Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища.

Ин гражданин – физическое. лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) ин. государства;

ЛБГ – физ. лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) ин. государства (ФЗ от 25 июля 2002 г. "О пр. положении ин. граждан в РФ").

Об. для обеих категорий является термин «иностранец». Разница в их статусе заключается в том, что ин. граждане находятся под защитой и покровительством государств своей гр. принадлежности, а в отношении ЛБГ Россия поощряет приобретение ими гражданства России, но в отношении объема прав и обязанностей в России они обладают равным статусом.

По об. правилу ин. граждане и ЛБГ обладают всеми правами и несут все обязанности, что и граждане России, за исключением пол. прав (эти права по своему х-ру м. относиться тк к гражданам). Ограничения по природе должны относится к соц.-эк. правам (в части, обеспечиваемой бюджетом государства) и лич. (в части обеспечения безопасности государства и защиты прав др. граждан). Однако основаниями ограничения тр. прав эти принципы выступать не могут. Для таких ограничений основания лежат скорее в непр. плоскости.

Политика в отношении ин. граждан основывается на об. принципах, составляющих основы конст. строя. В соответствии с этими принципами Россия обеспечивает защиту прав человека для всех людей, которые прибегают к такой защите, если они подвергаются дискриминации или преследованию, несовместимому с дем. принципами статуса личности. В связи с этим возможно предоставление ин. гражданам пол. убежища.

Особый статус в соответствии с межд. договорами РФ имеют дип. представители ин. государств. Их права и обязанности отличаются от прав и обязанностей других иностранцев в части иммунитета от юр. ответственности (на территории РФ они остаются в области юрисдикции своего государства) и в сфере налогообложения.

Правовые режимы пребывания и проживания иностранцев в России

В зависимости от того, какова предполагаемая длительность пребывания иностранца в России, различается временное пребывание, а также временное и постоянное проживание.

Временное пребывание иностранцев допускается на основании визы или в течение опр. срока для граждан тех стран, с которыми существует безвизовый режим. Виза предоставляется по ходатайству росс. граждан и юр. лиц, а тж ОГВ и ОМС в целях туризма, получения образования или тр. деятельности иностранца.

Временное проживание предполагает более длительное нахождение (до 3 лет) иностранца в РФ и предусматривает, как и постоянное проживание, нахождение преимущественного места жительства иностранца в России.

Постоянное проживание осуществляется на основании вида на жительство (действует 5 лет) и позволяет ин. гражданину по истечении опр. срока ходатайствовать о приобретении гражданства России путем натурализации или заявить о желании вступить в гражданство в декларативном порядке.

Законодательство предусматривает нормат. условия отказа в выдаче разрешения на временное либо постоянное проживание. Они связаны гл. образом с противопр. деятельностью гражданина, его недостаточной мат. обеспеченностью и наличием опасных заболеваний.

Выдачу разрешений на пребывание и проживание иностранца в России осуществляют органы ин. и органы в/н дел, а адм. контроль – ОВД.

Особенности пр. статуса иностранцев

Законом специально оговаривается отсутствие у ин. граждан избир. прав (за исключением случая выборов в ОМС, на которых эти права могут предоставляться в соответствии с ФЗ и межд. договором РФ) и права находится на гос. службе. В отношении других пол. прав их изъятие из пр. статуса иностранца не оговаривается, следовательно, они принадлежат иностранцам наравне с гражданами России.

Тр. права ин. граждан м.б. реализованы тк при наличии спец. разрешения – и у самого ин. гражданина и у работодателя, а в ряде специф. видов деятельности ин. гражданин тр. деятельность осуществлять не вправе.

В части регулирования свободы передвижения нельзя не увидеть в действующем законодательстве пережиток советских представлений о том, что в каждом иностранце нужно подозревать шпиона, и поэтому необходим строгий адм. контроль за всеми иностранцами. Лич. право, закрепленное в ряде межд.-пр. актов и в КРФ – право на выбор места жительства – для ин. граждан ограничивается разрешением адм. органов, и едва ли можно найти необходимые основания обоснованности, необходимости и соразмерности ограничения этого права. В отношении свободы передвижения права иностранцев ограничены по принципу – все, что прямо не запрещено или не ограничено для посещения, открыто для ин. граждан.

Опр. особенности реализации прав ин. граждан установлены: (1) в арб. процессе, (2) в сфере налогообложения (основное значение имеет не гражданство, а осн., более 183 дней в течение календ. года, место жительства гражданина), (3) в области сем. отношений, (4) права на образование, (5) права на охрану здоровья. В последних двух случаях сами особенности регламентируются в подзаконных НА, а закон устанавливает лишь возможность их установления.

Особенности юр. ответственности ин. граждан заключаются, помимо дип. привилегий, тж в спец. виде адм. наказания – выдворении за пределы РФ.

Беженцы и вынужденные переселенцы

Различие в статусе беженцев и вынужденных переселенцев заключается в основаниях получения их статуса и в принадлежности к гражданству России.

ФЗ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»: «Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной соц. группе или пол. убеждений находится вне страны своей гр. принадлежности и не м. пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея опр. гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Беженцы – явление межд. и наряду с законодательством России их статус регулируется межд.-пр. актами. Беженцами считаются ин. граждане, вынужденно прибывшие на территорию России. На основании принципа защиты прав человека в соответствии с основами конст. строя РФ берет на себя обязательства по обеспечению их прав. Данное правило не позволяет считать беженцами лиц, в отношении которых нарушаются соц.-эк., пол. или коллект. права. Тк нарушение лич. прав и тк сп-бом, несовместимым с дем. принципами пр. статуса личности, м.б. основанием для признания лица беженцем. По сравнению с прочими иностранцами, находящимися на территории России, беженцы (1) оформляют свое пребывание в России иначе (признание лица беженцем в силу закона влечет его право проживать на территории России), (2) беженцам гарантируется за счет государства более широкий круг соц.-эк. прав. Помимо этих особенностей, на беженцев распространяются об. правила о пр. статусе иностранцев.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах": «Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку рас. или нац. принадлежности, вероисповедания, языка, а тж по признаку принадлежности к опр. соц. группе или пол. убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкр. лица или группы лиц, массовых нарушений общ. порядка. Вынужденным переселенцем признается:(1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории ин. государства и прибывший на территорию РФ; (2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ».

Право убежища

Ст. 63 КРФ: РФ предоставляет пол. убежище ин. гражданам и ЛБГ в соответствии с общепризнанными нормами межд. права. Не допускается выдаче лиц, преследуемых за пол. убеждения, а тж за действия, не признаваемые в РФ преступлением.

Предоставление убежища относится к компетенции През-та.

УП РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ пол. убежища.

Пол. убежище предоставляется ин. гражданам и ЛБГ с учетом гос. интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм межд. права в соответствии с КРФ и настоящим Положением. РФ предоставляет пол. убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гр. принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общ.-пол. деятельность и убеждения, которые не противоречат дем. принципам, признанным мировым сообществом, нормам межд. права.

Предоставление убежища производится указом През-та. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для ин. граждан и ЛБГ ФЗ или межд. договором РФ.

Убежище не предоставляется, если: (1) лицо преследуется за действия, признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; (2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уг. делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ; (3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; (4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися дем. институтами в области защиты прав человека; (5) лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ "О беженцах"; (6) лицо представило заведомо ложные сведения; (7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Наши рекомендации