Организационное управление квалификациями в сфере закупок.
Для решения вопросов развития системы квалификаций в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 №249 создан Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный Совет).
В целях реализации норм профессиональных стандартов в различных отраслях при Национальном Совете создаются отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, как органы, целью деятельности которых является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в определенных областях профессиональной деятельности на общероссийском уровне.
В сфере закупок была сформирована инициативная группа, подготовлены и в декабре 2015 года поданы документы в Национальный совет в целях создания отраслевого Совета по профессиональным квалификациям в области закупок и поставок (далее - Совет по закупкам). В качестве базовой организации предложено Некоммерческое партнерство «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» (далее - НП ОПСГМЗ, http://zakupki-profstandart.ru), созданное в 2008 году специально для решения проблем, связанных с аттестацией персонала, подтверждения квалификации и репутации, допуска к работе в столь обязывающей отрасли, как государственный и муниципальный заказ.
Целесообразность создания Совета по закупам поддержана со стороны Контрольного управления Президента Российской Федерации, ОПОРЫ России, ТПП РФ, Общественной Палаты, крупнейших заказчиков, включая ПАО «Газпром», ГК «Росатом», ГК «Ростех», ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ПАО «Россети», ПАО «Ростелеком» и др., отраслевых ассоциаций, образовательных учреждений, специализированных организаций и др., а также в рамках ряда публичных мероприятий.
В течение весны-лета 2016 года рабочей группой НП ОПСГМЗ начато формирование проекта оценочных средств для оценки квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», одним членов рабочей группы издана книга (монография) «Национальная система профессиональных квалификаций: Организационно-методические основы создания», проведены иные мероприятия.
Вместе с тем решением Национального совета от 28.06.2016 профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» были закреплены за созданным на базе Торгово- промышленной палаты Российской Федерации Советом по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности (далее - СПК ТПП, http://tpprf.ru/ru/profstandart, решение о его создании принято также 28.06.2016).
Можно отметить, что в составе СПК ТПП практически нет лиц, профессионально занимающихся вопросами закупок (http://tpprf.ru/ru/profstandart/about/members).
Более того, основываясь на полученной от НП ОПСГМЗ идее о создании специализированной Комиссии по профессиональным квалификациям в сфере закупок, таковая была создана в рамках СПК ТПП, однако руководство данной Комиссией было передано В.В. Пискуреву, работающему в области оценочной деятельности, но не имеющему отношения к сфере государственных закупок (http://tpprf.ru/ru/profstandart/about/commissions/purchase-commission/members).
Предложения.
Необходимы серьезные меры организационного и нормативного характера.
1. Нормативные.
1.а). В первую очередь, требуется детальная экспертиза имеющихся профессиональных стандартов в области закупок пилотной группой признанных лидеров, и их переработка. Одновременно необходима выработка требований к компетенциям в сфере закупок, разработка новых профессиональных стандартов (для сотрудников контролирующих органов и др.)
Целевая структура требуемых профессиональных стандартов была сформирована в рамках деятельности рабочих групп НП ОПСГМЗ весной- летом 2016 года, соответствующие уведомления были размещены в Программно-аппаратном комплексе "Профессиональные стандарты" Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy- blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnvkh-standartov)
1.б.) Для обеспечения применения профессиональных стандартов в образовательном процессе, необходима разработка соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Организационные.
2.а). Для обеспечения качества разрабатываемых профессиональных стандартов необходимо создание профессионального органа, целевым образом отвечающего за развитие профессиональных квалификаций в сфере закупок. Более того, для качественного, непредвзятого и эффективного принятия решений в сфере закупок, такой орган должен быть полностью независим от иных служб и отраслей. Еще в Концепции федеральной контрактной системы закладывалось требование о персонификации правовой ответственности государственных (муниципальных) заказчиков за результаты закупок и качество обеспечения публичных нужд; устанавливаются права и обязанности государственного служащего, осуществляющего функции закупщика, что создает правовые предпосылки для профессионализации этой сферы.
Таким образом, считаем важным вернуться к предложенной НП ОПСГМЗ идее о создании отраслевого СПК в сфере закупок.
2.б.) Ключевым для качественного управления и правильного принятия решений в сфере закупок является формирование персонального состава СПК в сфере закупок.
Очевидно, что персональный состав такого СПК должен соответствовать утвержденному Минтрудом профессиональному стандарту «Эксперт в сфере закупок» (приказ от 10.09.2016 №626н), для чего иметь опыт не менее 5 лет в сфере закупок, прохождение специальных программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки в сфере закупок (СПК ТПП не соответствует данному требованию).
В состав СПК в сфере закупок необходимо включить исключительно грамотных и профессиональных представителей отрасли. Например, такой состав может быть сформирован на основе предложений Экспертного совета при Правительстве РФ.
3. Проектные меры.
Помимо просто разработки качественных профессиональных стандартов, необходимо обеспечить их качественное внедрение. В частности, должно быть выполнено:
1. Выработаны специальные требования к действующим учебным центрам, на основе разработанных профстандартов и экспертизы профстандартов ведущими компаниями.
2. Созданы (аккредитованы) учебные центры, программы подготовки профессионалов в области закупок и снабжения в учебных заведениях: от специалиста в области закупок и снабжения до MBA с области закупок.
3. Реализованы выбор и подготовка преподавательского состава, включая людей с практическим опытом работы.
4. Сформирована система оценки профессиональных качеств сотрудников компаний, и отделов закупок.
5. На основе оценки специалистов и отделов закупок подготовлены планы развития и улучшения; при отсутствии улучшений - принимаются кадровые решения.
6. Обеспечен регулярный аудит центров оценки квалификации, выборочные проверки качества обучения и проведения оценки квалификации, при неудовлетворительных результатах - постановка вопроса о прекращении их деятельности в данной сфере.
7. Создана система постоянного улучшения профессиональных качеств с аттестацией (оценкой квалификации) на регулярной основе.
Необходимо проводить отдельную работу с органами государственной власти, на работников которых, как было указано выше, не распространяется Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации».
В частности, предлагается создать отдельную проектную группу на базе Экспертного Совета при Правительстве РФ, которая бы обеспечивала аудит текущей ситуации, анализ квалификации государственных служащих, обеспечивающихся размещение государственного заказа, а также выработку предложений в данной сфере.
«Состояние развитие и поддержки малого и среднего предпринимательства»
В целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо развитие программ партнерства хозяйствующих субъектов, на которых распространяются положения Федерального закона №223-Ф3, субъектами малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день данный инструмент привлечения субъектов МСП в качестве поставщиков компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий работает крайне неэффективно. Связано это, в первую очередь, с тем, что программы партнерства не содержат реальных вспомогательных мер для участия малых и средних компаний в закупках заказчиков. Развитие данного инструмента невозможно без нормативного установления для субъектов МСП особого статуса «участник программы партнерства» и облегчения их участия в закупочных процедурах.
Кроме того, необходимо принятие мер, направленных на доращивание существующих и создание новых производственных предприятий - субъектов МСП и их встраивания в цепочки поставщиков компаний с государственным участием. Одним из направлений этой деятельности может стать стимулирование крупнейших заказчиков к созданию на собственной производственной инфраструктуре индустриальных парков и промышленных кластеров для размещения в них субъектов МСП с целью производства продукции для нужд заказчика.
Для развития указанного направления поддержки малых и средних производственных предприятий необходимо проработать вопрос возможности заключения заказчиком контракта с субъектом МСП не на поставку конкретной партии товара, а на создание производства конкретного изделия на территории соответствующего индустриального парка или промышленного кластера с последующей поставкой данного изделия заказчику на долгосрочной перспективе (в течение 3-5 лет) при его соответствии установленным требованиям заказчика на протяжении всего периода поставки.
«Развитие конкуренции в сфере