Сущность социальной политики государства
Государству как институту экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.
Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.
Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику.
Под социальной политикой понимается комплекс мер, предпринимающих государством, по поддержанию экономической социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе. [1, с.210]
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Цель социальной политики государства – обеспечение полной и рациональной занятости населения, формирование социального стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.[2, с.273]
Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работника в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающей перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Реализация этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Социальная политика базируется на ряде принципов.
Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости), с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и результативны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, на основе дифференцированного к ним подхода. [3, с.274]
Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п.
В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. [4, с.332]
Набор потребительских товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называется потребительским.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнить фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени с учетом конкретных условий, складывающихся в стране, и реальных возможностей экономики.
Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы: предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.); предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.); услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).
Среди научно-обоснованных и других расчетных норм потребления товаров и услуг выделяют рациональный, минимальный потребительский набор и прожиточный минимум.
Рациональный набор – это такой набор материальных благ, который вполне достижим в обществе для определенных социальных групп. Такой рациональный набор выступает как ориентир для социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
Минимальный потребительский набор – это минимальная потребительская корзина, которая необходима человеку для его жизни. Ее стоимостная оценка известна широкой публике как минимальный потребительский бюджет. Стоимость каждой позиции (хлеб, мясо, одежда разных видов, туалетные принадлежности, коммунальные услуги и т.п.) определяется как произведение нормы расхода конкретного продукта на доступную рыночную цену. [5, с.175]
Чем ближе минимальный потребительский бюджет приближается к рациональному набору, чем выше средняя зарплата и средняя пенсия по сравнению с соответствующим минимальным потребительским бюджетом, тем выше уровень жизни населения страны.
Набор благ, который гарантирует лишь сохранение жизни человека, его человеческого облика, есть физиологический минимум.
Денежная оценка физиологического минимума потребления, представленного в виде минимально возможного набора товаров и услуг, предстает как бюджет прожиточного минимума. Прожиточный минимум рассчитывают как на душу населения, так и для различных демографических групп.
Первый вариант его расчета (прямой счет) – это определение стоимости натурального набора продуктов питания, обеспечивающего человеку минимально необходимое количество калорий. Включает также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Есть резон определять такой продуктовый набор на основе обследования фактических бюджетов наименее обеспеченных семей.
Во втором варианте бюджет прожиточного минимума упрощенно определяется как процентное отношение к минимальному потребительскому бюджету (обычно в пределах 40-60% от объема минимального потребительского бюджета).
Качество жизни населения – совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения.
На первом месте при оценке качества жизни – уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Поэтому следует установить степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования.
Качество жизни всегда воспринимается с учетом исторических, национальных и религиозных традиций. При характеристике качества жизни, как совокупности условий, вполне допустима компенсация одного параметра жизни другим. Как говориться, можно жить беднее, но дружнее и веселее. [6, с.628]