Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных правовых актов– установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.
Действие нормативных актов во времени– вступление актов в силу и утрата этой силы.
Нормативные акты могут вводиться в действие:
1) с момента принятия или подписания нормативного акта;
2) с момента опубликования нормативного акта;
3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;
4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;
5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.
Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.
Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.
Обратную силу нормативные акты приобретают, если:
1) в самом акте это указано;
2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.
Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:
1) истечение срока действия, на который был принят;
2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;
3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;
4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;
5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;
6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.
Действие нормативного акта в пространстве– действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.
Территория государства– находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.
Действие нормативного акта по кругу лиц– это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.
52 ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ
Правотворчество– государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
Признаки правотворчества:
1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;
2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;
3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;
5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.
Функции правотворчества:
1) обновление нормативной базы;
2) восполнение пробелов в праве;
3) упорядочение и систематизация нормативных актов.
Виды правотворческой деятельности:
1) народное правотворчество,т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) правотворчество государственных органов,т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:
а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;
в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
г) судебных органов;
3) санкционированное правотворчество,осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
4) производное и комплексное правотворчество,выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.
По значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество;
2) делегированное правотворчество;
3) подзаконное правотворчество.