Сравнение доли МСП в структуре ВВП России и других стран - 2015
Источник: Минэкономразвития России
Согласно утвержденной Стратегии развития МСП до 2030 года, следует выделить ряд факторов, которые будут определять потенциал развития сектора МСП, а также его отдельных сегментов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основные факторы делятся на две группы: макроэкономические условия и институциональные условия развития МСП.
Макроэкономические условия связаны, в первую очередь, с развитием или преодолением кризисных явлений в экономике. Институциональные факторы, формирующие траекторию развития МСП, связаны со следующими обстоятельствами:
- снятие административных барьеров развития МСП и преодоление тенденций монополизации в ряде секторов экономики, перспективных с точки зрения массового развития МСП повышение эффективности вовлечения МСП в систему госзакупок (включая закупки у крупных корпораций);
- оптимизация мер поддержки МСП путем концентрации усилий на наиболее эффективных направлениях стимулирующего воздействия;
- реализация мер поддержки МСП в областях с естественными ограничениями развития предпринимательства (сельская местность, Арктическая зона Российской Федерации);
- формирование системы поддержки фирм, действующих в сфере продвижения инновационной продукции;
- применение эффективной системы финансового (налогового) стимулирования МСП; продвижение продукции МСП в отдельных отраслях, имеющих экспортных потенциал, развитие электронной торговли.
Еще одно из направлений данной стратегии - постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов МСП. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн руб., то есть прямые закупки у МСП) и 18% от общего объема заказов. С 2018 г. доля прямых закупок увеличится до 15% и 25% от общего объема.
Немаловажную роль в развитии МСП играет также создание условий для комфортного ведения бизнеса, в том числе путем упрощения доступа к товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий.
Так, с 10.01.2016 вступил в законную силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающий установление единых по субъектам Российской Федерации стандартизированных ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данный порядок направлен на повышение прозрачности уровня платы за технологическое присоединение.
При этом устанавливая стоимость тарифицируемых услуг ниже уровня инфляции, государство через тарифную политику создает благоприятные условия потребителям и дает возможность для развития бизнеса (в т.ч. малого и среднего).
В сфере железнодорожных перевозок, по мнению ФАС России, также необходимо реализовать меры, направленные на стимулирование развития малого бизнеса.
Так, сферу грузовых железнодорожных перевозок представляют:
- перевозчики: ОАО «РЖД», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», ФГУП «Крымская железная дорога»,
- более 700 компаний операторов железнодорожного подвижного состава, владеющих вагонами и оказывающих услуги по предоставлению вагонов грузоотправителям под перевозки грузов, в том числе 20 крупных компаний операторов.
Для развития и поддержки МСП в сфере грузовых железнодорожных перевозок, привлечения грузов на железную дорогу, ведется работа по организации на основе современных информационных технологий электронной торговой площадки по грузовым перевозкам на платформе ОАО «РЖД».
Реализация электронной площадки впервые создаст возможность для грузоотправителей заказывать, оплачивать и контролировать услугу по перевозке грузов на 100% в электронном виде, без необходимости личных контактов с сотрудниками ОАО «РЖД» и операторов, предоставляющих вагоны. Концепция создания электронной площадки предусматривает возможность выбора оператора по наилучшей цене или иным критериям.
Реализация электронной площадки позволит отказаться от посреднических услуг в этой сфере и минимизировать бюрократические процедуры. Сократятся административные расходы в ОАО «РЖД», Федеральной грузовой компании и других дочерних структурах ОАО «РЖД».
В 2016 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 264-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), направленные на поддержку малого предпринимательства.
Согласно изменениям антимонопольного законодательства в указанной части, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., были освобождены от распространения запретов, установленных статьями 13 и 14 Закона о торговле
Указанные изменения законодательства, направленные на ослабление административного контроля при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, вступили в силу с 04.07.2016.
В целом, исходя из представленных данных, представляется необходимым принятие единой, комплексной программы, предусматривающей перечень мер по развитию МСП в различных отраслях экономической деятельности, для последующего сопоставления полученных результатов и выявления тенденций применительно к конкретным направлениям экономической деятельности.
1.4. Оценочные характеристики конкуренции в Российской Федерации
и деятельности ФАС России