Защита прав на объекты интеллектуальной
СОБСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Светличный А.А.
Тульский государственный университет
Одной из основных функций таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, которая осуществляется в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза и ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.
Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государств-членов таможенного союза на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в таможенном реестре зарегистрировано более 4000 товарных знаков, принадлежащих как российским, так и зарубежным производителям. По статистике ФТС России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, на третьем – парфюмерия и косметика. Далее идут кожгалантерея, бытовая техника и фармацевтическая продукция. Объектами нарушения прав обладателей товарных знаков являются, в основном, такие известные фирмы как «Адидас», «Рибок», «Пума», «Найк» и другие.
Согласно законодательству Российской Федерации незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров – может повлечь как административную ответственность в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ (наложение административного штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение объектов интеллектуальной собственности, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения), так и уголовную ответственность в соответствии с ч.1 ст.180 УК РФ (наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы со штрафом).
Мы считаем, что формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза является одной из основных задач для его эффективного функционирования. Любой союз предполагает наличие рисков для каждой из сторон, которые воспринимаются как издержки при любой интеграции и при любом сотрудничестве. Однако, несмотря на наличие этих издержек, необходимо совместно работать над созданием нашего будущего.
Дедулько Е.О.
ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Научный руководитель: д-р юрид. наук, проф. Толстухина Т.В.
Тульский государственный университет
В настоящий момент особую актуальность приобретают вопросы систематизации объектов судебной экспертизы. Прежде всего, это происходит по причине стремительного развития стрелкового оружия и специальных средств как в России, так и других странах мира. Этому способствует появление не только новых моделей ручного стрелкового оружия и патронов к нему, но и новых типов оружия.
Поэтому для эксперта-баллиста и для лица, принимающего процессуальное решение о назначении судебно-баллистической экспертизы, представляется важным иметь четкое представление о полном объеме известных теории и практике объектов этой экспертизы.
В.С. Аханов выделяет 4 группы характерных судебно-баллистических объектов: различные предметы, вещества, повреждения и материально-фиксированные отражения[1.С.8].
М.Н. Ростов и А.С. Лазари предложили свою систематизацию объектов судебно-баллистической экспертизы, используя в качестве главного критерия процессуальный статус объекта. В соответствии с данной систематизацией объекты разделены на вещественные; модели вещественных доказательств; объекты, не имеющие определенного процессуального статуса; образцы для сравнительного исследования; иные материалы уголовного дела [2,С.9] .
Совершенно другой прием в систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы избрал Е.Н. Тихонов. Автор обходится простым перечислением известных теории и практике объектов. К ним он, в частности, относит: огнестрельное оружие, его части, детали и принадлежности; патроны и их элементы; материалы, инструменты и иные средства для изготовления оружия либо патронов и их снаряжения; огнестрельные повреждения и отложения продуктов выстрела; содержащиеся в протоколах следственных действий, фактические данные об обстоятельствах изготовления, применения, хранения и ношения оружия и патронов [3.С.9]. Следует отметить, что Е.Н. Тихонов, в действительности, уходит от решения проблемы систематизации объектов. Однако в дальнейшем такой подход в своих работах активно использовал В.А. Ручкин.
Мы считаем, что информация о многочисленных видах и разновидностях объектов судебно-баллистической экспертизы должна предоставляться в систематизированном виде. Нам представляется, что оптимальным вариантом может быть обобщение по уровню рода объекта.
В результате сказанного объекты судебно-баллистической экспертизы могут быть разделены на три группы.
Первая группа – предметы. К ней следует отнести следующие виды объектов:
– ручное стрелковое оружие: огнестрельное, огнестрельное ограниченного поражения, газовое, пневматическое, на различных стадиях технологической готовности, а также их отдельные части и детали;
– специальные средства, а также изделия производственного и хозяйственно-бытового назначения, использующие в работе его конструктивные принципы действия, а также их составные части и детали;
– патроны ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, использующих в работе его конструктивные принципы действия, а также их составные части и детали, компоненты патронов;
– принадлежности ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, использующих в работе его конструктивные принципы действия, инструменты для ухода за ним, снаряжения патронов, материалы и инструменты для производства стрелкового оружия и патронов.
Вторая группа включает в себя материальные следы –отображения:
– следы действия ручного стрелкового оружия, специальных средств, а так же изделий производственного и хозяйственно-бытового назначения, использующих в работе его конструктивные принципы действия.
В состав третьей группы входят процессуальные документы и информационные ресурсы непроцессуального характера:
– процессуальные документы, содержащие необходимую для решения экспертных задач информацию о фактах применения стрелкового оружия;
– информационные ресурсы непроцессуального характера, используемые для решения задач судебно-баллистической экспертизы.
Стоит отметить что, для решения отдельных научных и практических задач могут быть использованы иные основания систематизации объектов судебно-баллистической экспертизы. Представленная нами система объектов судебно-баллистической экспертизы в полной мере отражает современное состояние оружейного дела в России и законодательство, контролирующее оборот оружия внутри страны, адаптирована к возникновению новых типов оружия, что, в свою очередь, должно способствовать более эффективному раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с применением стрелкового оружия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аханов В.С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения: учебник/ отв. ред. Р.С. Белкин. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979. С.8.
2. Теоретические и методические основы судебно-баллистической экспертизы: методическое пособие для экспертов. Вып. 1 и 2. М.: ВНИИСЭ, 1984. С.9.
3. Тихонов Е.И. Судебно-баллистическая экспертиза: учебное пособие. Барнаул, 1991. С. 9.
Динь Тхуи Зыонг