Эволюция мировой политической мысли.
1) Политические учения Древнего Востока, Индии, Китая, Античной Греции и Рима. Идея божественного происхождения власти. Зарождение юридической и политико-социологической традиций
Уже в древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций(551-479 гг. до н.э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, по его учению, возникло из объединения семей. Государство - это большая семья.
Переходной формой к классическому варианту божественной теории власти средневековья была политическая теория Аврелия Августина (Блаженного Августина) (353-430). По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников.
Наряду с теорией божественного происхождения власти в учениях Древнего мира зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываютсяполитико-социологические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую очередь, касается Древней Греции и Рима.
Согласно Демокриту (460-370 гг. до н.э.), возникновение и становление человеческого рода, общества, политической жизни является составной частью естественного процесса движения атомов в пустоте. Этот процесс совершается без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность. Ведущую роль здесь играет сам человек.
Платона (427-347 гг. до н.э.) считают "отцом" политической науки. Раскрывая смысл государства, Платон выделяет следующие его черты:
в государстве должно быть три сословия:
- разумному началу души соответствуют философы - правители,
- яростному началу - воины - охранители,
- деловому (вожделяющему) - земледельцы и ремесленники.
Отклоняющимися от идеального государства Платон считает 4 типа государственного устройства:
- тимократию (власть честолюбивых, прежде всего воинов-стражей),
- олигархию (власть немногих),
- демократию (власть народа),
- тиранию (незаконную власть одного), появляющуюся в хаосе демократии и основанную на насилии.
В отличие от Платона его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) правильными формами государственного устройства считал те, при которых целью политики является общее благо (монархия, аристократия), а неправильными те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих (тирания, олигархия, демократия). При этом Аристотель не против демократии как таковой, он против ее деформированной формы, когда народ или власть не подчиняются закону.
Римские философы и юристы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - римский оратор, государственный деятель, писатель создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввел понятие юридического лица. Особый интерес представляют его идеи о трех простых формах правления:
- царская власть, привлекающая своим благоволением;
- власть оптиматов (аристократии), привлекающая мудростью;
- народная власть, (привлекающая свободой) и соединение их достоинств в смешанном государстве.
Возникновение и развитие Христианства и идеал заключенного в нем гармонического миропорядка имели следствием то, что политическая наука уже не выступала в качестве реального диалога с действительностью. Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья стало учение Фомы Аквинского - Аквината (1223-1274). По своей истинной сути власть есть установление божественное - писал Ф.Аквинский. Поэтому она всегда несет людям доброе, хорошее, благое. Впервые прозвучала мысль об исключении абсолютного характера подчинения человека.
И в то же время нельзя забывать, что средневековые мыслители, опираясь на достижения культуры Возрождения, сочетая религиозный фанатизм с реализмом и умеренностью, создали основы для появления теории естественного права, общественного договора. К XIV веку уже были известны основные принципы этой теории: народ имеет право на создание власти, независимой от церкви, право изменять форму правления. Эти новые явления политической жизни стали предметом анализа плеяды многих политических мыслителей эпохи Возрождения, среди которых наиболее ярко выделяется итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527).
Коротко учение Макиавелли сводится к следующим положениям:
• он обосновал политическую науку как относительно самостоятельную область общественного знания;
• он рассматривал государство как институт, не тождественный всем обществу. Государство есть только определенная политическая организация общества.
Он ввел и термин "государство". Вслед за античными мыслителями Макиавелли выделяет шесть форм государства, три из которых "дурны во всех отношениях (тирания, олигархия, охлократия), а три другие "сами по себе хороши", но при определенных обстоятельствах тоже могут быть дурным (монархия, аристократия, демократия).
Нарождающийся класс буржуазии и его идеологи были заинтересованы в том, чтобы сорвать покров святости с государства, пытались полностью отделить вопросы государства и права от религии. Различают три школы теории естественного права и общественного договора, важнейшими представителями которых являются Гоббс, Спиноза, Локк, Монтескье, Руссо.
Английский философТомас Гоббс (1588-1679) считал, что люди передали все свои естественные права монарху в обмен на сохранение порядка в обществе. Английский философ Джон Локк (1632-1704), в отличие от Гоббса считал, что заключая общественный договор, люди сохраняют почти все свои права и свободы и умеренно используют государство для защиты своей свободы, своих прав, которые являются неотчуждаемыми. Локк один из первых выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную, союзную (сфера внешней политики), считая при этом наиболее значительной законодательную власть, которая должна "повелевать" другим властям. Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) в свою очередь заявлял, что народу следует властвовать непосредственно, не может быть никаких ограничений для общей воли. Являясь ярым поборником равенства людей, Руссо, однако, осознает разницу между равенством юридическим и физическим. "Законы полезны для имущих и вредны для неимущих".
Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Основой правления Монтескье считает законы. Верховный суд контролирует как законодательство, так и исполнение законов. Монтескье утверждает, что формы государственного управления зависят от размера территории: небольшие по территории государства должны быть республиками, государства средней величины - монархиями, обширные государства - деспотиями. При этом он допускал возможность создания республик на больших территориях при условии федеративной организации.
2) Идеи либерализма и позитивизма в политических учениях периода развития капитализма.
Либерализм - это совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, политических партий или правительств, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
Наиболее полно теория либерализма, берущая начало от воззрений Дж. Локка, Ш. Монтескье, нашла свое выражение в работах И. Канта. Ф. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Ницше, А. де Токвиля, М. Вебера, Эриха Фромма (1900-1980)
Иммануил Кант (1724-1804) выдвинул принцип самоценности каждой отдельной личности, которая не должна приноситься в жертву даже ради блага всего общества. Он сформулировал свой этический императив - свобода, справедливость, солидарность (на его основе впоследствии строились все модели социализма). По Канту, гражданское общество основывается на следующих принципах:
1) свобода каждого члена общества как человека;
2) равенство его с каждым другим как подданного;
3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Развитие либерализма как направления политической мысли потребовало и нового метода исследования. На место метафизики и рационализма приходит позитивизм, автором которого стал секретарь Сен-СимонаОгюст Конт (1798-1857). Он дает новую трактовку иерархии всех наук в таком порядке : математика - астрономия - физика - химия - биология (термин О.Конта) - социология (термин О.Конта). Главное требование позитивизма - изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и их связи, а не на философских интерпретациях смысла истории. "Политика, - писал О.Конт, - должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении".
3) Марксизм-ленинизм: плюсы и минусы.
Дальнейшее развитие политической мысли было связано с появлением марксизма в лице его основоположников К.Маркса (1818-1883), Ф.Энгельса (1820-1895) и их последователей: Г.В.Плеханова (1856-1918), В.И.Ленина (1870-1924), Антонио Грамши (1891-1937) и др. Эта теория отражала в первую очередь интересы рабочего класса и обосновывала закономерную смену общественно-экономических формаций.
Среди марксовых идей, сохраняющих свое значение и сегодня, можно выделить следующие:
а) понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления;
б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социоэкономической средой;
в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе;
г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрелости общества. "Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами'".
Марксова идея закономерных связей и взаимообусловленностей общественных явлений, выведенный им закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, разработанная теория прибавочной стоимости оказали огромное влияние на все последующее развитие общественно-политической мысли. В современных условиях они составляют основу концепции структурно-функционального анализа.
4) Генезис политических идей в конце XIX - начале XX века
Генезис политических идей в XX веке характеризуется следующими воззрениями.
Солидаризм, одним из основных представителей которого является Л.Дюги (1859-1928). Критикуя марксизм, Л.Дюги резко отрицательно относился к классовой борьбе, революции, опираясь на идеи О.Конта, Э.Дюркгейма, он развивал идею социальной солидарности буржуазии и трудящихся масс.
Нормативизм или "чистая" теория права. Один из главных представителей - Г.Кельзен (1881-1973). Чистота права, по Кельзену, заключается, во-первых, в исключении из него идеологических и аксеологических (ценностных) аспектов; сущность, ценность, справедливость права, по его мнению, являются "метафизическими" вопросами. Во-вторых, чистота теории предполагает ее ограничение сферой формально-логических построений, изъятие из нее любых социальных аспектов, т.е. попыток рассматривать право во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.
Теория элит. Ее основателями были итальянские политологи Гаэтано Моска (1858-1941) и Вильфредо Парето (1848-1923). По этой теории политика - есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элита) и подвластного большинства (народ). Судьба элиты, биографии избранных, а не большинства, являются двигателями истории.
Теория бюрократии М.Вебера (1864-1920). Главной идеей Веберовской социально-политической философии является идея экономической рациональности, нашедшая свое воплощение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д. Тенденция рациональности проникает во все сферы межчеловеческих отношений и культуры.
Доктрина технократии. В XX веке значительно усилилось влияние на политику науки и техники, резко возросло участие научно-технических специалистов в государственном управлении. В этих условиях власть от капиталистов переходит к управляющим (менеджерам), администраторам, ученым-советникам, инженерам, экспертам и т.д. Технические специалисты становятся "социальными инженерами", сосредотачивают в своих руках не только техническую, но и государственную власть Техник и чиновник соединяются в одном лице (технобюрократия). Возникает новая социально-политическая система - технократия.
Теория конвергенции или синтеза двух противоположных систем. Она возникла на рубеже 50-60-х годов, ее авторы Джон Кеннет Гэлбрейт (1908), Раймон Арон (1905-1983), Питирим Сорокин (1889-1968). По их мнению, две системы все более будут утрачивать различия и постепенно, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая свои отрицательные стороны, станут сближаться и даже сольются в некотором едином постиндустриальном обществе.
5) Основные течения и новые тенденции в современной политологии.
В послевоенные годы основными политическими течениями были неолиберализм, неконсерватизм, социал-демократизм и марксизм (неомарксизм).
Милтон Фридман - видный теоретик неолиберализма утверждает, что и в современных условиях остается верной мысль А.Смита о том, что экономическая свобода - превыше всего, что государство - это "ночной сторож", оно вмешивается в экономику только тогда, когда нарушается порядок. Видными современными теоретиками неолиберализма являются также Ф.Хайек, Ральф Дарендорф (1929).
В этих условиях и набирает силу неоконсерватизм, его альтернативные предложения.
Суть последних - ориентация на "деколлективизацию", или, что тоже самое, - индивидуализацию трудовых отношений, на усиление конкуренции между наемными работниками за рабочие места. Происходит отказ от доктрины полной занятости, ограничение прав профсоюзов на забастовку. Соответственно значительно возрастает престиж собственности и собственников, их освобождение от "чрезмерной" зависимости от "низов" и "верхов".
Социал-демократия является в современном мире наиболее массовым и влиятельным политическим движением, имеющим более чем столетний опыт. Основные направления современной социал-демократии:
- без всяких оговорок признается необходимость частной собственности, в том числе - и на средства производства, смешанной экономики;
- необходимо придать трудовой деятельности творческий характер, признать равноценность различным видам труда: производственного, домашнего, общественного.
Ценностными ориентирами социал-демократов обусловливается и их внешняя политика. Они активные сторонники мира, разрядки международной напряженности.
Несмотря на ожесточенную критику, одним из основных политических течений современности остается и марксизм. Главные черты коммунистической идеи:
- материалистическая трактовка общественной жизни;
- классовый подход как принцип анализа, а не разжигание вражды между людьми, революционная ориентация;
- социальный оптимизм; гуманистические цели; отрицание частной собственности;
- провозглашение рабочего класса как ведущей силы, обеспечивающей общественный прогресс.
Главное кредо коммунизма - свободное развитие каждого обеспечивает свободное развитие всех.
Изображение коммунизма как земного рая без противоречий, установление посредством него всеобщего счастья, мессианство, выраженное в обещании спасения,- в этом его утопичность, но и в этом же и его притягательность.
Не прибавило авторитета коммунистической идее появление в 20-х годах в западной социально-философской мысли такого течения как неомарксизм, всплеск популярности которого пришелся на 60-е годах (движение "новых левых"). Сторонникам неомарксизма свойственен нигилизм в отношении духовной культуры, политический экстремизм, концепция фатализма капиталистической цивилизации, историю которой они рассматривают как фатально необходимый процесс прогрессивного "сумасшествия" разума. Отсюда неомарксистские теоретики делают ставку на тех, кто люмпенизируется "западной цивилизацией", оттесняется на ее периферию, отбрасывается на дно социальной жизни, кто бы они ни были: жители "третьего мира", не вовлеченные еще по- настоящему в орбиту модернизации; наркоманы; "враждебные интеллектуалы"; представители сексуальных меньшинств; нетрудоустроенная молодежь; инфантилы, не желающие включаться в трудовую жизнь взрослых; безработные или преступники.