Таможенная политика советского периода.
Правительство большевиков в 1917 г. скептически отнеслось к концепции таможенного дела и системе таможенного регулирования. Реализация ленинской идеи о государственной монополии внешней торговли не оставило места для применения тарифов на товары. Если существует гос. монополия на внешнюю торговлю, то субъект, осуществляющий экспорт – государство, т.е. само с себя пошлины не берет. До 1920-х годов тарифному регулированию внимания не уделялось. В период военного коммунизма высказывались идеи о необходимости ликвидации границ и таможен., т.е. государству победившего социализма ни границы, ни таможни не нужны.
29.12. 1917 г. СНК подписал декрет о разрешениях на ввоз и вывоз товаров. Устанавливалось разрешительно-запретительная система на провоз товаров через границу. Разрешение на ввоз и вывоз товаров могло выдаваться только отделом торговли и промышленности СНК. Ввоз и вывоз товаров без такого разрешения признавались контрабандой.
28.05.1918 года СНК издал декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». Он заложил основы советской таможенной политики. Декрет устанавливал, что обложение таможенной пошлиной и иными сборами, товаров, перемещаемых через границу, является исключительной прерогативой центральной советской власти. Местные таможенные учреждения признавались органами центральной государственной власти и подчинялись Наркомату финансов. Никакие гражданские и военные власти, общественные организации не имели права вмешиваться в деятельность таможенных органов. Местные советы могли осуществлять общий надзор за деятельностью таможен, не входя при этом в административную часть их работы.
В соответствии с декретом СНК от 29.06.1918 г. - Департамент таможенных сборов, который действовал при Наркомфине, преобразован в Главное управление таможенного контроля. Главное управление переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. 11.07.1920 г. Наркомат торговли и промышленности преобразован в наркомат внешней торговли и к нему перешли все функции управления таможенным делом.
Декрет СНК от 3.01.1921 «О реквизициях и конфискациях» -предусматривал, что подлежат конфискации товары., деньги, предметы, скрытые от таможенного контроля, а также не скрытые: оружие, боеприпасы, драгоценности и значительные денежные суммы. Предусматривался 2-уровневый порядок рассмотрения дел о таможенных правонарушениях:
Судебный и Административный.
Лица, задержавшие контрабанду, премировались 20% от суммы задержанного имущества, т.е. 1/3 – непосредственным задержателям контрабанды, 1/3 – косвенным, 1/3 – на нужны таможенников соответствующего округа.
Декрет СНК от 31.03. 1922 г. утвердил временное положение о местных таможенных учреждениях. Наркомат внешней торговли и Наркомат финансов согласовывали перечень таможенных округов, начальники которых подчинялись непосредственно НКВТ. Руководство таможенными органами на местах осуществляло ГТУ при НКВТ. Местные таможенные органы подразделялись на таможни 1го, 2го и 3го разрядов и таможенные посты. Местные таможенные органы объединены в 8 таможенных округов.
В период военного коммунизма товары не продавались, а распределялись. С переходом к НЭПу, расширением внешней торговли, предоставлением права выхода на международный рынок не только государству, но и иным субъектам, возникла необходимость восстановления таможенно-тарифного регулирования.
Первый советский таможенный тариф по европейской привозной торговле утвержден СНК 14.02.1922. В 15.07.1922 г. был утвержден первый тариф по вывозной (экспортной) торговле.
Для подготовки таможенно-пошлинных вопросов при СНК РСФСР декретом от 23.02. 1922 г. учрежден Таможенно-тарифный комитет. Он утверждал списки разрешенных и запрещенных к провозу через границу товаров, а также разрешал вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования и вопросы, который вносились местными таможенными учреждениями. Давал заключения по всем проектам декретов, торговых договоров и конвенций, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.
14.12.1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР -стал 1м советским кодифицированным актом в области таможенного дела. Устав закреплял, что управление таможенным делом на всей территории СССР является прерогативной наркомата внешней торговли, который осуществляет свои функции через ГТУ, таможенно-тарифный комитет. Устав устанавливал 4-звенную систему таможенных органов. Центральный орган управления таможенным делом – Наркомат внешней торговли. Управление таможенными органами на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления, которые подчинялись ГТУ . Всего 11 таких управлений.
Непосредственно таможенное дело осуществляли таможни и таможенные посты. Таможни подразделялись на 3 группы: 1-го, 2-го и 3-го разряда. Таможни 1-го разряда создавались при крупных ж/д станциях и в портах с большим грузооборотом, 2-го разряда создавались в небольших портах, на реках и озерах, а3-го разряда – на грунтовых дорогах. Осуществлять таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров могли таможни 1-го и 2-го разрядов, а 3-го разряда лишь в случае, если проведение таможенного оформления не требовало осуществления спец. таможенной экспертизы.
Таможенные посты занимались только таможенным оформлением пассажирской ручной клади, багажа, а также пересылкой международных почтовых отправлений.
19.12.1928 принят Таможенный кодекс СССР, заменивший Устав 1924 г.. Он детально определил компетенцию - Районные таможенные инспекторские управления преобразованы в отделения главного таможенного управления.
С 1929 по 1932 год тенденции отказа от экономических методов проявляются отчетливее.
1930 год – Свод таможенных тарифов СССР -просуществовал более 30 лет.
В 1934 г. упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов обобществленного сектора и установлен централизованный порядок расчета по операциям с такими грузами. Это привело к увеличению служащих.
В период ВОВ Деятельность таможен прекращена или прервана. Продолжало их деятельность на юге и востоке СССР.
В 1942 г. ГТУ утвердило инструкцию о порядке ведения дел по контрабанде - упрощался суд. порядок, оставался только административный + ускоренный порядок рассмотрения дел о контрабанде - в течение 7 дней. В 1943 г. таможни стали беспошлинно пропускать благотворительные грузы, поступающие из-за границы в адрес Красной армии и ВМФ.
В 14.08.1951 г. для начальствующего состава - введены персональные звания - до 1996 г.
В 1953 г. Совмин СССР утвердил новые правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через таможенную границу СССР - вводилась таможенная декларация (формализованный бланк который должны были заполнять все лица, следующие через государственную границу СССР).
В 1955 г. введен упрощенный порядок таможенного оформления и контроля товаров, ввозимых в СССР лицами, прибывшими в советский союз на учебу из развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Введение такого упрощенного порядка привело к появлению фарцовки.
В 1964 г. - таможенный кодекс СССР,устанавливающий 2-звенную систему управления таможенным делом. Руководство на всей территории СССР осуществляло ГТУ при министерстве внешнеэкономической связи СССР. На местах - таможни и таможенные посты. Таможенный пост - структурное подразделение таможни, территориально удаленное от администрации, т.е. не был самостоятельным органом.
Вторая половина 60-70- и 1я - 80-х годов реформы таможенного дела не было, толчок дала перестройка. Отказ от командно-административных методов управления экономикой, предоставление права выхода на мировой рынок иным хозяйствующим субъектам потребовало изменений в таможенном деле.
В 1989 г. ГТУ при министерстве экономических связей СССР преобразовано в главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР -этот орган приобрел статус центрального ОГВ. Это Управление было приравнено к союзному министерству. Это продолжается до сих пор за исключением небольшого периода 2003-2005 годов, когда хотели привязать в Минэкономразвития.
В 1991 г. принят последний советский Таможенный Кодекс. Он д.б. вступить в действие с 1.01.1992 г., но СССР распался. Отдельные эти положения продолжали действовать до 1993 г., пока не был принят Таможенный Кодекс РФ (17.07.1993), действовавший он 10 лет. 28.05.2003 г. принят последний кодекс РФ, который уже не действует. В 2010 г. вступил в действие ТКТС (Белоруссия, Казахстан, Россия). До октября 2011 г. кодекс РФ продолжал действовать в количестве 1 пункта одной статьи.
- Органы таможенного союза.
На н.в. институт наднационального регулирования в области таможенного дела осуществляется на уровне; межгосударственного совета Евразэс, Евразийская Экономическая комиссия (ранее была - комиссия Таможенного союза)и суда Евразэс.
1. Межгосударственный совет Евразес – высший орган евразийского экономического сообщества, который одновременно является и органом таможенного союза. Функционирование Межгоссовета Евразэс осуществляется на 2х уровнях: 1) На уровне глав государств; 2) На уровне глав правительств
Межгоссовет на уровне государств включает в себя президентов Белоруссии, России и Казахстана. собирается не реже 1р. в год. На уровне глав правительств - не реже 2х раз в год.
Основными задачами Межгоссовета как высшего органа Таможенного союза являются:
1) Определение стратегии, направлений и перспектив формирования и развития таможенного союза
2) Разрешение вопросов, касающихся регулирования условий взаимной торговли между государствами – членами Таможенного союза,
3) Определение таможенной политики таможенного союза и Евразэс в целом по отношению к третьим государствам
4) Упрощение и унификация таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Евразес и ТС
5) Обеспечение действия международных договоров, направленных на завершение формирования таможенно-правовой базы союза
6) Обеспечение объединения таможенных территорий государств Таможенного союза в единую таможенную территорию
7) Определения перечня международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза
8) Иные функции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Председательство в Межгоссовете на уровне глав государств осуществляется поочередно каждым государством – членом Евразэс в течение 1 г. Очередь в порядке русского алфавита. Решение на уровне глав государств принимаются консенсусом, необходимо согласование позиций всех глав государств-членов Евразес. Только в этом случае принятое Межгоссоветом решение становится обязательным для исполнения на территории государств-членов Евразес. Исполнение решений - посредством принятия на национальном уровне соответствующих внутригосударственных национальных ПА.
Важнейшим структурным подразделением Межгоссовета является экспертный совет, в задачи которого входит:
- рассмотрение заявлений ЮЛ и ФЛ, занимающихся предпринимательской и иной хоз. деятельностью, по вопросам соответствия решений КТС, имеющих обязательный характер в договорно-правовой базе. Такие заявления могут подаваться и рассматриваться в индивидуальном порядке и исходить от неопределенного круга хозяйствующих субъектов.
В состав экспертного совета каждое из государств-членов ТС, сроком на 3 г, , квартирует 5 представителей из числа своих граждан, обладающих знаниями в области права, международной торговли и разрешения споров.
Межгосударственный совет заслушивает доклады Интеграционного комитета (постоянно действующий орган ЕврАзЭСа) о положении дел в сообществе и о ходе реализации его целей и задач + утверждает структуру и численность секретариата Интеграционного комитета.
Межгосударственный совет утверждает символику ЕВРАЗЭС, представляет кандидатуры для назначения судей в суд сообщества. Определяет перечень договоров и других документов, содержащих обязательства, исполнение которых необходимо для государств, присоединяющихся к ЕВРАЗЭС, решения о принятии новых государств в члены сообщества и др.
2. Евразийская экономическая комиссия.
На заседании евразийского экономического совета на уровне глав государств создана, от 19.11.2011 г., Евразийская экономическая комиссия как единый постоянно действующий орган ТС и орган, обеспечивающий формирование единого экономического пространства. Договор о ЕЭК определяет, что с момента ратификации этого договора всеми государствами-членами и получением подтверждения такой ратификации комиссия ТС прекращает свое существование, и все полномочия переходят к Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Организация не подчинена правительствам трех стран.
Дополнение: ( ! непонятно зачем, т.к. если посмотреть на перспективные планы КТС, то до 2010 года –1 этап, 2- до 2014, 3- до 2020. КТС)
Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и единого экономического пространства + выработка предложений по дальнейшему развитию на постсоветском пространстве (в рамках ТС) + обеспечивать развитие интеграции на уровне самого евразийского экономического сообщества.
Одно из направлений ЕЭК и ЕЭ совета – обеспечение преобразования, перехода от европейского экономического сообщества к европейскому экономическому союзу. ЕЭК передаются функции и полномочия КТС.
На КТС были возложены функции:
1. Исполнение решений, принятых межгоссоветом Евразес в области таможенного дела
2. Мониторинг исполнения международных договоров о формировании ТС, с учетом национальных особенностей государств-членов ТС, так и отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности
3.Разработка, при участии правительств государств-членов ТС, рекомендаций для Межгоссовета по вопросам формирования и функционирования ТС
4.Обеспечение и реализация международных договоров, составляющих базу ТС.
5. Содействие государствам-членам ТС в урегулировании споров в области таможенного дела до обращения в суд Евразэс.
6. Обеспечение взаимодействия в пределах своих полномочий с ОГВ государств –членов ТС
ЕЭК функционирует в составе коллегии ЕЭК и Совета ЕЭК. Постоянно действующий орган – коллегия. Заседания колеегии - не реже 1 р. в квартал. Решения коллегии обязательны для государств-членов ТС. Решения принимаются большинством голосов.
Структура коллегии: 1)Председатель коллегии (Христенко) 2) Члены коллегии, имеющие статус (ранг) министров: Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики ; Член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике; по промышленности и АПК; по торговле; по вопросам технического регулирования; по таможенному сотрудничеству; по энергетике и инфраструктуре; по конкуренции и антимонопольному регулированию
Между членами коллегии распределяются обязанности:
● Председатель коллегии осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью коллегии (т.е. одновременно) + координацию кадровой, финансовой и правовой деятельности ЕЭК,
Координирует и контролирует работу коллегии: - В сфере основных направлений интеграционного взаимодействия, управления делами организации; - Подготовка проекта бюджета комиссии, его исполнение + отчеты об исполнении бюджета; - В сфере обеспечения работы ЕЭК, подготовки заседаний Межгоссовета; - В сфере организации деятельности коллегии по выполнению возложенных на нее функций член
● Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики обеспечивает реализацию в сфере интеграционной политики, кодификации договорно-правовой базы ТС и единого эк. пространства, в сфере макроэкономики, определения параметров макроэкономической политики, мониторинга и развития государств-членов ТС, вопросы экономической статистики.
● Министр по экономике и финансовой политике- реализация функций политики в: сфере охраны и результатов интеллектуальной деятельности, трудовой миграции, финансовых рынков, Валютной политики, Банковской сфере, Страхования, Рынка ц/б, налоговой политики.
●Министр по промышленности и АПК в: сфере с/х политики, государственных программ и проектов, субсидий (в т.ч. и с/х)
● Министр по торговле: Таможенно тарифного и нетарифного регулирования, Унификация торгвовых режимов, Заключение солашения о свободной торговли с третьими странами В сфере экспортного контроля, в том числе перемещения товаров
● Министр по вопросам технического регулирования: Сфера технического регулирования, аккредитации; Установление сантиарных ветеринарных мер;
● Министр по таможенному сотрудничеству- реализаци функций коллегии в сферах: Таможенного законодательства и правоприменительной таможенной практики; Таможенного администрирования, в т.ч. по вопросам применения таможенных процедур, проведения таможенного контроля, развития и использования таможенной инфраструктуры и информацинных технологий в таможенной сфере
● Министр по энергетике и инфраструктуре обеспечивает реализацию функций комиссии в сфере: Энергетической политики, Естественных монополий, Транспорта и перевозок, в т.ч. по вопросам регулирования доступа к услугам ж/д транспорта, согласование и применение исключительных тарифов, проведение расследований в области тарифного регулирования, Принятие решений по установлению, изменению тарифов.
● Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию: в сферах Конкурентной политики, контроля за соблюдением единых правил конкуренции, Применение санкций и наложение штрафов о пресечении нарушений в этой сфере, В сфере ценового регулирования (и согласования сроков), гос. и муниципальных закупок, Отмена изъятий из нац. режима.
3. Суд ЕврАЗЭс -Рассматривает дела и споры экономического характера в рамках ТС. В суд Евразэс могут обращаться только государства-членыЕвразэс, а хозяйствующие субъекты не имеют. За все время суд Евразэс (10 лет) рассмотрел 2 экономического дела.
Суд разрешает экономическое споры между странами и обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Евразэс и ТС международных договоров и решений, принимаемых органами Евразэс и ТС, осуществляет толкование этих актов. Судьи суда ТС назначаются и освобождаются от должности межпарламентской ассамблеей Евразэс по представлению Межгоссовета, а теперь высшего эконмического совета Евразэс. В состав входит по 2 представителя от государства-члена ТС. Срок полномочий – 6 лет, потом ротация (перемещение работников с одного раб. места на др.). Располагается этот суд в Минске.
- Договорно – правовые основы таможенного союза. (мало)
Работа по подготовке и принятию международных договоров по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ведется в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6.10. 2007 г. № 1.
К настоящему времени реализованы мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Продолжается работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.
Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 41. В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и ее введением в действие особое значение приобретает приведение в соответствие с ней национального законодательства государств – членов Таможенного союза.
Существует перечень м/н договоров, составляющих договорно – правовую базу ТС.
Часть 1: Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС (некоторые из них):
1. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.
2. Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г
3. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г
4. Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г.
5. Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС от 19.05. 2006 г.
6. Протокол о международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию от 3 июня 1997 г.
7. Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г
8. Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. (всего 13).
Часть 2: Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС:
- Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.
- Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г
- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.
- Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.
- Соглашение о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах – участниках таможенного союза от 12 декабря 2008 г
- Соглашение о порядке декларирования товаров от 12 декабря 2008 г
- Соглашение о видах таможенных процедур и таможенных режимов от 12 декабря 2008 г
- Соглашение таможенного союза о карантине растений, по санитарным мерам
- Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.
- Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 г. (всего 38).
- Таможенная территория и таможенная граница.
Особенность таможенного права состоит в том, что, распространяясь на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
Таможенная территория - территория, в отношении которой законы и правила, регулирующие ввоз, вывоз, транзит товаров, ценностей и иных предметов, применяются в полном объеме без каких-либо изъятий. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство.
В РФ таможенную территорию составляют: сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах границ РФ. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат РФ. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.
Статья 2 ТК ТС - Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Казахстан и РФ, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией.
На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с ФЗ особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.
Свободная таможенная зона – разновидность особой экономической зоны. В классическом понимании– это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства.
Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей таможенного союза.Таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.
Таможенная граница – условная линия, ограничивающая таможенную территорию. Различают внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Внешняя таможенная граница - условная линия, ограничивающая пределы таможенной территории государства (территории смежных государств). Обычно внешняя таможенная граница совпадает с государственной границей и охраняется таможенниками совместно с пограничными войсками. Внутренняя таможенная граница - совокупность периметров свободных таможенных зон и свободных складов. Через внутреннюю таможенную границу багаж и предметы ручной клади пропускаются по таможенным правилам, применяемым на государственной границе. Она охраняется таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.
Государственной границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
● государственная граница – реальная линия на местности, а таможенная граница – условная, воображаемая линия;
● государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
● государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства.
- Система таможенных органов РФ.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. ОГВ субъектов РФ, ОМС, общественные объединения не могут вмешиваться в д-ть таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. ФЗ не называет Президента, но он также имеет большое значение (Указы Президента РФ от 11.04.1992 года «О мерах по созданию системы экспертного контроля в РФ»; указ от 6.03.1995 года «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности» послужили основой для формирования таможенной системы России.)
Правительство РФ :
1 осуществляет непосредственное руководство деятельностью ФТС
2 определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможенных постов
3 назначает и освобождает от должности директора ФТС + по его представлению – первого зама и заместителей (в н.в. в структуру входит 1-й заместитель директора и 4 заместителя)
4 на национальном уровне утверждает ставки экспортного тарифа
5 решает вопрос о создании и ликвидации свободных таможенных зон
6 определяет порядок и особенности перемещения отдельных категорий товаров (пр: постановление правительства РФ о порядке перемещение ФЛ товаров для личного пользования)
В определенной мере участие на национальном уровне в таможенной политике принимают ЦБ РФ, Минэкономразвития, Минфин, органы государственных санитарных надзоров и иные.
Таможенные органы – правоохранительные органы, по сути, но прямого указания на правоохранительный характер в законе нет. Таможенные органы тесно связаны с МВД, ФСБ, Ген. прокуратурой.
(ст.7 ТК ТС – таможенные органы государств – членов таможенного союза явл. Органами дознания по делам о контрабанде, осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих или совершающих противоправные деяние, производство по ктр отнесено к ведению таможенных органов и т.д. ).
Но для всех этих органов таможенное дело не является первоочередным.