конвергенция – глобальный процесс, осуществляемый путем аккультурации. Правовая аккультурация – перенос элементов одной правовой культуры в другую, взаимопроникновения правовых культур. Это сложный, длящийся во времени процесс интеграции государством правовой системы другой страны или других стран. Выделяют глобальную (во время оккупации страны) и частичную (заимствование правовых институтов, кодексов) аккультурацию.
Так, после 1923 г. правительство Турции начало проводить политику деисламизации права своей страны. В 1926 г. было осуществлено заимствование с небольшими изъятиями гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов стран континентальной Европы, что привело к вступлению Турции в романо-германскую правовую семью.
С начала 80-х гг. XIX в. и до начала XX в. Япония заимствовала кодифицированные правовые акты Германии и Франции, что привело к формированию в этой стране романо-германской правовой системы.
История преобразования правовых систем свидетельствует, что процессы правовой конвергенции могут происходить как спонтанно, так и организованно. Результаты процесса правовой конвергенции могут быть как положительными, способствующими прогрессу, подъему уровня экономики, качества жизни граждан, так и негативными.
В нашей стране с установлением демократии и большей справедливости в обществе, безусловно, будет принята новая Конституция. Это требование времени. Конституция РФ 1993 г. тщательно продумана лишь в отношении президентской власти. Ее недостатки очевидны и отмечены в исследованиях. В России начала XXI в. происходит переосмысление сущности, принципов и аксиом права. Начавшиеся процессы глобализации вначале ориентировали российское право на общеевропейские стандарты, облегчая развитие в России бизнеса и приобщая страну к единому правовому пространству.
Это привело к перенасыщению норм российского национального права международными нормами. Кризис американской демократии и попрание норм международного права в результате агрессии США в Ирак – это стимул для развития национального права. Мир всегда был и будет плюралистичен, не сотрутся границы между арабами, славянами и другими народами. Они имеют свои государственные системы, нравы, культуру, а следовательно, и свое право. Интеграция России, Беларуси и Украины приведет к возникновению совершенно новой теории – теории права славянских народов.
Накопились проблемы и в изучении системы российского права. Многие из них существуют со времен дискуссий 1938–1940 гг., когда были разработаны основы учения о системе советского права, а в качестве критерия деления норм права на отрасли и институты был выдвинут предмет правового регулирования.
В 1954 г. состоялась дискуссия о предмете гражданского права. Помимо предмета правового регулирования при классификации норм права на отрасли было предложено использовать дополнительный критерий – метод правового регулирования. Выделение отраслей советского права во многом было делом прагматическим: национализировали землю – выделили земельное право, провели коллективизацию – создали колхозное право. В 80–е гг. стали обсуждать проблемы комплексных отраслей права, предлагать выделить новые самостоятельные отрасли права: хозяйственное, сельскохозяйственное, природоресурсное, социальное обеспечение и другие отрасли.
В апреле 2010 г. в Российской академии правосудия прошла четвертая дискуссия по данной проблеме. По ее итогам не отказались от отраслей права взамен на отрасли законодательства, но расширили перечень дополнительных критериев классификации норм права на отрасли и институты.
В условиях рыночных отношений советская система права не выдержала испытаний на практике: отраслей права стало намного больше, чем методов правового регулирования. Реально можно выделить медицинское, фармацевтическое, образовательное, компьютерное и другие отрасли права. Настало время заявить о новых критериях классификации норм права на отрасли. Помимо основного критерия – предмета правового регулирования – вспомогательными являются: цель и содержание правового регулирования, специальные субъекты правовых отношений, метод правового регулирования, самостоятельный вид юридической ответственности и др.
Еще более важной проблемой является проблема морального содержания норм права. Право должно быть гуманным.