Молодежь как специфический адресат информации. Информационные потребности и предпочтения молодежи. Основные направления совершенствования отбора и оценки информации для молодежи.
Проблема информационной социализации в последние годы является одной из самых актуальных и острых не только для науки, но и для общества в целом. Подрастающее поколение развивается в принципиально новом социальном и информационном пространстве, в котором слова «информационная культура» являются не абстрактными понятиями, но живой реальностью.
Потребители информации, в том числе и молодежь, в современном обществе чаще ориентированы на визуальные образы, что формирует и укореняет особую культуру. Тоффлером было введено понятие клип-культуры, то есть культуры, основанной на «клипах» информации. Клип-культура порождает клиповое сознание, в котором, по мнению Тоффлера, нет места рефлексии и воображению.
Тоффлер под клипами информации понимал вспыхивающие в сознании фрагменты, которые невозможно уложить в старые категориальные рамки не только потому, что они обрывочны, бессвязны и текучи, но и потому, что готовой картины реальности в «текучей современности» в принципе нет и потребители информации должны сами ее сконструировать.
Что касается видов информации, интересующей современных молодых людей, то опрос выявил их интерес к информации о музыке и музыкальных новинках (64%); 50% молодежи отметили как важную для себя познавательную информацию. Сравнительно высоким оказался интерес респондентов к информации о любви и сексуальных отношениях (44%), а также к информации о моде и косметике (40%).
Относительно других содержательных видов информации – показатели по ним распределились таким образом: спортивная (36%), информация о культуре (34%), криминальная и экономическая информация – по 30%, прочая информация – 24%. Политическая информация (22%) популярна наряду с информацией о мистике (22%). Среди респондентов 20% отметили как неинтереснуюой для себя информацию о светской жизни, о природе и животных (16%), информацию о шоу-бизнесе (14%) и кулинарии (10%).
Познавательному развитию прежде всего способствует учебная информация (58% молодежи). Необходимо отметить, что все респонденты, принявшие участие в опросе, проходят обучение (на очном и очно-заочном отделении) в высшем учебном заведении и учебно-профессиональная деятельность опосредует их общение, интересы, предпочтения. 15% отмечают научную информацию, 10% молодежи указывают новостную информацию, 7% – информацию об образовании, 5% – о культуре и 5% – любую, главное, чтобы она была полезная и интересная. По мнению 80% опрошенных, именно специфичная информация, отражающая предпочтения и интересы самой группы или сообщества, помогает вхождению в группу(ы) по интересам или сообщество(а). Например, одна из респондентов пишет: «…в литературном кружке будет принят человек начитанный, знающий, что такое рифма, ритм и т.д.». 20% выделяют музыку, кино, культуру, спорт.
Интерес представляют данные, отражающие выбор юношами и девушками информации, влияющей на развитие их личности: 36% респондентов отмечают научную информацию как способствующую развитию личности, 20% выделяют информацию о предмете собственных интересов, 11% – информацию, почерпнутую из личного общения, 10% – психологическую, 8% – разнообразную познавательную, 5% – информацию об искусстве, 4% – о здоровье, 3% – о культуре, 2% – об образовании, 1% – о моде.
Мы можем констатировать, что современная молодежь ориентирована на научную информацию, которая способствует личностному росту. При опросе респонденты не дают точного ответа, какая это конкретно научная информация. Предполагается, что здесь затрагиваются разные сферы жизни, обогащенные точными фактами, примерами. Часть молодежи указывает и на информацию, связанную с их интересами, так как они могут быть мотивирующей силой к достижениям, самосовершенствованию.
Критерии отбора информации.
Характеристики качества информации
Ниже перечислены свойства информации, определяющие её качества. Под качеством информации понимают степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительным, так как зависят от потребностей потребителя информации. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:
Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений. [1]
Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой[2]. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- непреднамеренное искажение субъективного свойства;
- искажение в результате воздействия помех;
- ошибки фиксации информации;
В общем случае достоверность информации достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искажённой информации и др.
Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
Каналы и ресурсы информирования молодежи: телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет и др. Регулярно имеет место анализ основных общероссийских информационных ресурсов, СМИ для молодежи. Выделяют различные формы получения молодежью информации: информационные поводы, тексты, радио - и видеоролики и радио - и видеосюжеты, социальная реклама, консультации, конкурсы, выставки, фестивали, дни открытых дверей, конференции, смс-информирование, флеш-мобы и др.
Средства массовой информации (СМИ) представлены периодическими печатными изданиями (пресса): газетами, журналами альманахами, бюллетенями и др.; существуют электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет (радио, теле-, видео-, кинохроникальная программы, интернет-сайты и др.). Закон РФ № 2124-I «О средствах массовой информации» от 01.01.2001 г. (с последующими изменениями) закрепляет и координирует процесс распространения информации на территории РФ.
Существует разветвленная система журналистских жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Молодежные СМИ существенно различаются; среди этого разнообразия выделяют наиболее востребованные периодические и электронные СМИ. Государственные органы власти осуществляют поддержку молодежным СМИ на федеральном и региональном уровнях.
Специалисты информационно-ресурсных центров по проблемам молодежи регулярно проводят обзоры, информационные сообщения. Результаты мониторинга самых важных нормативных документов, публикаций, анонсов, касающихся положения молодежи в РФ по самым разным темам позволяют органам молодежной и информационной политики отслеживать динамику в информационном процессе, совершенствовать деятельность по содействию в формировании информационной компетентности молодых людей.