В системе органов государственной власти и управления СССР
Выше мы определили уже КПСС как специфическую властную структуру, одну из властных структур СССР. Тем самым вся проблема функций и полномочий Коммунистической партии в жизни советского общества и Советского государств вошла в рациональное правовое русло. А именно, раз имеем какую-то новую властную структуру, то чтобы она хорошо вписалась в структуры уже существующие, нужно установить КОНСТИТУЦИОННУЮ ФОРМУ ИЗДАВАЕМЫХ ЕЮ АКТОВ. Т.е., чётко зафиксировать в Конституции, какие из актов, издаваемых этой структурой, для кого и в какой мере обязательны.
Например, министр по Конституции издаёт приказы и инструкции. Это конституционная форма актов министра. Если министр издаст воззвание, декларацию или ещё что-нибудь в этом роде, то его подчинённые, вообще говоря, могут со спокойной совестью этот плод его творчества пропустить мимо ушей, поскольку по Конституции он для них не имеет обязательной силы.
Вот в отношении партии такой ясности никогда не было. В какой мере, в каком аспекте обязательно то, что генсек сказал в своей очередной зарубежной поездке, на встрече с рабочими или даже на Пленуме ЦК? Вроде бы,- по логике вещей,- всё это вообще не должно иметь обязывающей силы; и тем не менее, все суетятся, прорабатывают, поди не выполни - не обрадуешься. Образовывалась некая рационально не контролируемая зона, в которой жизненно важные для страны вопросы фактически можно было решать какими-то недомолвками. Сюда и ударил, в конце концов, враг. Вспомните, как виртуозно воспользовался возможностями этих недо-молвочных решений тот же Горбачёв.
В проекте предлагается решения руководящих органов партии - съездов, конференций, собраний - считать обязательными только для членов КПСС, а в качестве конституционной формы участия партии во властно-управленческой деятельности определить СОВМЕСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ вопросов исполнительными органами партии и Советов, с принятием СОВМЕСТНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ.
Совместные постановления партийных и советских органов обязательны к исполнению в пределах ведения данного советского органа. Инициатива проведения совместного рассмотрения вопроса принадлежит в равной мере как партийной, так и советской стороне.
Таким образом, допустим, перед сессией Верховного Совета, которая должна утвердить пятилетний план развития народного хозяйства, ЦК КПСС обращается к Совмину с предложением о проведении совместного рассмотрения проекта пятилетки. Совмин, по Конституции, не вправе отказаться. В ходе совместного рассмотрения ЦК проводит концепцию, выработанную съездом партии. В основном эту концепцию и докладывает на сессии Председатель Совета Министров. После утверждения пятилетки Верховным Советом ЦК и Совмин могут принять по любому её аспекту совместное постановление, обязательное к исполнению на всей территории СССР.
Совместное постановление с исполнительными и распорядительными органами Советов - это и есть искомая КОНСТИТУЦИОННАЯ ФОРМА АКТОВ КПСС КАК ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ. Хочу подчеркнуть, что абсолютно никаких новых изобретений в этом нашем предложении не содержится. Совместные постановления существовали издавна и упоминаются в любом учебнике советского законодательства. Требуется только затвердить их в конституционном порядке, как единственно рациональную форму непосредственного вмешательства партии в дела государственного управления, и также в конституционном порядке прописать, что акты, издаваемые партией самой по себе, вне взаимодействия с исполнительными органами Советов, имеют обязывающую силу лишь для её членов, но не вообще для всего населения.
На заводе прошло партийное собрание. Для кого обязательны его решения? Исключительно лишь для тех работников завода, которые по своей партийной принадлежности являются коммунистами. Но вот партком обратился к дирекции с предложением провести совместное рассмотрение такого-то вопроса. Дирекция по Конституции не вправе отказаться. Совместное постановление дирекции и парткома обязательно не только для коммунистов, но для всех работающих на заводе, хотя бы они были членами ЛДПР.
Гипотетически возможна ситуация, когда большинство в Верховном Совете приобретут на выборах другие партии, не КПСС, и они сформируют правительство, исходя из своих установок. Но КПСС, даже и проиграв на выборах, всё равно не лишится своего конституционного статуса, в том числе права проводить совместные рассмотрения с Совмином. Так что этот новый Совмин, опять-таки, никаких сколь-либо существенных проблем без ЦК решить не сможет. Вот тут и заработает наша, социалистическая система пресловутых "сдержек и противовесов". Для КПСС проигрыш на выборах послужит тем самым упорядоченным толчком к уточнению и корректировке своей теоретической платформы либо кадровой политики, которого ей хронически недоставало за все почти годы Советской власти. В то же время некоммунистические партии,- дорвавшись, как говорится, до власти,- не смогут резко переложить руль государственного корабля в нежелательном направлении и вынуждены будут ограничиться, практически, коррективами к общему курсу - возможно, даже и полезными. Изменить быстро Конституцию они также не смогут, поскольку для этого потребуется созыв Съезда граждан СССР. Всё это,- надо думать,- достаточно всесторонне гарантирует нас от повторения "перестройки", одновременно предоставив народу очень широкие возможности для выражения политического разномыслия, несогласия, недовольства и т.п.