Государство – главный субъект социально-экономического управления
Как нами уже было отмечено управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.
Классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.
Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.
Классификация (типология) управления представлена на рис.2.
Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.
Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.
В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую(оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Таблица 1 Основные понятия науки управления | ||
Понятия | В широком смысле | В узком смысле |
Управление | Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе | Технологическая организация объекта управления |
Менеджмент | Всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми | Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей |
Администрирование | Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент | Разработка и постановка целей, определение политики организации |
Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).
В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.
Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект- государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал: «Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство».
Термин «государственное управление» широко использован в законодательстве и научной литературе. В Конституции РФ, принятой в 1993 году, данный термин заменен понятием «исполнительная власть». Это вызвало неоднозначное понимание содержания понятия «государственное управление».
В связи с этим существует множество подходов к его пониманию:
- как конкретный вид деятельности по реализации единой государственной власти, имеющей исполнительно-распорядительный характер;
- как деятельность государства по организации государственных органов, их связей и функционирования;
- как систему политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемых государственным аппаратом для организации общественной деятельности.
Однако в указанных определениях государственного управления отсутствует важнейшая исходная позиция: речь идет о социальном управляющем воздействии.
Управляющее воздействие означает сознательное начало, момент непременной связи управления с человеком, специфику такого воздействия, которая состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Именно на эту триаду свойств, составляющих сущность государственного управления, особое внимание обращают профессор Г.В. Атаманчук, Н.И. Глазунова и др.
Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Государственное управление – это разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства:
1.Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами развития государства.
2.Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество.
3.Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений.
4.Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические, но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов.
Следовательно, государственное управление – это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в которых реализуются общественные потребности, интересы и обозначимые цели.
Государственно-административное управлениепредставляет собой вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Государственно-административное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется следующими признаками:
· непрерывным и оперативным характером деятельности;
· осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии;
· установлением юридическо-функциональных режимов;
· применением мер административной ответственности;
· иерархически построенным аппаратом управления;
· профессиональным персоналом;
· административным усмотрением.
Государственное администрирование –практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.
Публичное управление – воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями.
В одном ряду с публичным управлением такие понятия как публичная власть – созданная народом и во благо народа; публичное право – система норм, регулирующих процессы, отношения в обществе; публичная служба как институт, созданный для осуществления общественно значимых (публичных) дел и собственно процесс служения народу. Таким образом, можно сказать, что публичное управление – это управление обществом вместе с обществом.
Политика – искусство иметь власть, это сфера отношений и организации власти, искусство управлять государством.
Власть- способность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей, т.е. контролировать, манипулировать или влиять на мысли и поведение других. Сущность власти сводится к отношению господства людей над людьми, или к отношению подчинения всех членов общества воле одного или узкой группе лиц. Так понимали государственную власть классики политической науки: итальянский дипломат и ученый эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469 – 1527), английский философ Т. Гоббс (1588-1679), немецкие теоретики философ и экономист К. Маркс (1818-1883) и социолог М. Вебер (1864-1920). По определению Макса Вебера, властьесть принуждение человека к действию или бездействию помимо его воли, т.е. власть есть господство, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии.
В современных условиях власть рассматривается как многофункциональный фактор, и влияние ее на государственное управление значительно усложнилось. Власть рассматривается как ,,способность общества мобилизовать свои ресурсы ради поставленных целей (Т. Парсонс); ,,Власть – это действительность системы, способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов” (Н. Смелзер).
Государство - структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений.
Государство потому и является государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государственная власть.
Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных) добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами. Государственное воздействие, регулирование -- это, прежде всего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации -- силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.
Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства. Нет необходимости доказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным, правовым и демократическим государством. Поэтому укрепление государственности - это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе его совершенствования, демократизации, расширения связей с гражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан. О противоречиях между обществом и государством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генератором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теория государственного управления.
Сегодня, чтобы выполнить свой долг перед обществом - обеспечить национальную и личную безопасность своих граждан, использовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочить распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовые функции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порождены тремя революциями: научно-технической, информационной, управленческой. Это задача каждого субъекта управления, но, прежде всего, государства как главного субъекта управления. А суть этих требований такова: сегодня нельзя упорядочить распорядительно-организационные, нормотворческие и силовые функции без коренного качественного изменения своих усилий в области информационно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, как показывают исследования многих ученых, государство не может разработать и принять выверенную стратегию развития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики (экономическую, социальную, культурную, национальную и др.), предложить обществу понятный и приемлемый для него курс.
Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества. Тем самым государство избавляется отставших во многом рутинными функций управления, наполняет их новым содержанием, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творческих и трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без них решение глобальных и геополитических задач просто невозможно. Это существенным образом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего и регулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация в этой области известна: командно-административная система разрушена, а новая (информационно-аналитическая, стратегическая, глобальная и геополитическая) не создана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят спонтанный характер, управляемость общественными процессами резко снизилась, что наносит ущерб национальным интересам России.
Развитие демократии и народного самоуправления не есть ослабление центральной власти, наоборот, разгружает ее от несвойственных функций, ставит саму власть в рамки правового поведения и позволяет сосредоточиться на решении современных вопросов цивилизованного отправления властных полномочий: разработку стратегии развития общества, выверенного политического курса, нахождение места государства в геополитическом пространстве, усиление информационно-аналитической работы, что и является сегодня определяющим в обеспечении национальной и личной безопасности граждан. Многие функции управления государство, как показывает мировой опыт, делегирует своим гражданам на разных уровнях управления, на основе общественного договора, местного самоуправления, что позволяет сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т. п. Достижение такого баланса интересов -- искусство и наука современной политической системы, залог ее прочности и источник развития, преодоления кризисных явлений в государственном управлении.
Орудием установления и утверждения социальной несправедливости и социальных дисбалансов всегда выступало государство, как главный субъект управления общественными делами. Формирование гражданского общества на принципах корпоратизма поставит под контроль государство, публичную власть, которые все в большей мере будут выполнять свою главную функцию, -- защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни. Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлинного самоуправления, что позволит значительно сократить государственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества.
Чтобы решать новые задачи российской государственности, необходимо:
а) наполнить политические властные отношения властью духовной, нравственной, идеологической, информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня собрать общество, обеспечить его целостность на основе системного управления;
б) в приоритетном порядке российскому государству, в первую очередь, предстоит сформулировать социальную доктрину развития общества, как составную часть общественной доктрины развития общества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс), духовно-культурной, национальной, муниципальной.
Без этого российскому государству трудно ориентироваться в геополитическом и глобальном мировом пространстве, которое, являясь внешним фактором по отношению к российскому обществу, во многом определяет качество государственного управления, его уровень и эффективность. Все это диктует в приоритетном порядке включение в политическую сферу интеллектуального и информационного ресурса, научных методов управления, прежде всего социального программирования и прогнозирования. Только на прочных началах научного социального управления и духовности, нравственности российская государственность может рассчитывать на «прорыв» как во внешней, так и во внутренней политике[17].