Глава 1.Политическая тематика на телевидении
Введение
Актуальность исследования. Основную роль в ходе взаимодействия институтов власти и гражданского сообщества играют средства массовой информации (СМИ). Проблема данного взаимодействия была и остается предметом пристального внимания исследователей. В современном мире политическая коммуникация гарантирует трансляцию и взаимообмен информацией между политической и общественной системами, а СМИ, при помощи которых она исполняется, считают главным политическим институтом.
Воздействие средств массовой информации носит всеохватывающий характер. Учитывая мнение некоторых учёных, от них зависит научно-технический и общественный прогресс страны, место в мировой экономике и финансовая конкурентоспособность страны, развитие демократических институтов. СМИ выступают в виде одного из главных социализирующих институтов, в виде более доступного и авторитетного механизма формирования социального мнения.
СМИ, выступая каналом передачи, посредником между органами власти и аудиторией формируют глобальное сознание.
Актуальность исследования политической коммуникации обусловлена и еще переменами в групповом сознании. Политика обретает новые формы публичности благодаря развитию и широкой доступности новых методов получения и использования информации. На данной основе складываются неформальные коммуникативные взаимосвязи, формируются общественные сети, создается возможность конкретного доступа к получению и интерпретации приобретенной информации. В связи с этим, классические СМИ и формы политического контроля над ними, теряют значение. СМИ в условиях современного политического процесса претерпевают значительную трансформацию: менять форматы, основы и механизмы реализации общественной политики.
Одним из действенных приборов формирования общественной политической коммуникации продолжает оставаться телевидение. За прошедшие 2 десятилетия отечественное телевидение интегрировалось во все сферы публичной жизни.
В русском обществе усиливаются процессы, связанные с построением вертикали политической власти, ее централизации и сосредоточения. В результате стоит ожидать подъема идиализирования СМИ, ужесточения контролирования над их работой, усиления идеологического давления, применения строгих ограничительных мер относительно СМИ. Это делает властное политическое воздействие, даже на СМИ, лишним и репрессивным. Сложившееся положение дел как в стране в общем, но и в ареалах можно охарактеризовать как направленность к «кризисной коммуникации». Кризис проявляется в системном несоблюдении взаимодействия: письма не доходят до адресата или же доходят, хотя порождают абсолютно другой спонтанный, сумасбродный, непланируемый результат. Кризис развивается в условиях недостатка информации и недостатка доверия со стороны получателя информации.
Следствием коммуникативного кризиса делается разрушение системы общепризнанных демократических ценностей и норм, неприязнь политических партий, конформизм масс. Все это объясняет неослабевающий интерес к данной теме и ее актуальность.
Объект исследования – новостные программы ГТРК «Ставрополье» и «Своё-ТВ».
Предмет исследования - особенности политической тематики программ ГТРК «Ставрополье» и «Своё-ТВ».
Цель исследования – изучить политическое развитие в СМИ на современном этапе.
Задачи исследования:
• Рассмотреть телевидение как канал политической коммуникации;
• Изучить политические функции СМИ;
• Описать политическую информацию на российских телеканалах;
• Охарактеризовать деятельность «ГТРК Ставрополье»;
• Охарактеризовать деятельность «Своё-ТВ»;
• Проанализировать новостные выпуски телеканалов;
• Выявить особенности политических телепередач на современном этапе.
Источниковой базойдля данного исследования послужили материалы с официального сайта «ГТРК Ставрополье»; программы с официального сайта «Своё-ТВ».
Хронологические рамки работы ограничены периодом с 2016 года по 2017 год.
Теоретико-методологическую базу исследования и трудности функционирования телевещания и его отличительных черт в этой дипломной работе проводилось на базе трудов российских научных работников – Я.Н. Засурского, Э.Г. Багирова, А.Я. Юровского, В.В. Егорова, Н.Н. Богомоловой, Т.В. Васильевой и иных.
Для решения исследовательских задач нами использовались общенаучныеметоды исследования: метод описания, анализа, сопоставления и классификации, сбор фактического материала, описание, сравнение, сопоставление, анализ и синтез, специализированный метод контент-анализа.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в научной и учебно-педагогической деятельности, в разработке спецкурсов и семинаров, посвященных изучению функционирования СМИ в политической жизни , для подготовки учебных пособий, а также для дальнейшего изучения .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы из 60 источников .
Политические функции СМИ
На сегодняшний день успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в политической жизни неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века. [4]
Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали.
В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, практически во всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию политического процесса находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать. Современная политология наделяет СМИ такими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. Разгул средств массовой информации-опасен, когда в стране отсутствуют оппозиционные партии, значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?
Тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. [15]. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.
Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать политическое поведение в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор. Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между ним и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Буш-Дюкакис, Буш-Клинтон. Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок. Имидж Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко.
Множество его органов и элементов реализуют разные задачи даже просто информирование людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. [20] Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ. Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически.
Роль средств массовой информации в политике неоспорима. Ведь она, как никакая другая система общественной деятельности, нуждается в источнике информирования, позволяющим вести диалог между властью и населением.
Выделим основные функции СМИ в политике.
1. Информационная. Это самая главная функция в любом виде деятельности. Средства массовой информации призваны освещать все политические события, изменения в законах. Но информация включает в себя не только освещение происходящего, но и их оценку, и комментирование. Политической считается информация, имеющая общественную значимость.
2. Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы. Телевидение, печать и другие виды СМИ не устают освещать деятельность или бездеятельность органов власти. Нередки случаи, когда именно благодаря журналистам, начинались расследования против неправомерных действий представителей политической структуры.
3. Формирование общественного мнения.
4. Образовательная. СМИ призваны обучать население политической грамотности.
5. Социальная. Неразрывно связана с образовательной функцией СМИ, она влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.
6. Функция артикуляции. Эта функция дает возможность публично выражать свое мнение и находить единомышленников на основе общих политических взглядов.
7. Функция побуждения. Функция призвана побуждать аудиторию к определенным политическим действиям. Примером можно назвать призвание к голосованию.
8. «Продажная». «Продажа» аудитории идеи и программ политических партий.
На сегодняшний день телевидение — самое влиятельное средство воздействия на аудиторию. Говоря о политической журналистике, СМИ являются самой главной площадкой вещания. Недооценивать влияние телевидения на аудиторию станет роковой ошибкой, здесь нужно знать и понимать каким образом работает эта машина формирующая сознание, чтобы делать свои выводы и не попадаться на явную ложь и манипуляцию сознанием.
Заключение
Во время проведения анализа для курсовой работы поставленные задачи были выполнены. Также была достигнута основная цель данной работы – изучение политических новостей в вещании ГТРК «Ставрополье». Таким образом, можно сказать, что общественно-политические ток-шоу в той или иной степени откликаются на изменения информационной обстановки в России и в мире. Это позволяет подобным телепрограммам не терять своей актуальности и высокого интереса со стороны телезрителей, что приводит к стабильно высоким рейтингам.
По поставленной задачей об определении политических функций СМИ было определено, что функции СМИ разнородны. Во всяком современном сообществе они в какой-нибудь форме исполняют ряд совместных политических функций.
Изучая телевидение как канал политических коммуникаций было выявлено, что коммуникативные аспекты информационных взаимосвязей демонстрируют, что обмен известиями — это не безликий технический процесс, который сможет игнорировать специфики реципиентов как настоящих соучастников политических взаимоотношений.
При анализе политической информации на российском телевидении было выявлено, что основной темой телесезона с сентября 2016 по ноябрь 2016 года являлись выборы президента США. Главными темами общественно-политических телепрограмм на период с сентября по декабрь 2016 года являлись угроза терроризма, сирийские беженцы в Европе и военная операция России в Сирии. Из анализа особенности TV следует, что оно по сей день остается одним из главнейших и мощнейших приборов по информированию и формированию политического сознания жителей. Если пользоваться терминологией французского постмодерниста М. Фуко, считавшего, что современная власть обязана отвечать 3 аспектам: быть очень дешевой, распространяться как можно далее и «в тоже время преумножать как послушность, но и полезность всех частей социальной системы», то неоспоримо, что TV идеально подходит для данных целей и абсолютно отвечает этим всем 3 аспектам.
Во второй главе автором проведен количественный анализ содержания новостных выпусков ГТРК Ставрополье на предмет содержащихся в них сюжетов, касающихся политических новостей. Этот анализ помогает увидеть возрастающий интерес журналистов и, соответственно, аудитории к политическим темам. Помимо перечисленного, были проанализированы отдельные выпуски итоговых аналитических программ.
Автор проанализировал выпуски информационных и аналитических программ российских федеральных телеканалов, определила ракурсы освещения деятельности политического лидера, определила способы создания на ТВ политической информации.
В процессе анализ телепередач стало ясно, что некоторые политические телепередачи не полностью используют свое время для обсуждения политических проблем, но также и для освещения региональных проблем экономики, ЖКХ, которые волнуют население.
Список литературы
1. Алямкина К.А. Имидж политических партий России // Вестник, 2010. № 1. – 86 с.
2. Башук М. С. Политические функции средств массовой информации // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 991-993
3. Бернейз Э. Политический черный ПР. М.: Hippo Publishing LTD, 2010. – 220 с.
4. Долгова Ю.И. Феномен популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 г. − весной 2015 г.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2015. № 6. C. 162−177.
5. Каклюгин А.А. Сравнительный анализ освещения международных событий на российском телевидении [Электронный ресурс]: URL: http://zhurnalistika.net/20110313825/teoriya-zhurnalistiki/sekrety-dela/sravnitelnyi-analiz-osvescheniya-mezhdunarodnyh-sobytii-na-rossiiskom-televidenii.html (Дата обращения: 15.02.17)
6. Кара-Мурза С.Г. Российское обществоведение. М.: Алгоритм, 2016. С.357.
7. Клюев Ю.В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. М.-Берлин, 2016
8. Колов А.В. Расходы на спорт растут год от года [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://bujet.ru/article/200743.php
9. Конкурс "Национальный интерес" выпуск от 11 июня 2016 годам https://www.youtube.com/watch?v=HDgUmAAgWTI
10. Королев В.Ф. Проблема повышения эффективности политической информации средствами телевидения: дис. … канд. ист. наук. М., 2016.
11. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М.: МедиаМир, 2013.
12. Коновченко С.В. Политические связи общества и власти. – Ростов-н/Д., 2011. – 279 с.
13. Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество. М., 2013
14. Официальный сайт телеканала «Ставрополье». Режим доступа: http://www.stavropolye.tv/lastnews (дата обращения: 15.02.2017).
15. О политической журналистике. Первый канал. Режим доступа: http://www.1tv.ru/total/pi=4 (дата обращения: 15.02.2017).
16. Политическая журналистика / под ред. С.Г. Корконосенко. М.: ЮРАЙТ, 2015.
17. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011.
18. Сайкин Е.А Разработка проектов по организации политический кампаний: учеб. пособие / ЕЛ. Сайкин, З.Н. Сергеева. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. – 280 с.
19. Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание
Эксмо. 2014. 542с
20. Федорченко С.М. Прогрессивные методики ведения имиджевой кампании политических партий. М. 2012. – 180 с.
21. Школа компромиссов на ВГТРК Ставрополье. Режим доступа: https://www.youtube.com/results?search_query=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 15.02.2017).
Введение
Актуальность исследования. Основную роль в ходе взаимодействия институтов власти и гражданского сообщества играют средства массовой информации (СМИ). Проблема данного взаимодействия была и остается предметом пристального внимания исследователей. В современном мире политическая коммуникация гарантирует трансляцию и взаимообмен информацией между политической и общественной системами, а СМИ, при помощи которых она исполняется, считают главным политическим институтом.
Воздействие средств массовой информации носит всеохватывающий характер. Учитывая мнение некоторых учёных, от них зависит научно-технический и общественный прогресс страны, место в мировой экономике и финансовая конкурентоспособность страны, развитие демократических институтов. СМИ выступают в виде одного из главных социализирующих институтов, в виде более доступного и авторитетного механизма формирования социального мнения.
СМИ, выступая каналом передачи, посредником между органами власти и аудиторией формируют глобальное сознание.
Актуальность исследования политической коммуникации обусловлена и еще переменами в групповом сознании. Политика обретает новые формы публичности благодаря развитию и широкой доступности новых методов получения и использования информации. На данной основе складываются неформальные коммуникативные взаимосвязи, формируются общественные сети, создается возможность конкретного доступа к получению и интерпретации приобретенной информации. В связи с этим, классические СМИ и формы политического контроля над ними, теряют значение. СМИ в условиях современного политического процесса претерпевают значительную трансформацию: менять форматы, основы и механизмы реализации общественной политики.
Одним из действенных приборов формирования общественной политической коммуникации продолжает оставаться телевидение. За прошедшие 2 десятилетия отечественное телевидение интегрировалось во все сферы публичной жизни.
В русском обществе усиливаются процессы, связанные с построением вертикали политической власти, ее централизации и сосредоточения. В результате стоит ожидать подъема идиализирования СМИ, ужесточения контролирования над их работой, усиления идеологического давления, применения строгих ограничительных мер относительно СМИ. Это делает властное политическое воздействие, даже на СМИ, лишним и репрессивным. Сложившееся положение дел как в стране в общем, но и в ареалах можно охарактеризовать как направленность к «кризисной коммуникации». Кризис проявляется в системном несоблюдении взаимодействия: письма не доходят до адресата или же доходят, хотя порождают абсолютно другой спонтанный, сумасбродный, непланируемый результат. Кризис развивается в условиях недостатка информации и недостатка доверия со стороны получателя информации.
Следствием коммуникативного кризиса делается разрушение системы общепризнанных демократических ценностей и норм, неприязнь политических партий, конформизм масс. Все это объясняет неослабевающий интерес к данной теме и ее актуальность.
Объект исследования – новостные программы ГТРК «Ставрополье» и «Своё-ТВ».
Предмет исследования - особенности политической тематики программ ГТРК «Ставрополье» и «Своё-ТВ».
Цель исследования – изучить политическое развитие в СМИ на современном этапе.
Задачи исследования:
• Рассмотреть телевидение как канал политической коммуникации;
• Изучить политические функции СМИ;
• Описать политическую информацию на российских телеканалах;
• Охарактеризовать деятельность «ГТРК Ставрополье»;
• Охарактеризовать деятельность «Своё-ТВ»;
• Проанализировать новостные выпуски телеканалов;
• Выявить особенности политических телепередач на современном этапе.
Источниковой базойдля данного исследования послужили материалы с официального сайта «ГТРК Ставрополье»; программы с официального сайта «Своё-ТВ».
Хронологические рамки работы ограничены периодом с 2016 года по 2017 год.
Теоретико-методологическую базу исследования и трудности функционирования телевещания и его отличительных черт в этой дипломной работе проводилось на базе трудов российских научных работников – Я.Н. Засурского, Э.Г. Багирова, А.Я. Юровского, В.В. Егорова, Н.Н. Богомоловой, Т.В. Васильевой и иных.
Для решения исследовательских задач нами использовались общенаучныеметоды исследования: метод описания, анализа, сопоставления и классификации, сбор фактического материала, описание, сравнение, сопоставление, анализ и синтез, специализированный метод контент-анализа.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в научной и учебно-педагогической деятельности, в разработке спецкурсов и семинаров, посвященных изучению функционирования СМИ в политической жизни , для подготовки учебных пособий, а также для дальнейшего изучения .
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы из 60 источников .
Глава 1.Политическая тематика на телевидении
Политические функции СМИ
На сегодняшний день успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в политической жизни неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века. [4]
Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали.
В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, практически во всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию политического процесса находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать. Современная политология наделяет СМИ такими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. Разгул средств массовой информации-опасен, когда в стране отсутствуют оппозиционные партии, значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?
Тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. [15]. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.
Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать политическое поведение в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор. Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между ним и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Буш-Дюкакис, Буш-Клинтон. Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок. Имидж Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко.
Множество его органов и элементов реализуют разные задачи даже просто информирование людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. [20] Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ. Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически.
Роль средств массовой информации в политике неоспорима. Ведь она, как никакая другая система общественной деятельности, нуждается в источнике информирования, позволяющим вести диалог между властью и населением.
Выделим основные функции СМИ в политике.
1. Информационная. Это самая главная функция в любом виде деятельности. Средства массовой информации призваны освещать все политические события, изменения в законах. Но информация включает в себя не только освещение происходящего, но и их оценку, и комментирование. Политической считается информация, имеющая общественную значимость.
2. Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы. Телевидение, печать и другие виды СМИ не устают освещать деятельность или бездеятельность органов власти. Нередки случаи, когда именно благодаря журналистам, начинались расследования против неправомерных действий представителей политической структуры.
3. Формирование общественного мнения.
4. Образовательная. СМИ призваны обучать население политической грамотности.
5. Социальная. Неразрывно связана с образовательной функцией СМИ, она влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.
6. Функция артикуляции. Эта функция дает возможность публично выражать свое мнение и находить единомышленников на основе общих политических взглядов.
7. Функция побуждения. Функция призвана побуждать аудиторию к определенным политическим действиям. Примером можно назвать призвание к голосованию.
8. «Продажная». «Продажа» аудитории идеи и программ политических партий.
На сегодняшний день телевидение — самое влиятельное средство воздействия на аудиторию. Говоря о политической журналистике, СМИ являются самой главной площадкой вещания. Недооценивать влияние телевидения на аудиторию станет роковой ошибкой, здесь нужно знать и понимать каким образом работает эта машина формирующая сознание, чтобы делать свои выводы и не попадаться на явную ложь и манипуляцию сознанием.