Общая характеристика теории государства и права
Любая наука представляет собой форму теоретических знаний, возникающих в результате человеческой деятельности по описанию, объяснению и прогнозированию процессов и явлений, выработке и теоретической систематизации знаний об объективной реальности. Юридические науки составляют часть гуманитарных наук. Теория государства и права является отраслью общественной науки и представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-правовой действительности, сущности, закономерностях и перспективах развития государства и права. В силу того, что теория государства и права является обобщающей и методологической наукой, в ее состав включаются не только знания, полученные этой наукой, но и знания о государстве и праве, накопленные другими науками. Следовательно, теория государства и права – это специальная политико-правовая, мировоззренческая гуманитарная наука, выполняющая обобщающие и методологические функции в системе юридических наук.
В годы господства в нашей стране государственной идеологии марксизма-ленинизма теория государства и права называлась марксистско-ленинской теоретико-методологической наукой и была направляющей во всем советском правоведении, ее теоретическим центром. В настоящее время марксистско-ленинское учение о государстве и праве – это одна из множества теорий общественного развития.
Учение о государстве и праве возникло давно. Основателем общей теории государства и права можно считать древнегреческого мыслителя Платона. В его диалогах «Государство», «Политик» и особенно в диалоге «Законы» изложены патриархальная концепция возникновения государства и права, учение о формах государственного устройства, законодательства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических знаний о государстве и праве связано с основателями религий Буддой, Конфуцием, Моисеем, Христом, Магомедом, мыслителями времен античности до наших дней.
Однако учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 1832 г. Д. Остин выделил общее и национальное право. Он является основателем аналитической (формальной) школы права. Хотя есть точка зрения, что термин «общая теория права» был введен в научный оборот в 20-е гг. XIX в. в немецкой юридической науке. Предлагалось заменить философию права общей теорией права.
Во второй половине XIX в. общая теория государства и права начала развиваться в Германии. В 1874 г. Адольф Меркель выдвинул общую теорию права взамен естественного права, то есть совокупности исходных ценностей, принципов, прав, вытекающих из естественной природы человека независимо от государства. Он считал, что общая теория государства и права является продолжением всех юридических наук, а материал ее составляет положительное право. А. Меркель называл общую теорию права наукой абстрактной. Этим она отличалась от других юридических наук. Предмет общей теории права в Германии того времени ограничивали кругом основных понятий, изложенных в систематическом порядке. В XIX в. на юридических факультетах в Германии преподавали энциклопедию права и философию права.
До 1835 г. в России на юридических факультетах преподавали философию права. Теория права представляла собой метафизическое учение об абсолютных началах права и опиралась на изучение положительного исторического материала. С 1835 г., после принятия нового университетского устава, философию права заменили на энциклопедию права. Энциклопедия права представляла собой краткий очерк обо всех юридических науках в совокупности.
В России некоторые ученые первоначально отождествляли энциклопедию права и общую теорию права.
В советский период отечественная теория государства и права базировалась на идее неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Им приписывали общие закономерности, а собственные закономерности государства и права отходили на задний план. Взаимосвязь права и государства рассматривали только как причинно-следственную зависимость права и государства. Это означало приоритет государственной власти над правом, социальной справедливости, над нравственно-этическими принципами, а в сознании людей представления о праве складывались как о законе, установленном государственной властью. В конце 80-х гг., в период «перестройки», ряд теоретиков предприняли попытки рассмотреть отдельно теорию права и государства.
Иная точка зрения исходит из того, что неразрывная связь права и государства – это аксиома. Более того, нельзя изучать право и государства в отрыве от политики.
В рамках общей теории государства и права можно всесторонне и глубоко изучать правовые проблемы, сохраняя десятилетиями наработанный материал. Это тесно связано с традицией в русской юридической науке второй половины XIX – начала XX в., когда вопросы государства рассматривались в курсе теории права. Поэтому общая теория государства и права – это единая наука и учебная дисциплина. Она дает обобщенные знания о государственно-правовых явлениях.
Как все правоведение, общая теория государства и права имеет свою структуру. Ранее сторонники единства общей теории государства и права выделяли в ней две относительно автономные части: общую теорию государства и общую теорию права. Ряд авторов склонны были выделять три и более частей, рассматривая отдельно от теории права теорию правосознания. После продолжительных дискуссий было предложено выделять в теории государства и права три составные части: философию права, социологию права и юридическую догматику. В юридическую догматику включают учение о структуре государства и права, их формах, основных юридических категориях, толкованиях, применении права. И это все при наличии одного предмета исследования. Надо отметить, что существенный вклад в развитие российской теории государства и права в начале XXI в. внесли такие ученые, как В. Н. Синюков (теория правовых систем), С. Н. Бабурин (учение о территории государства, теории имперского государства, перспектив государственного устройства России), Д. Н. Бахрах (теория правоотношений), Н. И. Матузов и А. В. Малько (теория правовой политики и правовой жизни), В. П. Малахов, Р. С. Байниязов (теория правосознания), М. Н. Марченко (источники права, правовые системы народов мира), В. С. Нерсесянц (либертарно-юридическая теория права и государства), А. Н. Соколов (теория правового государства), В. М. Сырых (методология права, теория правоотношений и системы норм права), и многие др.