Понятие, источники(формы),система административного права РФ

1.1. Административное право (АП) РФ – отрасль права , нормы которой регулируют общественные отношения, складывающие в процессе организации и деятельности исполнительной власти РФ.

Исполнительная власть = административная власть = государственное управление. Администрация-совокупность людских, материальных, информационных и других средств, призванных обеспечить под руководством политической власти исполнение и применение законов.

В АП в качестве метода правового регулирования преимущественно используется императивный метод, используется для управления. Управление предполагает наличие управляющей и управляемой сторон, их юридическое неравенство.

1.2 Источники(формы) АП РФ

1.3 АП РФ имеет сложный состав форм права.

а) Акты РФ

- Конституция РФ;

- Федеральные конституционные законы( «О Правительстве РФ»);

- Федеральные законы, кодексы («Об основах государственной службы», «Об организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О государственной социальной помощи», «О милиции», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Кодекс РФ об административных правонарушениях» и другие);

- Постановления палат Федерального Собрания;

- Указы, распоряжения Президента РФ;

- Постановления , распоряжения Правительства РФ;

- Приказы федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и т.п.);

- нормативные акты органов законодательной и исполнительской власти субъектов РФ;

- приказы, распоряжения руководителей государственных предприятий, командиров воинских частей.

б) Акты органов власти СССР;

в) Акты СНГ, принятые с участием РФ;

г) Международные акты.

1.4 АП является одной из самых сложных и самой большой отраслей права по объему регулируемых общественных отношений. Особенностью АП является наличие в рамках отрасли 2-х связанных подотраслей:

- Материального АП;

- Административно-процессуального права.

Материальное АП состоит из общей и особенных частей. Общая часть включает следующие основные группы правовых институтов:

- определяющие основы организации и деятельности исполнительной власти;

- устанавливающие АП - статус субъектов АП;

- обеспечивающие законность в сфере управления.

Особенная часть включает следующие основные группы правовых институтов:

- регулирующие межотраслевое административно-правовое управление;

- регулирующие административно-правовое управление в административно-политической сфере;

- -«»- в экономической сфере;

- -«»- в социально-культурной сфере.

Административно-процессуальное право включает в себя следующие основные производства:

- по делам об административных правонарушениях;

- по предложениям, заявлениям, жалобам граждан;

- по дисциплинарным проступкам;

- по арбитражным делам в сфере управления;

- по применению мер административного пресечения;

- по делам о поощрениях;

- согласительное производство.

2. Особенности административно-правовых отношений (АПО)

Субъекты АПО:

- индивидуальные субъекты (граждане, граждане со специальным АП -статусом);

- коллективные субъекты (организации, структурные подразделения организаций, коллективы организаций, сложные организации).

Административная дееспособность граждан в полном объеме возникает с 18 лет. Субъектами некоторых АПО признаются лица, достигшие 16 лет.

Классификация АПО

а) в зависимости от целей управления:

- регулятивные;

- охранительные.

б) в зависимости от состава участников АПО:

- внутриаппаратные;

- внеаппаратные .

в) в зависимости от характера подчинения:

- вертикальные;

- горизонтальные.

3. Административные правонарушения и административная ответственность

Административное правонарушение(проступок) – это противоправное, виновное действие(бездействие),за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность-вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

- конфискация предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного гражданину;

- исправительные работы;

- административный арест.

Законодательством РФ могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Классификация мер административного принуждения:

а) административно-предупредительные (карантин, медицинское освидетельствование и т.п.);

б) восстановительные меры(выселение из незаконно занятого помещения, снос незаконно возведенных строений и т.п.);

в) меры пресечения (принудительное лечение, задержание и т.п.);

г) меры наказания(административные взыскания).

4. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Правом регулируются следующие отношения, связанные с :

-отнесением сведений к гос. тайне

- засекречивавнием или рассекречиванием сведений, отнесенных к гос. тайне

- защитой сведений отнесенных к гос. тайне.

Гос. тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,

распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Законодательными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с гос. тайной, являются:

- ФЗ «О государственной тайне»

- ФЗ «О безопасности»

Подзаконные НПА:

- Указ Президента РФ от 3.11.95 г. №1203 с изменениями от

24.1.98 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Указ Президента РФ от 1.11.99 г. №1467. «О составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям».

Согласно ФЗ «О государственной тайне»:

- допуск к гос. тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну, а предприятий - на проведение работ с использованием таких сведений.

- В разделе 2 статье 5 –перечень сведений, составляющих гос. тайну

- ст. 8 о грифах секретности: сведения особой важности, совершенно секретных, секретных

- ст. 9 о порядке отнесения сведений к гос. тайне

- ст. 21 о порядке допуска лиц и граждан к гос. тайне

(это дополнительные обязанности и льготы % надбавки к зарплате)

- ст. 22-основания для отказа гражданину в допуске к гос. тайне

- ст. 26-ответственность за нарушение законодательства РФ о гос. тайне (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность).

Всего же имеется большое количество НПА по обеспечению безопасности государства, гос. тайны, режима секретности.

5. Государственные служащие как субъекты административного права.

Государственная служба как институт административного права включает большое количество норм права, содержащихся в различных источниках:

- Конституция РФ

- Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ»

- Федеральный закон «О милиции»

- Федеральный закон «О статусе судей»

- Трудовой кодекс РФ

- другие НПА

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.

Государственная должность-должность в государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установленными:

- кругом обязанностей;

- денежным содержанием;

- ответственностью за исполнением обязанностей.

Государственный служащий-гражданин РФ, исполняющий в порядке установленным федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Основные права государственных служащих:

1. на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимыми для исполнения им должностных обязанностей

2. на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями

3. на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации

4. на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Основные обязанности государственных служащих:

1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ

2. добросовестно исполнять служебные обязанности

3. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан

4. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Основные ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе:

1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2. быть депутатом законодательных органов;

3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4. принимать участие в забастовках;

5. использовать свое служебное положение в интересах политических партий и других общественных объединений.

Наши рекомендации