Правовые системы современности: понятие и виды.

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Основные элементы правовой системы:

1. право, как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности (система права);

2. законодательство и иные источники права;

3. юр. практика, ядро которой – судебная практика, под которой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;

4. правосознание (правовая идеология).

Существуют различные подходы к определению критериев классификации правовых систем. Некоторые авторы считают, что д.б. один критерий формирования правовых систем (простой критерий). В качестве такого, может выступать: общность экономических систем, на базе ктрх возникают и развиваются соотв-ющие им правовые системы; общие исторические традиции и природа сравниваемых правовых систем. Другие, склоняются к мнению о том, что классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев (сложный критерий). К сложным критериям относят такие, как стиль этих систем (историческая природа правовых систем, особенности путей его развития, преобладающая манера правового мышления, основные характеристики правовых институтов, иерархия источников права, доминирующая идеология правовых систем).

Выделяет следующие критерии классификации правовых систем различных государств:

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития); Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего гос-ва, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права; Речь о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство; Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, др. подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений; В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в др. – теологические, религиозные начала (мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Правовые семьи современности:

1) Англо-саксонская –система общего права, которая объединяет национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Структура:

а) Общее право (сложилось в виде судебных обычаев);

б) Право справедливости (особый порядок апелляции к монарху – «рассмотреть дело по совести, справедливости»);

в) Статутное право;

Основной источник системы общего права – судебный прецедент, а вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические (правовые) обычаи. Основатель права – суд.

2) Романо-германская –система континентального права. Объединяет правовые системы Германии, Франции, Испании, Австрии.

Основной источник – писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства (кодексах), появляются конституции, обладающие высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

3) Мусульманская –возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммеда.

Основные источники: Коран – священная книга ислама; Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка; Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама; Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах;

4) Традиционная –система обычного права. Объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки. Основной источник – обычай, содержащий семейно-бытовые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Группы правовых систем – это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

1) группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право);

2) группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.

Ценность права.

Социальная ценность – те явления, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые для его существования и развития.

Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:

1. Право обладает в первую очередь инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

2. Право, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Право является выразителем и определителем свободы личности в обществе. Ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы этой свободы. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо утверждение о том, что право по своей сущности – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы.

4. Право способно быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения. Право в обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

5. Право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

6. Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

7. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.

8. В нынешних условиях право приобретает планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Право является эффективным средством достижения социального мира, снятия напряжения в обществе.

Наши рекомендации