Национальные праздники и игры казахов.
В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.
В день весеннего равноденствия казахи продолжали отмечать Новый год — Наурыз. Слово «Новруз» было персидского происхождения и означало «новый день». В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже, состоявшее из 7 пищевых компонентов. Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки.Кроме того, у казахов существовали и другие праздники — кымыз-мурындык, согым, сундеттойы и т. д.
Игры у казахов выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищно-эстетические функции. Через игры у молодежи развивались физические и умственные способности и навыки. Нац. Игр было много, например, айголек,аксуйек (белая кость),аударыспак (состязание всадников), кумисалу (достать серебряную монету), кокпар (козлодрание), казах куресы и алтыбакан (качели).
Из национальных игр наиболее распространенной была игра айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). Популярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину плошадки. Они должны были свалить друг друга с лошади. Для воспитания выносливости и ловкости была придумана игра кумис алу (достать серебряную монету). Одной из мужских игр была игра кокпар (козлодрание).
В качестве приза выставлялись несколько десятков, а то и сотен голов разного скота, золотые украшения, серебряные и золотые слитки. В конных состязаниях принимали участие и казаки. Одним из популярных спортивных состязаний была спортивная борьба -казах куресы. Эта борьба проводилась на всех торжествах. Здесь не было ограничений в возрасте и весе. Народ глубоко почитал своих борцов. В истории остались такие имена, как Хаджимукан Мунаитпасулы, Балуан Шолак и другие.
Кроме того, играли в алтыбакан (качели), асыки (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), кыз куу (догони девушку), жилик сындыру (разбить кость). Эти игры и спортивные состязания устраивались на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях.
Характерной особенностью этого периода является то, что территория Казахстана и его коренных жителей теперь называли общим названием Казахское ханство, казахский народ. Казахское ханство, казахский народ стали известны всему миру». Определите хронологические рамки этого события. Расскажите о создании и укреплении Казахского ханства.
Образование Казахского ханства – один из важнеших вопросов истории Казахстана. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.
М.Х. Дулати относит образование Казахского ханства к 1455—1456 гг.
В 40х г. ХV в.Значительная часть племен сплотилась вокруг султанов Жанибека и Керея.
Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.
Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши.
В лице Джанибека и КереяЕсен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.
Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын АбулхаираШаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.
Таким образом, образование казахского ханства - это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто - казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.