Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ и иностранных граждан.

Свобода передвижения.

Ст. 27 КРФ: «Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый м. свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ».

Протокол № 4 к ЕК – свобода передвижения.

ЗРФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ": «Право в соответствии с законами РФ м.б. ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в ЗАТО; в зонах экол. бедствия; на отд. территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение».

Эта свобода вступает в столь очевидное противоречие с паспортной системой, что с начала 1990-х проблемы пр. гарантирования этой свободы представляли один из осн. вопросов практики КС. Возможны лишь временные и соразмерные ограничения этой свободы.

Для граждан РФ свобода передвижения связана также со свободой покидать территорию РФ и возвращаться без каких-либо препятствий.

ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»: «Осн. документами, по которым граждане осуществляют выезд и въезд, признаются: паспорт; дип. паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Право гражданина на выезд м.б. временно ограничено в случаях, если он: (1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом РФ о гос. тайне, заключил тр. договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного тр. договором (контрактом) или в соответствии с настоящим ФЗ. Если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите гос. тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный срок ограничения м.б. продлен, но не должен превышать в общей сложности 10 лет; (2) в соответствии с законодательством призван на военную службу или направлен на альт. гр. службу, - до ее окончания; (3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; (4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; (5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; (6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов, - до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы».

ПКС от 15.01.1998 г. №2-П: «Ст. 8 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" предусматривает порядок выдачи паспорта, при наличии которого граждане РФ вправе выезжать из страны и въезжать в страну. Паспорт выдается по заявлению гражданина, в частности, ОВД по месту жительства; гражданину, проживающему за пределами территории РФ, паспорт оформляется и выдается дип. представительством или конс. учреждением в государстве пребывания указанного гражданина. Названный закон не раскрывает понятия места жительства. Другие НА, в частности ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", связывают его с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору либо на иных основаниях, предусмотренных росс. законодательством. Наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина ОВД. Согласно указанным НА и практике их применения место жительства как факт, с которым связываются юр. последствия, реально определяется не самим гражданином, а соответствующим ОВД.

Выдача паспорта лишь по месту жительства, подтвержденному регистрацией, жестко увязывает реализацию гражданином конст. права свободно выезжать за пределы РФ с необходимостью обращения только в опр. терр. исп. орган. Отсутствие какой-либо альтернативы для случаев, когда такой порядок не м. б. использован, приводит к нарушениям названного конст. права».

Тесно связан со свободой передвижения адм. учет по месту жительства (прописка или регистрация), который сам по себе не имеет пр. последствий, но выступает в качестве осн. доказательства и даже презумпции проживания гражданина в том жилом помещении, где он зарегистрирован. Факт проживания выступают условием и составной частью механизма реализации некоторых прав.

Заключение Комитета конст. надзора СССР от 11.10.1991 N 26 (2-1) "О разрешительном порядке прописки граждан" – мерах по замене разрешительного порядка на регистрационный.

ПКС от 4 апреля 1996 г. N 9-П: «Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным эл-том свободы личности, условием проф. и духовного развития человека. Нормат. содержание названного конст. права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории РФ; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. ОГВ управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому рег. учет не м. носить разрешительного х-ра и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. Уведомительная регистрация гражданина по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права и в обязывает гражданина лишь обратиться к д/лицу, ответственному за регистрацию, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства, предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.

Установленные НА правительства Москвы, правительства МО и Главы администрации МО положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина противоречат Закону РФ от 25 июня 1993 г. и правилам регистрации и снятия граждан РФ с рег. учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и фактически устанавливают совершенно иной - разрешительный пр. режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого свободно выбирать место жительства».

ПКС от 02.02.1998 г. №4-П: «Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит КРФ, является лишь предусмотренным ФЗ сп-бом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный х-р и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».

Наши рекомендации