ТГП в системе гуманитарных наук

ТГП: предмет, функции.

По своему предмету ТГП является фундаментальной наукой, которая изучает наиболее общие закономерности происхождения, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов. Именно это отличает ТГП от иных юридических наук, изучающих право и связанные с ним явления. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

* Закономерности – регулярно повторяющиеся события. Общие закономерности касаются не одного государства, а всех, либо многочисленные группы.

* Происхождение – причины возникновения и первоначального становления института.

* Развитие – процесс изменения (эволюции) государства и права.

* Функционирование - ? как, каким образом действуют государство и право.

В этой науке формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридически дисциплинах, в текстах законов.

Оставаясь целостной наукой, ТГП, тем не менее, подразделяется на 2 структурные части: теорию государства и теорию права.

Необходимо сказать несколько слов о соотношении ТГП как науки и как учебной дисциплины. Предмет у них общий – государство и право, – но акценты изучения различны.

В первом случае, это стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих лет.

Во втором – научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания, что в конечном итоге приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки.

Функции ТГП:

1. Гносеологическая функция: выработка теоретических конструкций и приемов, что способствует развитию правового познания.

2. Онтологическая функция: познание и объяснение существа государственно-правовых явлений.

3. Практически-организаторская функция: ТГП служит научной основой функционирования государства и права.

4. Методологическая функция: ТГП содержит основополагающие выводы для других юридических наук, задает и определяет целостность, определенный уровень, является базисом, на который опираются все другие юридические науки.

5. Прогностическая функция: вывод из всего комплекса научного знания тех закономерностей, которые определяют тенденции государственно-правового развития.

6. Эвристическая функция: познание не только наличествующего состояния государственно-правовых явлений, но открытие новых закономерностей в их развитии.

7. Идеологическая функция: систематизация идей о государстве и праве, создание научной основы для формирования общественной и индивидуальной правовой культуры.

8. Политическая функция: разработка средств и методов преобразования государственно-правовых институтов, укрепления законности, образования и строения органов государства; формирование научной основы внутренней и внешней политики, обеспечение научности государственного управления.

2. ТГП в системе юридических и иных наук.

Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями.

Тип государства – группа государств со сходными существенными признаками, объединенная в рамках однородной исторической эпохи.

Признаки:

1) Это совокупность государств;

2) Эти государства развиваются в пределах одной исторической эпохи;

3) У этих государств однородна сущность (кому и в чьих интересах государство служит).

Типология осуществляется в основном с позиции 2 подходов:

1. формационного;

2. цивилизационного.

Формы осуществления функций государства

* Организационная – создание государственных структур, обслуживающих функции государства.

* Идеологическая – пропагандистское обеспечение деятельности государства.

* Правовая – принятие законов.

Выделяют методы осуществления функций государства:

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (власть заставляет).

3. поощрение (власть создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Понятие права: основные подходы.

Основные школы права

1. Теологическая теория права. В глубокой древности источник позитивного права видели в воле богов и их "помазанников" - правителей государств (Индия, Китай, Египет). Влияние религии на содержание законов и права в средние века привело к господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов (Фома Аквинский). Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека.

Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

2. Теория естественного права (доминирует в Западной Европе с 50-х гг. 20 в.). Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с дарованными государством нормами поведения (позитивное право) существует высшее право, включающее в себя неписанные общепризнанные идеи, ценности и неотчуждаемые от рождения права на жизнь, свободу, частную собственность и стремление к счастью.

3. Историческая школа права возникла в конце 18 - начале 19 вв. (К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта) в противовес естественному праву. Отрицалась возможность существования единого права народов; право – это продукт не индивидуального разума и воли законодателя, а продукт народного духа, творческой деятельности целого народа в его единстве; оно всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.

Право развивается самопроизвольно, медленно, но органически. Право, как и языки, формируется от поколения к поколению без всякой борьбы и напряжения.

4. Позитивная теория права (И. Бентам) сложилась во 2-ой половине 19 в. В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

5. Нормативистская теория права (начало 20 в.; СССР, Франция (де Голль), Германия).

Право – устанавливаемые государственной властью общеобязательные нормы (команды), обеспеченные принуждением и выражаемые только письменно, документально. →

* Единственным правотворцем признается государство (характерно для диктатуры).

* Право должно быть формально определенным (неписанные нормы не одинаково воспринимаются людьми).

* Нормативизм абсолютизирует форму права и недооценивает его содержание (нет критерия правомерности).

Г. Кельзен в "чистой теории права" видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права.

6. Социологическаятеория права зародилась в середине 19 в. (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Основной постулат ее состоит в том, что "право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни". Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца.

7. Психологическая школа права создана в начале 18 в. Л.И. Петражицким.

Право – интуитивное, взаимное переживание (беспокойство) по поводу какого-либо долга, обязательства. Если переживание не взаимное, а односторонне, то возникает нравственность, а не право.

8. Социалистические и коммунистические учения о сущности права сложились во 2-ой половине 19 в. и исходили из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. Право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Оно не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Виды правотворчества.

1. народное правотворчество (Конституция, ФЗ и местные правовые акты, вынесенные на референдум).

2. законотворчество.

3. указотворчество (акты главы государства - УП).

4. подзаконное нормотворчество (вторичные акты, УП, акты министерств и ведомств).

5. ведомственное нормотворчество (акты министерств, комитетов и пр.).

6. региональное правотворчество.

7. формирование обычаев.

8. чрезвычайное правотворчество, осуществляемое в период ЧП.

9. делегированное правотворчество – временное предоставление правотворческой компетенции от одного органа другому для более оперативного наведения порядка (например, передача права принимать законы от парламента правительству).

10. локальное правотворчество (в пределах организаций).

Действие НПА во времени

НПА обретает юридическую силу, т.е. возможность упорядочения общественных отношений, после официального опубликования либо после наступления специально оговоренной даты.

Общее правило: НПА не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его опубликования. Обратная сила у закона появляется в 2 случаях:

1. когда он смягчает юридическую ответственность за определенное деяние (например, по УК РСФСР за хищение государственных средств расстрел, в настоящее время – максимум 15 лет).

2. когда закон вовсе отменяет юридическую ответственность по конкретному деянию (например, с января 1996 г. отменено наказание за спекуляцию).

Неопубликованные законы применению не подлежат. Печатными изданиями для официального опубликования актов общефедерального значения являются РГ, СЗРФ (ФЗ и УП), Бюллетень НПА РФ (УП, ПП и др.).

НПА действует до тех пор, пока не истек специально оговоренный срок его действия либо пока не вступил в силу специальный закон об отмене данного акта.

Действие НПА по кругу лиц

Общее правило: НПА РФ действует в отношении граждан РФ, где бы они не находились, а также в отношении не-граждан России, постоянно или временное находящихся на территории РФ (в полном объеме только административные и уголовные законы, остальные – избирательно).

Классификация норм права

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

  1. гражданского;
  2. административного;
  3. финансового;
  4. конституционного;
  5. семейного;
  6. трудового;
  7. уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят:

  1. на императивные;
  2. рекомендательные;
  3. диспозитивные;
  4. поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения.Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также:

  1. общезакрепительные;
  2. декларативные;
  3. дефинитивные;
  4. коллизионные;
  5. оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
  2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
  3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

Понятие правонарушения.

Признаки:

1. Противоправность – прямая запрещенность законом конкретного деяния.

2. Общественная опасность – угроза для безопасности общества.

3. По форме правонарушение может быть действием или бездействием.

4. Виновность – сознательно-психологическое стремление к достижению противоправного результата.

5 (спорное). Связано с наступлением юридической ответственности

НО:

* разные по субъекту – правоохранительный орган и преступник;

* разные по времени;

* не всякое правонарушение связано с наступлением юридической ответственности

↓ разные явления с собственными признаками

6. Деликтоспособность правонарушителя – способность вменяемого и достигшего специального возраста юридической ответственности лица отвечать за содеянное.

Правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое деликтоспособным лицом с посягательством на правоохраняемые блага.

ТГП: предмет, функции.

По своему предмету ТГП является фундаментальной наукой, которая изучает наиболее общие закономерности происхождения, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов. Именно это отличает ТГП от иных юридических наук, изучающих право и связанные с ним явления. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

* Закономерности – регулярно повторяющиеся события. Общие закономерности касаются не одного государства, а всех, либо многочисленные группы.

* Происхождение – причины возникновения и первоначального становления института.

* Развитие – процесс изменения (эволюции) государства и права.

* Функционирование - ? как, каким образом действуют государство и право.

В этой науке формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридически дисциплинах, в текстах законов.

Оставаясь целостной наукой, ТГП, тем не менее, подразделяется на 2 структурные части: теорию государства и теорию права.

Необходимо сказать несколько слов о соотношении ТГП как науки и как учебной дисциплины. Предмет у них общий – государство и право, – но акценты изучения различны.

В первом случае, это стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих лет.

Во втором – научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания, что в конечном итоге приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки.

Функции ТГП:

1. Гносеологическая функция: выработка теоретических конструкций и приемов, что способствует развитию правового познания.

2. Онтологическая функция: познание и объяснение существа государственно-правовых явлений.

3. Практически-организаторская функция: ТГП служит научной основой функционирования государства и права.

4. Методологическая функция: ТГП содержит основополагающие выводы для других юридических наук, задает и определяет целостность, определенный уровень, является базисом, на который опираются все другие юридические науки.

5. Прогностическая функция: вывод из всего комплекса научного знания тех закономерностей, которые определяют тенденции государственно-правового развития.

6. Эвристическая функция: познание не только наличествующего состояния государственно-правовых явлений, но открытие новых закономерностей в их развитии.

7. Идеологическая функция: систематизация идей о государстве и праве, создание научной основы для формирования общественной и индивидуальной правовой культуры.

8. Политическая функция: разработка средств и методов преобразования государственно-правовых институтов, укрепления законности, образования и строения органов государства; формирование научной основы внутренней и внешней политики, обеспечение научности государственного управления.

2. ТГП в системе юридических и иных наук.

ТГП в системе гуманитарных наук

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества в той или иной мере затрагивается всеми гуманитарными науками → тесное взаимодействие ТГП с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др.

ТГП и философия.

Обращение к достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению "вечных" вопросов государства и права.

Так, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократических взглядов на государство, в то же время диалектика Гегеля стала объективным источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве.

ТГП и экономические науки.

Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и формирования соответствующих общественных отношений.

ТГП и социология.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, ТГП может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

ТГП и политология.

Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.

ТГП и социальная психология.

Социальная психология устанавливает наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, подчинение, законность и др.) не могут быть раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.

Наши рекомендации