Система органов государственной власти в Российской Федерации

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную(ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Президент Российской Федерации— глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ— парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органомРоссийской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думыи Совета Федерации.Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти.Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная властьв Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации,а также конституционные(в республиках в составе РФ) и уставные(в других субъектах Российской Федерации) суды со­ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства.
2. Суды общей юрисдикцииявляются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ.Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные судыв пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям,действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФявляются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округови Высший Арбитражный Суд РФ.

70. Классификация форм государства: формы правления и территориального устройства.

Форма правления характеризует структуру и взаимоотношения основных высших органов государства. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны прежде всего с положением главы государства: в монархии – пожизненное и наследственное, в республике – выборное и на срок. Монархия – это государство, главой которого является монарх. Виды монархий: абсолютная, конституционная; дуалистическая; парламентская. В условиях абсолютной монархии вся полнота власти принадлежит монарху (Кувейт, ОАЭ, Катар). Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха осуществляется в рамках конституции. Республика – форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту). Основные формы республик: президентская и парламентская. В президентской республике президент играет сильную роль, он назначает министров. Правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может отправить правительство или министров в отставку. В парламентской республике правительство формально назначается президентом, однако выбор президента несвободен, он обязан назначить министрами лиц, предложенных победившей партией.

Форма государственного устройства – территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти.

Формы: унитарное и федерация, регионалистское (Италия, Испания), которое представляет собой переходную форму, соединяющую черты унитаризма, автономии и федерализма. Унитарное государство – единое, слитное государство. Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, наиболее распространено в зарубежном праве трехзвенное деление: область – район – община (Франция, Великобритания, Италия, Япония). В унитарном государстве есть только одна конституция, одно единое гражданство, одна система высших органов и т. д. Федерация – это государство, которое образуют федеральные единицы – члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств: Австрия, Бельгия, Германия, РФ, Швейцария (в Европе) и др. Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом субъектов. Однако есть страны, где субъекты неравноправны (Индия). Конфедерация – союз государств, международно-правовое объединение. При этой форме государства полностью сохраняют свою независимость, создаваясь только для координации действий в определенных целях.

71. Гражданское общество: структура, проблемы формирования и развития в современной России.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Наши рекомендации