Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов– установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.

Действие нормативных актов во времени– вступление актов в силу и утрата этой силы.

Нормативные акты могут вводиться в действие:

1) с момента принятия или подписания нормативного акта;

2) с момента опубликования нормативного акта;

3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;

4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;

5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.

Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.

Обратную силу нормативные акты приобретают, если:

1) в самом акте это указано;

2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.

Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:

1) истечение срока действия, на который был принят;

2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;

3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;

4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;

5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;

6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.

Действие нормативного акта в пространстве– действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.

Территория государства– находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.

Действие нормативного акта по кругу лиц– это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.

52 ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ

Правотворчество– государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.

Признаки правотворчества:

1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;

2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;

5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.

Функции правотворчества:

1) обновление нормативной базы;

2) восполнение пробелов в праве;

3) упорядочение и систематизация нормативных актов.

Виды правотворческой деятельности:

1) народное правотворчество,т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) правотворчество государственных органов,т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:

а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;

б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;

в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;

г) судебных органов;

3) санкционированное правотворчество,осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;

4) производное и комплексное правотворчество,выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.

По значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество;

2) делегированное правотворчество;

3) подзаконное правотворчество.

Наши рекомендации