Виды и статус избирательных комиссий в РФ.
Все остальные стадии избирательной кампании зависят от определенных избирательных комиссий - главных органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов. Несмотря на то, что всe комиссии образуются одновременно, а некоторые, например, окружные и участковые, образуются после образования округов и участков, методически целесообразнее рассматривать их одновременно.
Все избирательные комиссии в своих действиях независимы от гoс. органов и органов местного самоуправления.
1. центральная Избирательная Комиссия РФ (ЦИК).
Центральная Избирательная Комиссия формируется на четыре года в количестве 15 членов: 5 из которых назначаются Государственной Думой; 5 - Советом Федерации; 5 - Президентом Российской Федерации.
Центральная Избирательная Комиссия не только руководит деятельностью всех избирательных комиссий, но и является организатором многих стадий избирательной кампании. именно она отвечает за правильность проведения выборов всех депутатов Государственной Думы и Президента России. она заботится о законности и правильности проведения других выборов.
Компетенция ЦИК складывается из нескольких важных действий:
а) ЦИК может назначить день выборов в Государственную Думу, если Президент своевременно не назначит эти выборы; если Совет Федерации не назначит выборы Президента в установленный срок, ЦИК проводит эти выборы в первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий Президента. а в случае отрешения его от должности И не назначения дня выборов ЦИК проводит новые выборы в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения его от должности;
б) образует одномандатные избирательные округа;
в) распределяет выделенные из государственного бюджета средства на проведение выборов 'и контролирует их целевое использование;
г) оказывает организационную и методическую помощь другим
избирательным комиссиям;
д) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
е) устанавливает форму списка избирателей;
ж) регистрирует избирательные блоки и объединения;
з) регистрирует кандидатов на должность Президента и их доверенных лиц, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений и блоков;
и) устанавливает форму избирательных документов;
к) рассматривает жалобы на нижестоящие избирательные комиссии;
л) устанавливает общие результаты выборов и публикует их в печати, а также выполняет другие возложенные на нее полномочия. Центральная Избирательная Комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательного Закона.
2. Формирование избирательной комиссии субъекта Федерации и ее основные задачи и полномочия.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов, не менее половины которых назначаются законодательным (представительным) органом субъекта федерации, остальные члены - исполнительным органом государственной власти этого субъекта сроком на четыре года.
Основное назначение этой комиссии - координировать деятельность нижестоящих избирательных комиссий и осуществлять контроль за законностью проведения выборов на территории субъекта.
Эта комиссия распределяет средства, полученные от ЦИКмежду территориальными избирательными комиссиями; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжает ими территориальные комиссии и выполняет другие полномочия.
3. Формирование и полномочия территориальных (районной. городской и других) избирательных комиссий.
Эти комиссии образуются на каждые выборы количеством 5-9 членов путем назначения соответствующим избранным органом местного самоуправления. Если этого назначения вовремя не произойдет (за 60 дней до выборов), то членов данных комиссий назначает избирательная комиссия субъекта федерации.
Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории;
2) информирует население об адресах и телефонах участковых избирательных комиссий;
3) рассматривает жалобы на действия участковых комиссий;
4) распределяет между ними денежные средства, выделенные из бюджета;
5) организует доставку избирательных бюллетеней и других документов участковым комиссиям;
6) устанавливает итоги голосования на соответствующих территориях и выполняет иные полномочия.
4. Порядок формирования и основные полномочия окружных избирательных комиссий.
При выборах по одномандатным избирательным округам образуются окружные избирательные комиссии; но если на территории субъектов Федерации образуется только один одномандатный избирательный округ, ЦИК может .возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации полномочия окружной избирательной комиссии, которая в таком случае не создается.
Окружная избирательная комиссия формируется законодательным (представительным) и исполнительным органами субъекта Федерации пропорционально в количестве 8-14 человек. Если этого не будет сделано в срок за 92 дня до выборов, состав окр. комиссии назначает цик. Окружная избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за исполнением избирательного Закона на территории округа;
- координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на их деятельность;
- регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц;
- распределяет денежные средства между территориальными комиссиями;
- утверждает текст избирательного бюллетеня по данному округу;
- обеспечивает территориальные комиссии избирательными бюллетенями;
- устанавливает итоги голосования по одномандатным избирательным округам и публикует результаты выборов;
- организует повторные выборы и выборы депутатов вместо выбывших.
Действуют окружные избирательные комиссии до истечения срока полномочий цик.
5. Организация и полномочия участковых избирательных комиссий.
участковые избирательные комиссии формируются выборным органом местного самоуправления в количестве 5-10 членов за 44 дня до выборов и на каждые выборы. Это самая нижестоящая избирательная комиссия, работающая с населением:
- она составляет списки избирателей;
- принимает заявления об ошибках и неточностях в списках, вносит в них изменения;
- проводит подготовку посещения для голосования;
- извещает избирателей о дне и месте голосования;
- организует голосование;
- производит подсчет голосов и устанавливает итоги выборов на избирательном участке;
- рассматривает жалобы на нарушение избирательного закона и исполняет иные полномочия.
Решения и действия ЦИК могут быть обжалованы в Верховный суд Российской Федерации; решения других избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Избирательный участок - вспомогательная избирательная единица, которая создается для удобства проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами местной администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией.
Избирательный процесс в РФ.
1. Назначение выборов.
2.Образование избирательных округов и избирательных участков.
3.Формирование избирательных комиссий.
4.Списки избирателей.
Список избирателей составляется каждой участковой избирательной комиссией на основании данных. представленных главой местной администрации по определенной установленной форме.
В него должны быть вписаны все граждане. проживающие на данной территории, имеющие активное избирательное право. В списке указываются фамилия. имя. отчество, год рождения и адрес местожительства избирателя.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления и каждый гражданин может заявить об ошибке или неточности в списках избирателей.
Жалобы на участковую избирательную комиссию по спискам избирателей подаются в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Выдвижение кандидатов в депутаты (или на пост Президента).
Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, блокам и непосредственно избирателям, а также в порядке самовыдвижения.
Избирательное объединение - это общественная организация (на пример, партия), зарегистрированная в установленном порядке.
Избирательный блок объединяет не менее двух таких общественных организаций.
Регистрация кандидатов.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений, блоков, непосредственно избирателей при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей избирателей в поддержку кандидата (например, при выборах Президента - это не . менее 1,5 млн. подписей.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация за кандидатов может вестись гражданами, избирательными объединениями, блоками, самими кандидатами и заканчивается за день до выборов.
День голосования.
Голосование на выборах проводится в назначенный день с 8 до 22 часов по местному времени, в помещении, о котором заранее (не позднее чем за 20 дней) должны быть оповещены избиратели.
Избиратели, которые в день голосования по уважительной причине не будут на месте голосования, заранее могут получить открепительный талон или проголосовать досрочно.
Каждый избиратель голосует лично путем внесения в избирательные бюллетени, полученные в участковой комиссией, знака.
При этом никто не должен нарушать тайну голосования каждого отдельного избирателя. Заполненные избирательные бюллетени опускаются в специально подготовленные (опечатанные) избирательные ящики (урны).
Установление результатов выборов и опубликование их.
Первоначальный подсчет голосов избирателей производится участковой избирательной комиссией путем просмотра всех избирательных бюллетеней, находящихся в урнах, которые вскрываются после закрытия голосования.
Недействительными признаются бюллетени неустановленного образца, а также, если невозможно установить волеизъявление избирателя.
Главная задача участковой избирательной комиссии установить: 1) состоялись ли выборы, Т.е. пришло ли необходимое число избирателей; 2) кто из кандидатов набрал требуемое число голосов избирателей.
После подсчета голосов участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования и немедленно отправляет его вместе с опечатанными избирательными бюллетенями в вышестоящую избирательную комиссию.
После участковой комиссии на основе ее протоколов итоги голосования подводятся территориальной избирательной комиссией, которая проверяет не нарушался ли избирательный закон при проведении голосования и подготавливает суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.
Составленный территориальной комиссией протокол посылается либо в окружную избирательную комиссию (выборы в одномандатном избирательном округе), либо в избирательную комиссию субъекта Федерации (многомандатный округ, выборы Президента).
Результаты выборов по одномандатному округу окончательно устанавливаются окружной избирательной комиссией, которая подает эти сведения ЦИК.
При выборах депутатов в многомандатном избирательном округе и Президента окончательные результаты устанавливаются Центральной Избирательной Комиссией на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации (при посольствах, консульствах).
Центральная Избирательная Комиссия публикует в средствах массовой информации сведения об итогах голосования не позднее, чем через месяц со дня выборов.
Результатом проведения выборов является вступление избранного кандидата в должность.