Полигоны внедрения в систему

динамического ценообразования в ОАО «ФПК»

Полигоны внедрения в систему - student2.ru Полигоны внедрения в систему - student2.ru

Были дерегулированы услуги по предоставлению грузового подвижного состава (с 2003 по 2013 гг. парк вагонов вырос более чем на 35%, инвестиции превысили 1 трлн. рублей, а железнодорожное машиностроение обеспечило не только рост экономики, но и его качество).

Дерегулированы услуги стивидорных компаний в портах (за последние 5-6 лет привлечено инвестиций более 150 млрд. рублей, преимущественно частных, рост мощностей и перевалки грузов примерно на треть).

Решение о прекращении тарифного регулирования было принято в конце 2015 г. по московскому авиаузлу, предпосылки для перехода к рыночным отношениям есть и в других регионах. Расширяется перечень дерегулируемых топливо-заправочных комплексов в аэропортах, где имеется два и более операторов.

С 2012 г. обсуждается вопрос дерегулирования фиксированной электросвязи. За десять лет при активном стимулирующем воздействии на рынок и отраслевого регулятора со стороны антимонопольного органа цены на услуги сотовой связи снизились в десять раз. Последние годы цены не растут в номинальном выражении, но при этом возрастает объем и качество оказываемых услуг. Тарифы же операторов фиксированной электросвязи только росли, пока они не стали выше тарифов на услуги сотовой связи. Поэтому необходимо создать условия, в которых операторы фиксированной электросвязи оказались бы под общим прессом конкурентного рынка.

Обсуждается дерегулирование услуг по трубопроводной транспортировке нефтепродуктов, доля которой на внутреннем рынке составляет 10 – 15%. Здесь тоже есть возможность прекратить государственное тарифное регулирование, сохранив ценовой мониторинг.

В настоящее время ФАС России также рассматривает вопрос о дерегулировании оптовых цен на газ, поскольку сейчас на рынке много независимых компаний, доля которых составляет около 46 процентов. Таким образом, сложились предпосылки для конкуренции. Предполагается, что дерегулирование оптовых цен на газ произойдет в 2018 г.

Дерегулирование требует подготовки. Чтобы оно произошло, нужны эффективные правила недискриминационного доступа в регулируемых сферах должны появиться рыночные индикаторы. Сейчас развивается биржевая торговля, и порядка 25 миллиардов кубических метров газа было продано с момента запуска торгов в конце 2014 года. Необходимо выйти на ежегодный показатель не менее 35–36 миллиардов кубических метров газа в год, чтобы это были показатели ликвидных торгов, тогда можно будет говорить о гарантии рыночных индикаторов, что станет качественной предпосылкой для дерегулирования этой сферы. Требуется принятие детализированных правил недискриминационного доступа к магистральным и распределительным газопроводам, системам подземного хранения газа. Будет осуществлен переход к единым тарифам на транспорт газа для Газпрома и для независимых компаний.

Если говорить о рынке газа, технологической основой которых является более сотни тысяч километров протяженности магистральной и распределительной систем газопроводов, то с учетом его масштабов одномоментно перейти к дерегулированию трудно. В настоящее время ФАС России обсуждает разные подготовительные механизмы и отрабатывает их в пилотных регионах. На сегодня подписаны соглашения с двумя субъектами Федерации – Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, на территории которых эффективно работает тарифное регулирование и успешно выстроены процессы газификации.

Дерегулирование – тонкий процесс настройки в режиме консенсуса и постоянного диалога органов власти и участников рынка. Речь идет об изменении договорных отношений, о введении так называемой коммерческой балансировки газа, о стимулировании более равномерного газоснабжения и газопотребления. Чтобы решить эти задачи, ФАС России создана рабочая группа, в которую входят представители всех заинтересованных сторон.

При этом должно быть организовано эффективное взаимодействие участников рынка, работа в режиме сорегулирования органов власти и участников рынка. Именно с помощью этого института возможно будет получать актуальную информацию по всем бизнес-процессам. Чтобы в отрасли происходили реформы, направленные на развитие и внедрение конкретных механизмов, у профессионального сообщества должна быть возможность трансформировать выработанные совместно решения в хозяйственные отношения.

Опыт ФАС России показывает, что пакет реформ и переход отраслевых рынков из одного состояния в другое всегда должны включать такой элемент, как создание коммерческой инфраструктуры рынка. Это система нормативных актов, определяющих порядок передачи товаров, реализации работ, оказания услуг, договорных отношений между участниками рынка, обычаев делового оборота, а также это система институтов рынка. Система хозяйственных и регуляторных отношений, способствующих тому, чтобы у новых игроков была возможность входить на рынок, а у действующих – возникали стимулы повышения эффективности работы.

В рамках новой тарифной политики также должна быть обеспечена открытость тарифного регулирования.

Прежде всего, должна быть обеспечена открытость регулируемых хозяйствующих субъектов. С одной стороны, через обязанность раскрывать информацию о своей деятельности в рамках соблюдения Стандартов раскрытия информации, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами. При этом утверждение регулируемой организацией своей инвестиционной программы, финансируемой из тарифного источника, должно осуществляться только после ее публичного обсуждения с потребителями товаров (работ, услуг) и получения положительного заключения органа регулирования цен (тарифов). Затраты, в отношении которых не было проведено публичных процедур (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), не должны включаться в структуру тарифа.

С другой стороны, открытость должна быть обеспечена посредством создания и деятельности советов потребителей услуг регулируемых организаций, которые должны на постоянной основе вовлекаться во все процедуры тарифного регулирования.

Кроме того, должна быть обеспечена прозрачность тарифного регулирования – открытость принятия решений тарифным регулятором. Рассмотрение тарифных споров и разногласий должно осуществляться на коллегиальной основе, с участием сторон спора и при условии обеспечения принципов законности, открытости и состязательности, а также процессуальных прав участников спора.

В свою очередь советы потребителей должны иметь доступ ко всей информации, которая используется тарифным регулятором при принятии решений по тарифам.

Важным также является обмен информацией между уполномоченными федеральными органами власти, а также с региональными тарифными и иными органами власти. В настоящее время он в значительной степени осуществляется в электронном виде и происходит совершенствование информационного обмена под задачи новой тарифной политики. Поскольку новая тарифная политика требует нового нормативно-правового обеспечения (законы, акты правительства, ведомственные методики и т.п.), то потребовалась и информационная платформа для автоматизации и этой работы. В упрощенном виде она уже функционирует, в настоящее время осуществляется ее доработка.

Система государственной оценки отрицательного регулирующего воздействия (ОРВ), осуществляемая на базе Минэкономразвития России, также может быть полезной для целей обмена информацией с органами власти и участниками рынка, особенно для привлечения к обсуждениям самого широкого круга участников. Но при проработке нормативных правовых актов не менее важно привлечение к обсуждению профессионального сообщества, которое возможно осуществлять с использованием информационных систем ФАС России.

Одновременно должно произойти кардинальное изменение идеологии органов, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов): тарифная политика должна быть направлена, прежде всего, на потребителя.

Реформирование системы государственного регулирования цен (тарифов) в части повышения прозрачноститарифного регулирования должно сопровождаться комплексным внедрением современных информационных технологий в процесс принятия тарифных решений.

Ранее уже обращалось внимание на то, что существующая процедура установления тарифа не предусматривает участие потребителей услуг естественных монополий в процессе обсуждения и принятия тарифного решения законодательством не предусмотрено.

Кроме того, в существующей системе регулирования определяющее значение при установлении тарифа имеет проведение экспертизы тарифной заявки и подготовки экспертного заключения. Экспертиза тарифной заявки проводится экспертом органа регулирования на основании обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией. Экономическая обоснованность многих расходов, включаемых в тариф определяется исходя из внутреннего усмотрения эксперта и не имеет нормативного определения. При отсутствии обосновывающих документов отдельных статей расходов, эксперт вправе их запросить у регулируемой организации. Однако такой запрос является правом органа регулирования, а не его обязанностью.

В то же время сложности, связанные с проведением экспертизы тарифной заявки, обусловлены ограниченным штатом экспертов органа регулирования, сжатыми сроками проведения экспертизы предложений и значительным количеством регулируемых субъектов, обращающихся за установлением тарифа в орган регулирования.

Указанные обстоятельства приводят к тому, что обоснованность экспертного заключения и дальнейшая величина установленного тарифа на услуги естественных монополий и иных регулируемых организаций в значительной степени определяется субъективным мнением эксперта, которое зависит от его нагрузки, квалификации, добросовестности и других субъективных факторов, вследствие чего затруднительно поддается объективной проверке.

В настоящее время экспертиза тарифной заявки проводится практически без применения информационных технологий. Существующие информационные системы в сфере тарифного регулирования автоматизируют вспомогательные процессы (сбор отчетных форм, расчет по установленным методикам), но не автоматизируют основной процесс тарифного регулирования – экспертизу экономической обоснованности затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки.

В условиях динамичного развития и внедрения информационных технологий, автоматизации государственного сектора и масштабного проникновения информационных технологий во все отрасли экономики, процесс установления тарифов без применения современных технологических процессов представляется устаревшим.

В рамках реализации концепции повышения прозрачности и информатизации тарифного регулирования ФАС России предлагает в законодательстве закрепить обязанность по принятию тарифных решений с использованием информационных технологий, устанавливать и раскрывать информацию по каждому этапу прохождения тарифной заявки от ее поступления до принятия и публикации тарифного решения, установив следующий порядок принятия тарифных решений.

Для начала осуществления регулируемой деятельности организация обязана опубликовать на едином федеральном портале раскрытия информации тарифную заявку не менее чем за 30 дней до даты обращения в орган регулирования. Информация, составляющая государственную тайну, публикации не подлежит. Публикуемая тарифная заявка должна содержать исчерпывающий перечень информации, необходимой для принятия органом регулирования решения об установлении цен (тарифов).

В течение 30 дней со дня публикации тарифной заявки потребители и заинтересованные лица вправе представить в орган регулирования свои замечания и предложения по структуре затрат и предлагаемому тарифному решению.

По истечении 30 дней с даты публикации, откорректированная тарифная заявка (при наличии замечаний и предложений потребителей и заинтересованных лиц), при условии, если она не была отозвана регулируемой организацией, приобретает статус цифровой тарифной заявки. Это является основанием для открытия тарифного дела органом регулирования и проведения экспертизы тарифной заявки.

Документы, не опубликованные на едином федеральном портале раскрытия информации, не рассматриваются органом регулирования при проведении экспертизы тарифной заявки и принятии решения об установлении тарифа.

Экспертиза тарифной заявки осуществляется органом регулирования с применением информационных технологий по всем статьям затрат, видам деятельности и сферам регулирования, закрепленным в едином законе. В случае выявления завышения расходов, предложенных регулируемой организацией, система оповещает об этом, требуя принятия решения сотрудником органа регулирования. Информационная система препятствует составлению экспертного заключения при попытке включения экономически необоснованных затрат.

После составления экспертного заключения орган регулирования принимает решение об установлении цен (тарифов), которое подлежит публикации на едином федеральном портале раскрытия информации.

В случае несогласия с принятым тарифным решением, потребители, заинтересованные лица и регулируемая организация посредством информационной системы вправе направить в ФАС России соответствующее заявление о разногласиях.

  Полигоны внедрения в систему - student2.ru

Результатом информатизации тарифного регулирования станет повышение «прозрачности» деятельности регулируемых организаций и объективной экономической обоснованности принятия тарифных решений.

С учетом изложенного, ФАС России считает необходимым разработать и утвердить целевую государственную программу информатизации тарифного регулирования.

Конечный эффект от реализации Стратегии новой тарифной политики будет включать, в том числе:

- повышение инвестиционной привлекательности отраслей за счет введения установления стабильности законодательного регулирования;

- единство нормативного правового регулирования тарифов;

- эффективную нормативную основу регулирования отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

- стабилизацию и обеспечение необходимого уровня правового регулирования;

- обеспечение перспективного перехода потенциально конкурентных секторов данной отрасли к развитию рыночных отношений;

- сокращение коррупционного потенциала в сфере государственного регулирования тарифов;

- достижение баланса интересов между потребителями и поставщиками в регулируемых видах деятельности;

- повышение экономической эффективности регулируемых видов деятельности, а также достижение долгосрочной надежности и качества оказываемых услуг.

Наши рекомендации