Глава viii форма российского государства
Форма правления
Большое теоретическое и практическое значение имеет определение формы правления современной России, которая возникла в переходный период развития нашей страны.
Реформы политической и правовой системы в СССР и в РСФСР в 1985–1993 гг. привели к распаду Советского Союза, политическому кризису в Москве в сентябре-октябре 1993 г. и обострили негативные явления в Российской Федерации. Все эти процессы осуществлялись на фоне ухудшения материального положения большинства населения страны, ослабления государственной власти и разгосударствления собственности. Политика Кремля в 1991–1999 гг. привела к резкому увеличению числа граждан, недовольных реформами. Более того, в субъектах РФ стали выдвигаться свои государственно-правовые идеи, выдержанные в национально-патриотическом духе. Российские регионы стали предпринимать действия по своей защите, выдвигая свои проекты преобразования властных структур, которые, однако, не всегда направлены на сохранение целостности Российской Федерации.
Современная Россия все больше становится похожей на ту, какой она была в эпоху «смутного времени» в начале XVII в. Простые люди были недовольны антинародным, антипатриотическим характером ельцинско-гайдаровских, чубайсовских и других реформ, многочисленными случаями Насилия, злоупотребления, безумия, коррупции, несправедливости и предательства со стороны отдельных должностных лиц государства. Многие политические проблемы в современной России обусловлены сознательным разрушением государства, игнорированием принципа диалектического отрицания в сфере государственно-правового строительства, заимствованием инородных социальных институтов.
Партия коммунистов, используя идеологические и государственные механизмы, сплачивала советское общество. Негативным явлением была монополия партии почти во всем, ее повсеместный контроль за политической и хозяйственной жизнью в стране. Однако в период «перестройки» и в «постсоветское время» советская демократия, законность, самоуправление и прочие институты, созданные на протяжении десятилетней борьбы и развития, были легкомысленно отброшены как простые политические заблуждения без всякого реформирования и преемственности в одной только надежде на новую «лучшую жизнь, по западному образцу». Политический процесс в СССР 80-х – начала 90-х гг. имел своим итогом разрушение Советского государства. При отсутствии объективных и субъективных предпосылок в стране волевым путем в 1990 г. был утвержден институт президентства, а в 1991 г. – институт Президента РФ. Введение последнего поста первоначально не ограничивало статус высших представительных органов России – Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а Президиум Верховного Совета РСФСР стал осуществлять лишь деятельность по организации работы съезда и Верховного Совета РФ. В дальнейшем произошло противопоставление президентской власти Верховному Совету и съезду народных депутатов РФ.
Президентская власть в 1992–1993 гг. наращивала свои полномочия, но на путь стабильного демократического режима управления Россия так и не стала. Был нарушен баланс всех властей, не создана действенная система сдержек и противовесов. Все представительные органы, прокуратура и средства массовой информации (за исключением нескольких оппозиционных газет) оказались подконтрольными Президенту и были поставлены ему на службу. Общественное мнение стало игнорироваться. В России с конца 1993 г. установилось бюрократическое всевластие и диктатура президентского окружения, которые несовместимы с гражданским обществом, политическим плюрализмом и теорией правового государства. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» была запрещена деятельность съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Их полномочия перешли к Президенту РФ. 7 октября 1993 г. Президент своим указом приостановил деятельность Конституционного Суда РФ и фактически узурпировал свою власть в стране. Конституция от 12 декабря 1993 г. лишь закрепила эту узурпацию всей государственной власти Президентом РФ, который стал именоваться главой государства. Вместо представительных институтов было учреждено Федеральное Собрание и назначены выборы в нижнюю палату этого органа – Государственную Думу РФ. Впервые выборы в российский парламент проходили при отсутствии общероссийского избирательного законодательства. На периферии во многих местах положение о выборах в областные Думы и Законодательные Собрания утверждали руководители исполнительной власти субъектов РФ. Была принята не отражающая фактического положения дел в стране и чаяний народа Конституция 1993 г. Таким образом, незаконные действия Президента РФ в сентябре-декабре 1993 г. привели к установлению в стране самовластия, неограниченного президентского правления. Переизбрание Б. Н. Ельцина в 1996 г. еще в ту пору вызывало сомнение. Снижение уровня производства отечественных товаров, все большая экономическая зависимость от иностранных государств превратили Российскую Федерацию в рынок сбыта второсортной продукции из США, Германии, Израиля, Турции, Южной Кореи и даже стран третьего мира – Индии, Пакистана и т.д. Россия все менее стала похожей на суверенное государство.
Выход из кризиса в конце 90-х гг. виделся в разработке и принятии новой конституции страны, которая отражала бы интересы подавляющего большинства ее населения, т. е. русского народа. Эта Конституция не должна противопоставлять друг другу центральные и местные органы власти, ликвидировать государственно-правовые институты, выполняющие одинаковые функции. Исполнительная власть должна быть наделена широкими полномочиями, но в соответствии с конституцией и иными законами страны, она обязана защищать права и свободы своих граждан, а также сама себя.
Форма правления в России по Конституции РФ 1993 г. приобрела монархические черты. К такому выводу можно прийти, изучив текст основного закона страны, по которому глава государства является единовластным правителем, обладает неограниченными полномочиями, процедура его импичмента нереальна. Президент РФ также имеет право издавать указы, юридическая сила которых не менее юридической силы конституции страны и федеральных законов. Статья 10 Конституции РФ, закрепляющая разделение властей является декларативной, так как в стране не было глав судебной и законодательной властей, а глава исполнительной власти не был самостоятелен. Более того, деятельность Правительства дублируется администрацией Президента РФ. Фактически исполнительная власть в стране находится в руках у Президента РФ и его администрации. Правительство страны ответственно только перед Президентом РФ, так как только он может отправить его в отставку. По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ может на основании ст. 109, 111 (ч. 4), 117 (ч. 3, 4) распустить Госдуму РФ. Последняя может выразить недоверие правительству, но не может отправить его в отставку. Гораздо большим влиянием до 2000 г. пользовался Совет Федерации, который состоял из глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ и мог воздействовать на Правительство РФ. Он обладал правом осуществлять помилование, предлагать судей для работы в федеральных судебных органах и т.д. А ведь еще мыслители прошлого писали, что если исполнительная и законодательная власти сконцентрированы в одних руках, то это тирания. И самое интересное: 9 августа 1999 г. Б. Н. Ельцин назвал своего преемника на посту главы государства – секретаря Совета безопасности и главу ФСБ В. В. Путина.
Более того, во власти Президента РФ и его окружения находится вопрос политической конфигурации, «Административный ресурс» влияет на итоги выборов. Это проявилось в ходе предвыборной кампании 1999 г., когда был исключен из списков блок «Спас», критиковался блок ОВР и рекламировались избирательные блоки «Единство», «Яблоко» и «Союз правых сил». Было приложено максимум усилий для того, чтобы создать авторитет и престиж В. В. Путину как общенациональному лидеру, «спасителю» единства страны. В 2007 г. партия «Великая Россия» провела 5 мая учредительный съезд, но зарегистрироваться не смогла.
С 1993 г. в России форма правления не соответствует механизму республики. Уходя раньше положенного срока, Б. Н. Ельцин, как и заявлял ранее, передал исполнение президентских полномочий премьеру В. В. Путину, а не избранному в соответствии с Конституцией Президенту РФ. В этот же день был подписан Указ В. В. Путина «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», в котором пункт «д» закреплял неприкосновенность Б. Н. Ельцина, т. е. речь шла о его юридической безответственности, иммунитете от любого судебного преследования, что характерно лишь для монархии. Указ в этой части может быть признан незаконным, так как права наделять кого-либо юридическим иммунитетом у исполняющего обязанности Президента РФ нет. Весной 1999 г. Госдума РФ выдвигала против Б. Н. Ельцина серьезные обвинения (в геноциде собственного народа, расстреле парламента в 1993 г., развале СССР, армии и преступной войне в Чечне). Согласно Указу В. В. Путина задержание, обыск, арест и привлечение к допросу Б. Н. Ельцина по вышеназванным обвинениям в будущем исключалось. Более того, при уже бывшем Президенте создается ряд новых госструктур (служба государственного протокола, канцелярия, пресс-служба, служба охраны и др.) для сохранения «государственного уровня» первого (именно так его называют правительственные источники) Президента РФ, Ельцину оставили загородную резиденцию, предоставили рабочий кабинет в Кремле и тем самым приравняли по положению к конституционному монарху, который «царствует, но не управляет». Ответственность за ошибку В. В. Путина впоследствии взяла на себя Государственная Дума РФ, которая 25 января 2001 г. приняла специальный Федеральный закон РФ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Все гарантии, ранее закрепленные в указе исполняющего обязанности Президента РФ, нашли закрепление на законодательном уровне. Мнение населения страны по этому вопросу никто не спрашивал, потому что оно было легко прогнозируемо и явно не в пользу вышеназванных льгот и гарантий в отношении первого Президента РФ.
Итак, вопрос о форме правления в России окончательно не решен и вызывает дискуссии. Легитимному решению этого вопроса в других странах следует поучиться. Например, во Франции 30 января 1875 г. Учредительное Собрание приняло Конституцию Третьей республики и с перевесом в один голос окончательно признало республиканскую форму правления. В 1884 г. была принята конституционная поправка, предусматривающая запрет пересмотра республиканской формы правления. В России решить этот вопрос на Земском Соборе предлагал в 1862 г. М. А. Бакунин. По его мнению, М. Романов должен был заявить о том, чтобы вынести на Земский Собор вопрос о будущей форме правления в страде, что обеспечило бы, в случае установления республики, легитимную преемственность власти. Но этот вопрос так и не рассматривался.
Проблема формы правления для нашей страны легитимно еще не решена. Самым демократическим способом ее решения было бы проведение референдума о том, что лучше для России: монархия или республика? Тем самым легитимно разрешилась бы возникшая в XX в. проблема формы правления.
Вопрос о форме правления в России не потерял своей актуальности. Никто еще убедительно не доказал, что при монархии жить лучше, чем в республике, и наоборот. Есть все основания утверждать, что Советская республика была оптимальной формой правления для России в XX в. Именно при этой форме правления Россия стала сверхдержавой. Заимствовав от СССР форму правления, Китай успешно решил многие проблемы государственного строительства, превратившись в одну из процветающих стран мира…