Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
Социальная стабильность
Ранее мы уже говорили об однородности общества по критерию материальных и нематериальных потребностей его членов и неоднородности общества по критерию возможности каждого из них самостоятельно удовлетворять такие потребности. Общество в лице органов управления вынуждено постоянно учитывать эти особенности, определяя приоритеты социального (общественного) развития. Основным из них является сохранение социальной стабильности, т.е. возможности реализации принятых в установленном законодательством порядке решений без разрушения самого общества и управляющих им систем.
Выделяются две основные модели поддержания социальной стабильности — силовая и экономическая.
Силовая модель исходит из того, что значительная часть населения или одной из его крупных групп отвергает принимаемые решения и для их выполнения необходимы жесткие, силовые, меры. В числе таких мер: использование сил охраны правопорядка, введение цензуры и закрытие оппозиционных режиму изданий, физическое или пространственное (высылка из страны) устранение руководителей и идеологов оппозиции и т.п. Ярким примером являются последствия продразверстки, проводившейся правительством Советской России и являвшейся важным элементом политики военного коммунизма в первые годы ее существования (1918 — начало 1921 гг.). Так называемые Кронштадтский мятеж, кулацко-эсеровское восстание в Тамбовской губернии и другие события начала 1920-х гг. были обусловлены в значительной степени недовольством большей части крестьянства таким подходом к сельскому производителю. Мятежи и восстания были жестоко подавлены, но сами эти события послужили стимулом к выработке новой экономической политики, одобренной на X съезде РКП(б) и предусматривавшей частичное восстановление в стране товарно-денежных отношений, разрушенных после 1917 г., без изменения установившегося политического режима.
Другим примером является знаменитый "философский пароход", на котором в 1922 г. из Советской России были насильственно высланы видные представители интеллигенции. Советская власть абсолютно справедливо посчитала их активными оппонентами своих социальных и экономических проектов и лишила представителей интеллигенции возможности публиковать свои труды, политических и научных трибун в стране.
Из истории современной России можно отметить события октября 1993 г., когда власть в Москве была вынуждена применить силу для восстановления конституционного порядка.
Силовая модель сохранения социальной стабильности не требует серьезной аналитической работы. При некоторой некорректности данного сопоставления ее тем не менее можно сравнить с безусловным рефлексом у животных: власть "огрызается", когда возникает реальная угроза обществу. Английский философ Т. Гоббс — один из создателей теории общественного договора — сравнивал государство, наказывающее нарушающих его законы, с Левиафаном — библейским морским чудовищем, пожиравшим своих детей.
Экономическая модель сохранения социальной стабильности общества требует более тонких настроек. Она базируется на учете интересов различных групп населения и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических решений для этих групп. Основная задача властных структур в данном случае заключается в предотвращении таких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо из групп населения приводят к необходимости реализации силовой модели сохранения социальной стабильности общества.
Политика властных структур общества, направленная на сохранение социальной стабильности, — это политика, основанная на постоянных компромиссах между интересами различных групп общества.
У различных социальных групп общества существуют различные возможности для реализации своих интересов (табл. 1.2). Как правило, наименее малочисленные, но наиболее высокодоходные группы располагают наибольшими денежными и властными ресурсами, а следовательно, и возможностями реализации своих интересов. В том случае, если бы не имелось угрозы стабильности их существования со стороны других социальных групп, наиболее богатые члены общества имели бы возможность практически бесконтрольно распоряжаться его ресурсами.
Однако такая стабильность невозможна без создания систем экономического стимулирования трех групп населения, чьи доходы позволяют относить их к среднему классу, а также социальной поддержки низкодоходных граждан. Все это в конечном счете составляет главные задачи властных структур общества, в то время как экономическая политика может рассматриваться в качестве инструмента их решения.
Понятно, что реализация в полной мере интересов той или иной группы населения в ущерб другим его группам чревата нежелательными последствиями. Парадоксально, но неконтролируемая концентрация общественного богатства и властных ресурсов у богатых слоев населения является угрозой существованию этих слоев. С другой стороны, неограниченное увеличение ресурсов общества, используемых для социальной поддержки малообеспеченной и маргинальной групп населения снижают экономический потенциал общества и уровень благосостояния населения в целом.
Следовательно, решая проблему сохранения социальной стабильности, общество должно проплыть между "Сциллой" уравнительности и "Харибдой" накопительства, добиваясь рационального распределения ресурсов для достижения, с одной стороны, целей социальной поддержки экономически слабой части своих членов и, с другой стороны, целей развития общества в целом, обеспечиваемого в основном экономически сильными его членами.
В интересах общества сделать так, чтобы возможно большее число домохозяйств были экономически самостоятельными и не претендовали на участие в системах социальной поддержки. Рост числа таких домохозяйств является основной долгосрочной задачей социальной трансформации общества.
Таблица 1.2
Интересы основных групп населения и их требования к обществу
Группа населения по уровню доходов | Основные требования к обществу | Формы давления на общество |
Богатые | Защита прав собственности, личной безопасности | Участие во властных структурах, лоббирование своих экономических интересов и систем амортизаторов социальной стабильности |
Средний класс | Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих мест, поддержание условий для развития предпринимательства, защита прав собственности, сохранение экономической и социальной независимости | Участие в общественно-политических движениях и партиях, защищающих интересы среднего класса, активная гражданская позиция, инициирование разработки законопроектов |
Малообеспеченные | Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности базовых социальных услуг | Участие в акциях общественно-политических движений и партий, защищающих их интересы |
Маргиналы | Возможности удовлетворения базовых физиологических (питание) и частично иных материальных потребностей (примитивное жилье) |