Государственные органы в России
Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности. Наиболее сложным является вопрос, связанный с характеристикой функций и компетенции государственных органов исполнительной власти. Как правило, определение структуры государственных органов должно начинаться с выявления необходимых и избыточных функций. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными и многообразными органами и должно чутко реагировать на изменение целей, задач, интересов общества, что отражается на функциях органов.
Действующая по законодательству система сдержек и противовесов влияет на формирование и функционирование государственных органов. Эта система имеет горизонтальное и вертикальное измерение: сдержки и противовесы в системе центральных (федеральных) органов и между федеральными органами и государственными органами субъектов. В России различают федеральные органы государственной власти, в том числе их территориальные органы, представляющие центральную власть на местах и региональные органы. Так, законодательные органы создаются на двух уровнях: федеральные органы и законодательные органы субъектов РФ. Причем эти уровни практически самостоятельны: их связывает только право федеральной законодательной инициативы у законодательных органов субъектов РФ, право последних влиять на принятие законов, регулирующих предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, а также право федеральной Государственной Думы обращаться в суд, если законодательный орган субъект РФ принимает закон, противоречащий федеральному законодательству. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
Законодательным органом России является Федеральное Собрание – парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Глава государства – Президент РФ. Широта полномочий Президента, в том числе наличие широкой дискреции недостаточно ограничена противовесами. Предусмотрена конституционная ответственность Президента РФ – он может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Но эти сдержки и противовесы практически реализовать невозможно.
Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему России составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов федерации. В Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Российской Федерации, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.