Основные теории происхождения государства (не менее трех на выбор).
1. Теологическая теория (основоположник – Фома Аквинский) исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей волии устанавливается на земле через божественного пророка (фараон, монарх). Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
Начиная с 9-10 вв. формулируется т.н. теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви, как слуга, и защищать государство. Сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
2. Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций, Р. Фильмер,) трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Человек по своей природе не может существовать вне общества и государства. Развитие общества представляет собой поступательный процесс смены форм общения от низшей к высшей; низшая форма общения – семья, затем – селение и высшая – государство. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (17 в.), который в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
3. Договорная (естественно-правовая) теория(получила распространение в 17-18 вв., ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными.
В результате экономического развития и расслоения общества, чтобы избежать конфликтов и достичь мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных прав государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека (право собственности, свободу, безопасность).
Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Теория была прогрессивна для своего времени, т.к. предполагала возможность свержения правителя (в том числе и путем восстания), если он не выполнял условия общественного договора.
4. Теория насилия (завоевания)возникла в конце 19 - начале 20 вв. (основоположники К. Каутский, Е. Дюринг).
Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. К. Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати.
6. Марксистская (материалистическая, классовая) теория основана на материалистическом подходе. Эта теория возникла в середине 19 в. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат, прежде всего, социально-экономических процессов развития общества, как институт, пришедший на смену родоплеменной организации. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
7. Органическая теория (Платон, Г. Спенсер). Платон сравнивал состояние государства с состоянием души.
В окончательном виде теория была оформлена в 19 в. английским мыслителем Г. Спенсером. Государство – результат органической эволюции (закон биологической эволюции Ч. Дарвина), разновидностью которой является социальная эволюция. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму, состоящему из необычных клеток (людей).
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой.
9. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах Месопотамии, Египта, Индии, Китая. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но не объясняла причины возникновения государства в других странах, где ирригационных систем не существовало.
10. Расовая теория основана на превосходстве одной расы над другой (одна раса представлена руководителями, другая – рабами). Существовала идея главенства арийской нации (идеолог Тойнби), научные основы заложены в философии Ницше, идея превосходства европейской нации была выдвинута французским теоретиком Тобино.
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
Государство появилось около 5 тыс. лет назад. Само понятие ввел Николо Макиавелли. Вопросом о понятии государство занимались многие ученые и философы, особенно Древнего Востока. Все склонялись к тому, что государство – это деспотическое правление (Шан Ян).
Наивысшего расцвета наука о государстве достигла в Древней Греции и Риме (Платон, Аристотель, Цицерон). Общее: государство как идеальный союз; идеи разработаны на основе античного полиса.
В Новое время популярна идея Гегеля: государство – идея разума, свободы и права, как нравственное целое.
К числу современных исследователей относятся Алексеев, Чиркин, Тихомиров.