Мероприятия, направленные на достижение задач по расширению конкуренции в соответствующей области контроля, а также совершенствованию законодательства о закупках
В 2016 году ФАС России принимало активное участие в работе по доработке находящегося на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( далее – Законопроект № 821534 -6) , принятом в первом чтении 1 5 .0 9 .2015 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект № 821534-6 предусматривает изменение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), направленны е на повышение прозрачности и эффективности уже существующих требований к закупкам товаров, работ, услуг заказчиков, установление минимальных требований к отдельным элементам закупочной деятельности.
В частности Законопроект № 821534-6 предусматривает установление единого порядка проведения процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении «специализированных торгов» как в части установления закрытого перечня способов закупок, регламентации порядка проведения таких закупок, так и определения закрытого перечня электронных площадок, на которых должны проводиться закупки, с установлением соответствующих требований к программно-аппаратным комплексам электронных площадок.
В сфере корпоративных закупок в 2016 году принят Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации», согласно которому в Закон о закупках внесены изменения, устанавливающие обязанность заказчика в документации о закупке при установлении требований к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам использовать предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.
Также в развитие положений Закона о закупках, Минэкономразвития России совместно с ФАС России в 2016 году проведена работа, по результатам которой приняты следующие нормативно-правовые акты:
установлена обязанность применять положений Закона о закупках при осуществлении закупок товаров, работ, услуг федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ) ; утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, закупки которых осуществляются в соответствии с требованиями Закона о закупках (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р); внесены изменения в особенности осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1355); увеличена доля закупок по договорам, заключенным по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства с 1 января 2018 года с 10% до 15% (постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 № 819); утвержден перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 475-р); утвержден перечень юридических лиц, проекты планов закупок которых подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценке соответствия (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 717-р); внесены изменения в перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой АО «Корпорация «МСП» оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 № 2623-р).
4. Услуги авиакомпаний
Дело Татарстанского УФАС России vs Аэрофлот
Учитывая высокую социальную значимость вопросов, связанных с обеспечением ценовой доступности воздушных перевозок, текущая ситуация на рынках авиаперевозок находится на постоянном контроле ФАС России.
Антимонопольными органами принимаются меры в отношении операторов аэропортов, авиакомпаний, злоупотребляющих доминирующим положением на товарном рынке, в том числе в вопросах ценообразования.
Следует отметить складывающуюся успешную правоприменительную практику Татарстанского УФАС России.
Так, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Аэрофлот» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (дело № 05-221/2015). Основанием для возбуждения дела явились обращения граждан на высокую стоимость перевозок, осуществляемых компанией «Аэрофлот» на линии Москва – Казань –Москва.
В ходе рассмотрения дела была выявлена практика применения компанией «Аэрофлот», занимающей доминирующее положение на товарном рынке (маршруте Москва – Казань и Казань – Москва) различных цен (тарифов) при одинаковых условиях их применения без экономического, технологического либо иного обоснования.
Согласно утвержденным требованиям перевозчик вправе устанавливать между двумя пунктами несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифа.
Между тем, антимонопольным органом было доказано, что действия перевозчика, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, по установлению различных по значению, но одинаковых по условиям применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования противоречит антимонопольному законодательству, так как приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов потребителей услуги регулярных пассажирских перевозок на маршрутах Москва – Казань и Казань – Москва.
По результатам рассмотрения дела ПАО «Аэрофлот» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписание не выдавалось в связи с устранением нарушения: в ходе рассмотрения дела ПАО «Аэрофлот» были утверждены новые условия применения тарифов по каждой брендовой группе в экономическом классе обслуживания и открыты к продаже тарифы более дешевых подклассов, недоступные в предыдущий периоды, что привело к значительному снижению цен на авиаперевозку по указанному маршруту в период рассмотрения дела.
Решение перевозчиком не обжаловалось.