Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и формы работы, акты.
Правительство РФ (Глава 6 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997)
Состав. Правительство РФ состоит из Председателя, 8 заместителей и 22 министров. (статья 110)
Порядок формирования.
· Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Освобождается также Президентом РФ по заявлению Председателя об отставке либо. Освобождение от должности Председателя влечет отставку всего Правительства РФ.
· Президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до 2 месяцев.
· В случае временного отсутствия Председателя его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
Заместители Председателя и министры назначаются и освобождаются Президентом по предложению Председателя; они имеют право подавать заявления об отставке. Полномочия.
Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных вопросов.
Полномочия:
· Разрабатывает и представляет федеральный бюджет ГД и обеспечивает его исполнение;
· Представляет ГД отчет об исполнении бюджета и отчеты о результатах своей деятельности;
· Обеспечивает проведение единой политики: финансовой, кредитной и денежной, а также государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· Управляетфедеральнойсобственностью;
· Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, а также по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Порядок и формы работы. Порядок деятельности Правительства РФ определяется ФКЗ «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ.
· Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства
· Заместители Председателя координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей.
· Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума.
· Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.
Акты. Правительство РФ издаёт постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативный характер)
Правовое положение Министерства РФ.
Федеральное министерство— это ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
· Министерство возглавляетвходящий в состав Правительства РФ министр.
· Министр назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
· Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ
Федеральное министерство принимает нормативные правовые актыпо вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства.
1. Выработка государственной политики подведомственной сферы. На практике:
· Министерство готовит законодательную инициативу
· Определяет организационно-управленческий механизм реализации гос. власти в подведомственной сфере.
· Определяет, с помощью каких форм и методов деятельности будет осуществляться деятельность служб и агентств.
2. Нормативно-правовое регулирование.Министерства, уполномоченные издавать НА.
· Акты, регулирующие деятельность подведомственных служб, агентств;
· НПА, определяющие порядок жизнедеятельности населения в определенной сфере;
· Правила, нормы, нормативы;
· НПА, посвященные организации системы ОИВ, подведомственных министерству.
· Утверждение положения о территориальных органах.
3. Координация и контроль за подведомственными службами и агентствами.Сюда относятся:
· Утверждение показателей деятельности служб и агентств на период (как правило год), планов и отчетов по их выполнению,
· Назначение руководителей служб и агентств, подведомственных министерству.
· Утверждение положения о территориальных органах подведомственных служб и агентств.
· Отмена незаконных актов подведомственных служб и агентств.
· Дача поручений и контроль за их исполнением
· Поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности тех, кого назначает министерство
Внутренняя структура.Основное структурное подразделением – Департамент (30 - 50 чел). Департаменты делятся на отделы. Министры в Министерствах, под руководством Президента, назначаются Президентом самостоятельно. Министры, под руководством Правительства, назначаются Председателем Правительства по представлению Президента. Заместители назначаются Президентом или Правительством в зависимости от подведомственности.
Полномочия министра:
· Распределяет обязанности между заместителями
· Утверждает положение о структурных подразделениях,
· Выполняет функции представителя нанимателя при найме на службу гос.служащих или передает эти полномочия одному из своих заместителей.
· Утверждает структуру и штатную численность в пределах, установленных Правительством или Президентом, утверждает план работы министерства, дает поручения фед.службам и агентствам, принимает от имени Мин-ва нормативные индивидуальные акты.
· Является главным распорядителем бюджетных средств
64. Правовой статус федеральной службы.
Федеральной службойсчитается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).
Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.
В настоящее время к их числу относятся федеральные службы: государственная фельдъегерская; внешней разведки; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; охраны; по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, миграционная, исполнения наказаний, регистрационная, судебных приставов, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфере транспорта, страхового надзора, таможенная, статистики и др.
65. Правовой статус федерального агентства.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.
Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.
В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.