Роль государства в социальной сфере

Наряду с поддержкой соответствующих ассоциативных организаций государственные органы США осуществляют финансирование целого ряда социальных программ по сис­теме вспомоществования. Бедные граждане в современных США составляют примерно 12-18% населения страны.

Право на полную государственную пенсию приобретают в США лица в возрасте 65 лет и старше (мужчины и женщи­ны одинаково), работавшие не менее 3 месяцев в тече­ние минимум 35 лет. Заработки данного работника должны быть не ниже определенной суммы в каждом из этих кварта­лов. Если трудовой стаж меньше, то уменьшается и пенсия. На пенсию можно выйти в возрасте 62—64 лет, но при этом ее размер будет меньше. Так, человек, выходящий на пен­сию сразу же после достижения 62 лет, получит ее в размере 80% от полной. В 80-90-е гг. XX в. 2/3 американцев выходили на пенсию именно в 62-64 года. В начале 2000-х гг. средний реальный возраст выхода на пенсию составлял для мужчин 64,6 лет, а для женщин - 63,4 года.

Средний размер государственной пенсии американско­го пенсионера составлял в 2004 г. 922 дол. Если у амери­канского пенсионера есть неработающая жена в возрасте 65 лет и старше, то ему положена еще и 50%-ная надбавка к пенсии, а на супругу в возрасте 62 лет - 37,5%-ная надбав­ка. Даже с учетом надбавки на жену эта сумма, по американ­ским меркам, невелика, но явно выше их стандартов уровня бедности. В настоящее время в бедности живет около 11% престарелых американцев. К их числу в основном относятся люди, которые по каким-либо причинам не сумели зарабо­тать право на получение государственной пенсии.

В США вдова имеет право на получение государственной пенсии (ее части) умершего супруга. Если возраст вдовы 65 лет и выше, то она получает стопроцентную пенсию мужа, а вдо­ва в возрасте 60 лет - 71,5% пенсии мужа.

Особым звеном американской системы социального стра­хования является государственное медицинское страхование. Оно реализуется по двум основным программам: «Медикэр», предназначенной для медицинского обслуживания пожилых американцев, и «Медикейд», в рамках которой предоставля­ются медицинские услуги малоимущим. Программа медицин­ского страхования «Медикэр» за 66 долларов 60 центов в ме­сяц гарантирует пожилым людям основные виды медпомощи,

Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной по­мощи - реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муни­ципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органами общественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленные ассоциативные организации. Власти шта­тов, например, осуществляют доплату к федеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скид­ки на проезд в городском транспорте для пожилых и инвали­дов, которые, как правило, составляют 50% стоимости билета.

Весьма эффективным средством защиты от безработицы, используемым на уровне штатов и муниципалитетов, стали программы переобучения работников, попадающих под со­кращение. В 80—90-е гг. XX в. такие программы активно ис­пользовались в штатах Массачусетс, Оклахома, Иллинойс и др. Благодаря им была оказана помощь в профессиональной подготовке и трудоустройстве сотням тысяч безработных. По­добного характера программы реализовывались в некоторых штатах и в начале 2000-х гг.

В деле социальной защиты детей-сирот заслуживает вни­мание американский опыт целевой финансовой поддержки молодежи, покидающей детские дома. В 2002 г. в Соединен­ных Штатах было выделено около 60 млн долларов для под­держки таких молодых людей.

Выводы

Британская либерально-традиционная и американская ассоциативная модели социальной защиты вполне приемле­мы для стран с высоким и стабильным уровнем благосостоя­ния, глубокими традициями протестантской этики. Здесь ос­новная масса населения нормально воспринимает курс на самообеспечение в социальной сфере и коммерциализацию социальных услуг, что непосредственно затрагивает интере­сы главным образом бедняков, составляющих относительно небольшую часть всего населения.

Видя положительные стороны британской и американ­ской моделей социальной защиты, следует признать, что да­леко не все из их практики применимо для других стран, вклю­чая Россию. Недопустимо механически копировать опыт западно-атлантических государств.

Приложения.

Дополнительный материал.

Наши рекомендации