Сущность и основные направления социальной политики государства

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходи­мость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.

Социальную политику государства можно определить как совокупность мер, направленных на упорядочение социальных процессов и оказания на них регулирующего воздействия в целях получения желаемого эффекта. В зачаточной форме социальная политика появилась еще в рабовладельческом обществе. В частности, в Древнем Риме организовывали зрелища (бои гладиаторов) и бесплатные обеды в соответствии с требованиями плебса: «хлеба, женщин и вина». Социальная политика государства - политика, направленная на измене­ние уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному совершенствованию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

Конечной целью социальной политики является достижение максимального благосостояния общества. В социальной сфере господствующее положение занимает государствен­ный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения и степень социальной защиты.

Качество жизни – сложная и предельно широкая категория. Она является предметом исследования экономистов, социологов, политологов, философов и др. Это вполне естественно, ибо изучение такого многокомпонентного явления требует совместных усилий и разностороннего подхода к осмыслению того, что происходит в сфере жизнедеятельности человека: занятость, безработица, потребление, охрана здоровья и окружающей среды, бедность, пенсионное обеспечение и т.д. Ведущее место в общем круге проблем качества жизни занимают экономические компоненты. Гэлбрейт Дж., выдвинувший теорию качества жизни считал, что жизнедеятельность человека не может быть оценена только потреблением и тем более получаемыми номинальными доходами. Таким образом, качество жизни – определенное сочетание экономических социальных, природно-экологических и других условий жизнедеятельности человека, оказывающих существенное воздействие на благосостояние населения и социальное самочувствие индивидов.

В мировой науке сложились две модели качества жизни: объективистская и психологическая (субъективистская). Первая определяет качество жизни как результат комбинации различных объективных статистических показателей – имущественное положение, доходы, индексы потребления, уровень безработицы и т.д. Психологическая модель исходит из того, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов. Взаимосвязь между объективными параметрами и субъективными оценками не столь явная и прямая. К примеру, часто хорошее объективное качество совмещается с негативной её оценкой, и наоборот.

В экономических исследованиях качества жизни основное внимание уделяется объективным параметрам (доходы, потребление, безработица) и функционированию экономических институтов, ответственных за производство и распределение ресурсов потребления. В 1971 году Дж. Форрестер предложил измерять качество жизни по пяти параметрам: численность населения, количество накопленного капитала, доля капитала в сельском хозяйстве, количество имеющихся природных ресурсов и загрязнение среды обитания. Практика международных сопоставлений качества жизни, проводимых ООН использует около 150 объективных макропоказателей. В настоящее время существует значительное количество систем показателей оценки качества жизни. В связи с чем существует необходимость конструирования единого индекса качества жизни. В качестве такого некоторое распространение получил так называемый индекс Д. Джонстона, представляющий собой «цепочный индекс», состоящий из последовательного измерения изменений основных объективных индикаторов развития общества, выраженных в процентах. Для сравнения качества жизни также используется индекс человеческого развития (ИЧР). ИЧР измеряет с равными весами уровень трех основных компонентов развития человеческого потенциала: продолжительной и здоровой жизни, приобретение знаний и реальный ВВП на душу населения. Первый компонент оценивается степенью приближения продолжительности жизни к 85 годам (доживание до 85 лет оценивается индексом 1, средняя продолжительность жизни в 25 лет оценивается индексом 0). Второй компонент оценивается показателем грамотности населения, взятого с весом 2/3, и показателем совокупного коэффициента обучающихся в учебных заведениях начальной, средней, высшей ступени образования в возрасте до 24 лет включительно, взятого с весом 1/3. Максимально возможные значения этих показателей в 100% дают индекс 1, а минимально возможные - 0%. Третий компонент определяется отношением величины ВВП на душу населения к некоторой пороговой величине, принятой за базу сравнения. В соответствии с методологией ПРООН (Программа развития ООН)страны, имеющие ИЧР равный 0,8 относятся к государствам с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,5 до 0,8 – со средним; ниже 0,5 – с низким уровнем.

ИЧР больше характеризует не качество, а потенциал человеческого развития. Достоинством индекса являются простота исчисления и универсальность. Недостаток заключается в чрезвычайно высоком уровне абстрагирования и неизбежные вследствие этого ошибки измерения при изучении качества жизни. Трудно, например, ответить, что положительнее сказывается на качестве жизни населения: 1% прироста ВВП или 1% прироста грамотности населения? Поэтому ИЧР может быть использован для сравнения качества жизни в глобальном масштабе. В рамках национальной единицы применение какого-либо одного искусственно синтезируемого показателя вряд ли целесообразно.

Качество жизни можно оценить только на основе системы показателей (рисунок 7.1.). Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потреби­тельская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления - количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.

Сущность и основные направления социальной политики государства - student2.ru

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназна­ченная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определя­ются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги в сфере образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

Наши рекомендации