Роль государства в социальной сфере
Наряду с поддержкой соответствующих ассоциативных организаций государственные органы США осуществляют финансирование целого ряда социальных программ по системе вспомоществования. Бедные граждане в современных США составляют примерно 12-18% населения страны.
Право на полную государственную пенсию приобретают в США лица в возрасте 65 лет и старше (мужчины и женщины одинаково), работавшие не менее 3 месяцев в течение минимум 35 лет. Заработки данного работника должны быть не ниже определенной суммы в каждом из этих кварталов. Если трудовой стаж меньше, то уменьшается и пенсия. На пенсию можно выйти в возрасте 62—64 лет, но при этом ее размер будет меньше. Так, человек, выходящий на пенсию сразу же после достижения 62 лет, получит ее в размере 80% от полной. В 80-90-е гг. XX в. 2/3 американцев выходили на пенсию именно в 62-64 года. В начале 2000-х гг. средний реальный возраст выхода на пенсию составлял для мужчин 64,6 лет, а для женщин - 63,4 года.
Средний размер государственной пенсии американского пенсионера составлял в 2004 г. 922 дол. Если у американского пенсионера есть неработающая жена в возрасте 65 лет и старше, то ему положена еще и 50%-ная надбавка к пенсии, а на супругу в возрасте 62 лет - 37,5%-ная надбавка. Даже с учетом надбавки на жену эта сумма, по американским меркам, невелика, но явно выше их стандартов уровня бедности. В настоящее время в бедности живет около 11% престарелых американцев. К их числу в основном относятся люди, которые по каким-либо причинам не сумели заработать право на получение государственной пенсии.
В США вдова имеет право на получение государственной пенсии (ее части) умершего супруга. Если возраст вдовы 65 лет и выше, то она получает стопроцентную пенсию мужа, а вдова в возрасте 60 лет - 71,5% пенсии мужа.
Особым звеном американской системы социального страхования является государственное медицинское страхование. Оно реализуется по двум основным программам: «Медикэр», предназначенной для медицинского обслуживания пожилых американцев, и «Медикейд», в рамках которой предоставляются медицинские услуги малоимущим. Программа медицинского страхования «Медикэр» за 66 долларов 60 центов в месяц гарантирует пожилым людям основные виды медпомощи,
Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной помощи - реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муниципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органами общественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленные ассоциативные организации. Власти штатов, например, осуществляют доплату к федеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скидки на проезд в городском транспорте для пожилых и инвалидов, которые, как правило, составляют 50% стоимости билета.
Весьма эффективным средством защиты от безработицы, используемым на уровне штатов и муниципалитетов, стали программы переобучения работников, попадающих под сокращение. В 80—90-е гг. XX в. такие программы активно использовались в штатах Массачусетс, Оклахома, Иллинойс и др. Благодаря им была оказана помощь в профессиональной подготовке и трудоустройстве сотням тысяч безработных. Подобного характера программы реализовывались в некоторых штатах и в начале 2000-х гг.
В деле социальной защиты детей-сирот заслуживает внимание американский опыт целевой финансовой поддержки молодежи, покидающей детские дома. В 2002 г. в Соединенных Штатах было выделено около 60 млн долларов для поддержки таких молодых людей.
Выводы
Британская либерально-традиционная и американская ассоциативная модели социальной защиты вполне приемлемы для стран с высоким и стабильным уровнем благосостояния, глубокими традициями протестантской этики. Здесь основная масса населения нормально воспринимает курс на самообеспечение в социальной сфере и коммерциализацию социальных услуг, что непосредственно затрагивает интересы главным образом бедняков, составляющих относительно небольшую часть всего населения.
Видя положительные стороны британской и американской моделей социальной защиты, следует признать, что далеко не все из их практики применимо для других стран, включая Россию. Недопустимо механически копировать опыт западно-атлантических государств.
Приложения.
Дополнительный материал.