Этика науки и социальная ответственность ученого. Социальные ценности и нормы научного этноса

Наука и техника – главные движущие силы социально-экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Готова ли наука к той ответственности, которую влечет за собой ее участие в этом процессе? Сегодня существует достаточно причин для беспокойства.

Традиционно наука рассматривалась как благо для человечества, как составная часть развития человека на пути познания и углубленного понимания устройства мира. в которое сегодня человек столь активно вмешивается. И хотя отношение общества к науке менялось, в целом ее "образ" оставался положительным. Однако сейчас во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать ее с классическим поиском путей к более просвещенной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений.

Одна из причин этого – очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.

Исследования соответствия науки и этич. принципов ведутся в трех аспектах:

1 моральная ответственность ученого за последствия своих научных открытий

2 этические нормы обеспечивающие здоровье научного сообщества

- ученый как объект исследования, отношения м-у учеными, ученый и ученик.

3 этическое содержание и смысл научного знания

К нормам научной этики относятся:

1 Отрицание плагиата.

2 Неприятие фальсификации данных эксперимента.

3 Бескорыстный поиск и отстаивание истины.

4 Результат должен быть новым знанием, логически и экспериментально обоснованным.

Социолог науки Мертон называет след. ценности науки:

1 Универсализм – истинность утверждений независимо от возраста, авторитета, звания тех , кто их формулирует.

2 Открытость знаний для дальнейшего использования.

3 Бескорыстность, как стимул научной деятельности.

4 Организованный скептицизм, т. е. каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.

Характерными чертами ученого должны быть оригинальность, независимость, эмоциональная нейтральность. Прежде всего он должен оценивать последствия своих исследований. Делать такую оценку всегда трудно, а зачастую и невозможно. Как правило, ученые не могут контролировать результаты или приложения своих исследований, а во многих случаях даже планирование своей работы Тем не менее, это не должно препятствовать тому чтобы ученый все время искренне пытался оценить возможные последствия своих исследований, сообщать о своих оценках и воздерживаться от таких исследований, которые он считает неэтичными.

В этой связи необходимо обращать особое внимание на следующее:

– исследование должно иметь такую направленность, чтобы его приложения и другие последствия не вызывали значительного экологического вреда;

– исследование должно иметь такую направленность, чтобы его последствия не затрудняли безопасное существование нынешнего и будущих поколений;

– на ученого ложится специальная ответственность за тщательную оценку последствий собственных исследований и доведение ее до общественности;

– если ученые приходят к выводу, что исследования, которые они проводят или в которых участвуют, противоречат этическим нормам, они должны прервать такие исследования и публично заявить о причинах такого решения. Подобные решения должны учитывать как вероятность, так и тяжесть возможных негативных последствий.

Чрезвычайно важно, чтобы научное сообщество поддерживало своих коллег, которые считают себя вынужденными прервать исследования по этим причинам.

Характерной является проблема истины и добра, возможности их соединения. Знание не всегда является добродетелью. Сейчас сталкиваются два направления:

1 Сциентизм (слепое поклонение науке) – противопоставляет науку всем др. сферам культуры.

2 Антисциентизм (страх перед наукой) – ставит проблему ценностей науки, результата научных исслед-й, этики ученых.

31. Общество как объект философского анализа. Основные подходы к исследованию общества: натуралистическая, идеалистическая, психологическая и т.д.

Раздел философии, изучающий общество, закономерности его появления и развития, называется социальной философией. Латинское слово «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Объектом познания для социальной философии является обществокак целостная, противоречивая, динамическая система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом – всеобщее в этой системе. Социальная философия – это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Основные подходы: первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в 17-18вв. второй подход – идеалистический. История здесь рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели. Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. (основой выступали материалистические потребности).

32. Системный характер общества. Общая характеристика социальной структуры общества.

Социальная философия отмечает, что общество является сверхсложным организмом. Носителем всех форм социальной жизни является человек. Несмотря на кажущуюся хаотичность общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Традиционно, характеризуя общество социальная философия выделяет в ней ряд основных сфер или областей своего бытия: материально-производственную, организационную, социальную и духовную сферы.

Материально-производственная сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Организационная сфера призвана регулировать деятельность людей и отношений между ними, для этого создаются соответствующие организации. Высшей формой управления является политическая деятельность.

Социальная сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных групп и слоев.

Важнейшую роль в общественной жизни играетдуховная сфера, в которой формируются идеи, образы, научные и художественные ценности.

Рассмотрение структуры общества

1. Социально-классовая подсистема (сословия, классы, слои, страты и т.д.).

2. Социально- этническая подсистема (род, племя, народность, нации).

3. Демографическая подсистема включает в себя половозрастную структуру населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, характеристику здоровья населения и т.д.

4. Профессионально-образовательная подсистема предполагаетделение индивидов на работников умственного и физического труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда.

33. Проблемы социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории.

Проблемы социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории.

В соответствии с диалектно-материалистическим анализом общества источником общественного развития являются социальные противоречия (между обществом и природой, между отдельными сферами общества, между социальными группами и т.д.). Сторонники различных подходов в понимании социальной динамики отдают приоритет одному из указанных форм изменений. Например, сторонники марксизма отдают предпочтение революции, реформам же приписывают вспомогательную роль, а часто и компромиссный, реакционный характер. При этом под революцией понимается переход к более прогрессивной ступени развития общества. Прослеживая динамику социальных отношений, следует отметить рост насилия в истории человечества. Прослеживая динамику социальных отношений, следует отметить рост насилия в истории человечества. Насилие существовало еще в традиционных обществах, когда чужого готовы были истребить. В индустриальном обществе на первый план выступают скрытые формы насилия, инструментами которого являются информация, интеллект различные высокоорганизованные технологии. Для разрешения социальных конфликтов появились различного рода институты, находящие механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращающие конфликтные ситуации законными методами.

При исследовании социальной динамики возникает вопрос о роли народных масс и личности в историческом процессе. Основную решающую роль в истории отводили народным, трудящимся массам. Благодаря труду народных масс удовлетворяются все важнейшие потребности общества и создаются все условия для существования, развития, функционирования всех сфер общественной жизни. Что касается исторической личности, то любой ее замысел воплощается в жизнь благодаря труду и усилию народных масс.

История есть результат деятельности различных социальных групп: социально-этнических общностей, слоев, классов. Известно, что весь класс сразу не может находиться у власти и управлять обществом, он создает немногочисленную группу, которая готовит государственные решения, принимает их, непосредственно руководит обществом.

34. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

Жизнь человечества развёрнута во времени и в социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Философия истории– область философского знания, ориентированная на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания.

Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот в 18 в. Вольтером. В эпоху Просвещения «философия истории» была выделена в особую область знания. Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса. В истории философии существует много различных описаний исторического процесса. Все эти описания можно свести к двум основным моделям истории, в основе которых лежит различное понимание социального времени: один из них представляет историю человечества как линейный (стадиальный) процесс, другой – как нелинейный (циклический процесс).

Линейная (стадиальная) модель представляет историко-культурный процесс как непрерывное поступательное, восходящее развитие человечества, которое при этом проходит определённые стадии в своём развитии. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени». Примерами линейного подхода к историческому процессу могут служить следующие модели: 1.Библейская периодизация по возрастам (Адам – Ной – Моисей - … - Иисус Христос – последующие века). 2.Периодизация А. Тюрго, А. Смита (первобытная охотничье-собирательная стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая (торгово-промышленная) стадии).3.Формационная концепция исторического процесса К. Маркса, Ф. Энгельса.

Линейное развитие общества может происходить в двух направлениях: прогрессивном (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному); регрессивном (процесс сужения возможностей системы, упрощение и разрушение системы).

В рамках отечественной социальной философии в советский её период господствовал формационный подход к исследованию общества и истории. Этот подход сформировался в классическом марксизме в 19 в. В этот подходе центральным является понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – общества, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства. В этой концепции периодизация исторического процесса даётся через закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Впервые К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали пятичленную схему деления исторического процесса в «Немецкой идеологии», основываясь на разных формах собственности. Это учение имело ряд достоинств: 1.история предстала как последовательная смена качественно различных этапов, каждый из которых имеет свои специфический законы возникновения и функционирования; 2. История предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений; 3. История предстала как процесс прогрессивного развития общества. Недостатки формационной концепции: 1. Она упрощала исторический процесс, сводя его к простой схеме из пяти формаций; 2. Коммунизм выступает как финал мировой истории; 3. Формационное учение абсолютизировало роль экономического фактора в истории общества – труда, материального производства, техники и технологии. Человек здесь – экономический человек. Не раскрывались в полной мере вся человеческая субъективность, психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи.

Нелинейная (циклическая) модель исторического процесса отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам. Весь путь развития общества представляет собой совокупность различных по величине замкнутых циклов, которые составляют один гигантский временной цикл. Образ времени здесь – не стрела, а круг. Нелинейные интерпретации истории восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени). Согласно теории Дж. Вико, одного из основоположников истории в 18 в, исторический круговорот складывается из трёх стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию, и исторический цикл начинается сначала.

Современные социальной философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационном анализе общества. Центральным понятием в данном подходе является понятие «цивилизация», которое в настоящее время употребляется в разных смыслах. В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизация являет собой степень развития всего общества, а не только его экономической сферы. Оно показывает, насколько человек сумел в своём становлении и развитии выйти за пределы чисто животного состояния. История рассматривается как деятельность человека в разнообразных формах её проявления.

В цивилизационном подходе конкурируют между собой два подхода: теории локальных цивилизаций и теория стадиального развития.

Теории локальных цивилизаций представлены в концепциях культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, теории локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени.

Теория стадиального развития рассматривала цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии. Стадиальный характер носят теория «третьей волны» А. Тоффлера, теория постиндустриального общества Д. Бэлла.

В теории постиндустриального общества Д. Белл в истории человечества выделял три стадии:

1. Традиционная (доиндустриальная) стадия. Общество на этой стадии характеризуется: преобладанием аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности.

2. Индустриальная стадия (становление и развитие которой связано с промышленной революцией конца 18-начала 19в.). индустриальному обществу присущи высокий уровень развития производительных сил, гибкие социальные структуры, более высокий уровень социальной мобильности, более высокий уровень развития свободы личности.

3. Постиндустриальная стадия развития общества. (вторая половина 20 в.). для постиндустриального общества характерно: ведущая роль сферы услуг, изменение в социальной структуре общества, создаются интеллектуальные технологии. Решающим становится уровень знания и образования, а главным институтами общества становятся университеты

35. Политическая система общества. Политика и власть. Политика и управление.

Политическая система - сложноорганизованное образование, совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь и выполняющих определенные функции в обществе.

Политическая система предполагает наличие:

- прин­ципов и норм,т.е.систему правил, запретов, ограничений для деятель­ности;

- политических от­ношений,которые проявляют себя, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существу­ют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конф­ликта сторон;

- политической культуры,под которой понимаюттипичные для данного общества и исторического времени образцы (формы) мышления и практической деятельности людей.

Политическую систему общества невозможно представить без политических институтов, которые выступают в качестве специальных «инструментов» в борьбе за власть. К институтам политической системы относятся государство, политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения, средства массовой информа­ции и т.д. Основным институтом политической системы является государство как воплощение официальной власти. Государство – образование, где в различных сочетаниях представлены и переплетены этно-национальные, социокультурные, имущественные и гражданские интересы людей.

Что касается форм государства, то она определяет­ся способами и механизмами осуществления власти. Это, во-первых, монархия как власть одного лица, которая передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (полной) или же конституционной (ограни­ченной). И, во-вторых, республика, где основным источником власти является народ, который осуществляет свою волю через систему представительных и исполнительных органов (парламент, правитель­ство и т.д.).

С точки зрения территориального устройства, государство может быть унитарным (единым, при наличии централизованной вла­сти) или же федеративным (союз относительно самостоятельных госу­дарственно-административных образований). Возможна также и кон­федерация как союз полностью самостоятельных государств.

При исследовании политической жизни политическая философия при­меняет понятие власти. Власть и господство представляют собой основные характеристики любого человеческого общества. С этим феноменом мы встречаемся во всех сферах жизни людей. Можно говорить о власти родителей над детьми в семье, власти руководителя предприятия над работниками и т.д. Часто, понятие «власть» используют как метафору: «власть традиций», «власть предрассудков» «власть любви» и т.д.

Власть возникла с появлением человеческого общества и вместе с ним прошла длительный путь развития. Исторический опыт человечества показал, что без власти невозможно функционирование и жизнеспособность общества. Власть является главным ресурсом любого человеческого сообщества, т.к. только властные рычаги дают возможность влиять на производство, распределение и потребление остальных ресурсов. Поэтому вполне естественно, что те люди, которые занимают подчиненное положение, будут стремиться к свержению существующих властей, чтобы занять их положение. Борьба между теми, кто обладает властными рычагами, и теми, кто стремиться их приобрести, составляет неизменный закон человеческой жизни.

Наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая власть - есть реальная способность индивида или группы людей осуществлять свою волю ("хотение"), опираясь на соответствующие институты обще­ства, законы, идеи и иные ресурсы. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, можно назвать политической властью. Единственным носителем политической власти является государство. Специфической особенностью государственной власти является то, что она осуществляется единой системой взаимосвязанных между собой специальных центральных (высших) и местных (нижестоящих) органов.

36. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.

В конце 19 века возникает новый раздел философии – философия техники. Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, место техники в общественном развитии, в-третьих, принимает во внимание историю развития техники.

Уже в эпоху античности можно встретить первые рассуждения о технике. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение) понималась как искусство делания вещей и как рукотворная реальность,продолжающая и копирующая природный мир.

В настоящее время под техникой, понимают cовокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем. Примерно с середины 18 столетия стала формироваться промышленная цивилизация. Рождалась эпоха машинного производства, эпоха индустриализма. В 60-70-е годы 20 столетия в ряде наиболее развитых в экономическом отношении стран и регионов (США, Япония, Западная Европа) наметились принципиально новые тенденции в развитии материального производства. Они дали возможность говорить о переходе человечества в стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. Эта цивилизация связана с созданием обширной экономики услуг, преобладанием в структуре общества слоя научно-технических специалистов, центральной ролью теоретического знания, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Сторонники концепции информационного общества стали рассматривать в качестве преобладающего информационный сектор экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Они считают, что информация и знание, а не труд или капитал, являются основой постиндустриального общества. Компьютерная революция постепенно приведет к замене традиционной печати электронными книгами, громоздких корпораций – малыми экономическими формами, создаст электронные коттеджи для работы на дому, превратив безработицу в обеспеченный досуг.

Научно-технический прогресс (НТП) – единый процесс восходящего развития науки и техники, которые являются составными частями общества. НТП не существует изолированно от общественного прогресса, но может различным образом влиять на него. Прежде всего, под воздействием НТП и НТР изменяется место и роль человека в системе материального производства. Он все больше заменяет себя машинами и механизмами, выступая в качестве контролера над этим техническим миром. НТП затрагивает характер общественного труда. В нем все большую роль играет интеллектуальный труд, как следствие. Возрастает роль научной интеллигенции, а ценность физического труда неуклонно снижается. В связи с быстрым развитием техники и науки, растет образовательный уровень и квалификация работников. Это ставит проблему хранения, переработки все более нарастающих объемов информации, непрерывного образования. НТП ведет к изменению в социальной структуре общества, что связано с появлением новых профессий, и, как следствие, появляются новые профессиональные группы.

Отрицательные черты: НТП разрушает природную красоту окружающего мира, человек становится эмоционально более бедным, развитие техники уменьшило физические нагрузки на человека, а это привело к ряду болезней постиндустриального мира: гиподинамия, стрессы, сердечно-сосудистые заболевания, НТП коснулся и духовной сферы общества, происходят серьезные изменения, и часто не в лучшую сторону, в языке, фольклоре, морали, меняется отношение к семье и т.д.

37. Культура и культурология. Основные подходы к философскому анализу культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Диалог культур.

Культура(от лат. сultura – возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. Эти программы существуют в форме знаний, навыков, норм, идеалов, идей, верований, образцов деятельности и поведения, социальных целей, ценностей и т.д. В совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.

Наиболее плодотворными в формировании обобщенного и целостного понимания культуры являются следующие направления ее философского анализа:

1. Деятельностный подход, при котором культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, такой подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской ее интерпретации имеет фундаментальное значение.

2. Семиотический подходв качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.).

3. Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Аксиологическая интерпретация культур дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения. Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

В историческом аспекте можно выделить такие типы культуры, как культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна. В этноцивилизационном аспекте выделяют культуру Запада и Востока, национальные культуры. В культурно-стратификационном плане выделяют элитарную, народную и массовую культуру (вертикальный срез).

До середины ХХ в. существовали только элитарная и народная культуры. Элитарная культура ранее создавалась и потреблялась привилегированной частью общества. Например, жреческая культура как система закрытого для непосвященных знания, характерная для ранних этапов цивилизации. В настоящее время создателями и потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества, профессионально занимающаяся производством культурных текстов (продуктов), приобретающих впоследствии статус культурных канонов (идеалов, образцов для подражания).

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, как правило, неизвестные. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, сказки, легенды, песни и т.д.). К народной культуре относится народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика, суть которой выражается в пословицах и поговорках, народные промыслы и др. В силу таких черт, как традиционность, простота и доступность транслируемых текстов, народная культура выполняла функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности.

Всовременном обществе место народной культуры занимает массовая культура. Она утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Они позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, формируют общие стандарты потребления, которые удовлетворяются массовым производством. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различия между ними, нивелируя их личности. Демократичная и неглубокая, массовая культура выполняет, прежде всего, психотерапевтическую, иллюзорно-компенсаторную функцию: дает приемлемое для человека массы объяснение мира, которое бы примирило с ним человека, успокоило его психику, обнадежило обещанием лучшего будущего. Разнообразные тексты массовой культуры, транслируемые СМИ, являются одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипов поведения и ценностных предпочтений. Они также выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя общественные настроения и массовые предпочтения. Цель массовой культуры – стимулирование потребительского сознания масс для отвлечения их от социальной активности, формирования конформистской жизненной позиции. Массовая культура вульгарна и поверхностна, культивирует ценности подросткового типа и тем самым инфантилизирует своего потребителя. Она призвана удовлетворить потребность в новизне, развлечь потребителя, причем, без особых затрат ума и духа, обращаясь при этом к не самым лучшим сторонам человеческой натуры: сексуальности, страхам, жажде самоутверждения, потребности в простых и ясных идеалах.

В культурно-стратификационном плане выделяют также такие типы культуры как доминирующая культура, субкультура, маргинальная культура и контркультура (горизонтальный срез).

Любое общество неоднородно, состоит из самых разных социальных групп — этнических, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой.

Субкультура— это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, обычаями и прочим.

Вследствие происходящих в обществе процессов миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем, изменения социальной структуры и др. появляются промежуточные, пограничные социальные слои, получившие название маргинальных (от позднелат. marginalis - находящийся на краю, на границе). В этих слоях возникает особая субкультура - маргинальная культура. Ее носители теряют свои культурные истоки, традиции, систему ценностей, частично усваивают элементы новой для них культуры.

Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурамибыли раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи 60-70-х гг. XX в. на Западе.

38. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек ― существо историческое ― составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра ― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения и общения людей постепенно складывались в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н.э. на смену талиону пришло «золотое правило нравственности» (простейшее универсальное правило поведения) - «поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Большое влияние на формирование моральных норм оказывает политика и идеология.

Согласно религиозной концепции происхождения морали, ее ценности и нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они высоко, а те, кто обладает ими, пользуются уважением. Эти ценности выступают в роли нравственных идеалов. Моральные ценности и нормы носят конкретно-исторический характер, то есть имеют свою специфику в локальных культурах, изменяются вместе с изменением материальных условий и духовных факторов общественной жизни. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали все же можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание, контакт и сосуществование представителей разных культур.

Мораль как общественное явление, форму духовной культуры изучает такая философская наука как этика.Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

39. Религия как форма духовного освоения реальности.

Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, так как содержит определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, то есть основных компонентов мировоззрения. Благодаря религиозному мировоззрению человек обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает надежду на чудо, духовные силы преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, так как страдания и смерть для религиозного человека наполнены определенным смыслом. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.

Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

В структуре религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную организацию. Религиозное вероучение – это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, пророке-основателе религии, устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное вероучение излагается в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60-70-е годы ХХ века и получили распространение в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла жизни – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами нетрадиционных религий и культов является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что среди неокультов существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

40. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру.

Искусство один из важнейших элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Но, несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной.

Искусство - это:

♦ искусственное, т. е. намеренно созданное человеком (противостоит природному);

♦ искусное, т. е. творчески и мастерски сделанное. Такая деятельность обладает эстетическим значением и способна порождать эстетические ценности;

♦ художественное творчество - особый вид социальной деятельности, продуктами которой являются специальные духовные эстетические

ценности; оно представляет собой самый узкий смысл слова «искусство», который и подлежит дальнейшему рассмотрению.

Искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Ф. М. Достоевский высказал идею о том, что потребность в красоте и творчестве, воплощающем ее, есть такая же потребность, как есть и пить и без нее человек не захотел бы жить на свете. Это означает, что для человека важна не столько жизнь сама по себе, сколько ее качественное содержание, эстетическая наполненность.

Ни один вид искусства не может существовать без материального воплощения. Живопись немыслима без красок и других материалов, музыка - без звуков инструментов и голоса. Но живопись не сводится к краскам, а литература - к буквам и бумаге. Материал в художественном творчестве - лишь средство для выражения духовного содержания произведений. Художник не зеркально копирует действительность, а пропускает ее через свой духовный мир, осмысливая свои переживания, знания и понимание окружающей действительности.

Искусство выступает в качестве предмета эстетики, так как существует в системе эстетического отношения человека к миру, являясь синтезом объективной и субъективной сторон этого отношения.

Эстетика изучает:

1) происхождение художественной деятельности в человеческом обществе;

2) структуру и общие закономерности развития искусства в его раз личных видах и направлениях;

3) особенности творческого процесса;

4) само произведение искусства, его восприятие и переживание;

5) значение искусства в жизни личности и общества.

Различные типы деятельности не подменяют функции искусства. Наоборот, искусство не заменяет ни одну форму деятельности человека, а специфически воссоздает, моделирует каждую из них. Иными словами, искусство — образная модель человеческой жизнедеятельности. Оно художественно воспроизводит и вместе с тем формирует внутренне единый и неповторимый мир человеческой индивидуальности.

Человек всегда пытался обрести устойчивую духовность с помощью искусства. Сущность искусства - в осуществлении гармонии. Искусство можно рассматривать как важнейшее средство гармонизации инстинктивного и разумного, стихийного и сознательного.

Искусство дает возможность ощутить моменты наибольшей полноты бытия, осуществить синтез телесного и духовного. Искусство является единственным средством, позволяющим уловить уникальность человеческого мгновения.

Наши рекомендации