Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности

Законодательство не содержит легального определения договора уступки исключительных прав на объекты интел­лектуальной собственности, но упоминает его в положени­ях ряда нормативных актов (например, стст. 25, 38 Закона «Об авторском праве и смежных правах»; ст. 36 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы»; ст. 11 Закона «О патентах на сорта растений»; ст. 22 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» и т.д.).

В литературе выделяют два вида договора уступки ис­ключительных прав:

1) договор уступки исключительного права, удостове­ряемого патентом (свидетельством): наряду с заключени­ем договора необходима также передача новому владельцу правоустанавливающего документа - патента или свиде­тельства;

2) договор уступки исключительного права, не основан­ного на патенте (свидетельстве): факт уступки исключи­тельного права подтверждается только заключением дого­вора.

Договор уступки исключительного права является кон-сенсуальным, взаимным и может носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

Сторонами договора уступки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности являются:

• лицо, обладающее исключительным правом и желаю­щее его уступить;

• лицо, желающее приобрести это право.

Единственным существенным условием рассматрива­емого договора является условие о предмете. Предметом договора уступки является отчуждение правообладателем исключительного права в отношении определенного объек­та интеллектуальной собственности.

В отношении уступки отдельных объектов интеллекту­альной собственности законом установлены ограничения. Так не допускается уступка прав в отношении нераскрытой информации и географических указаний (п. 4 ст. 1025 ГК Республики Беларусь). Ст. 1022 ГК Республики Беларусь оговаривает невозможность уступки прав на товарный знак, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. В соответствии со ст. 1016 ГК Республики Беларусь не до­пускается уступка прав на фирменное наименование за ис­ключением случаев реорганизации юридического лица или отчуждения предприятия в целом.

Договор уступки исключительного авторского права или исключительных смежных прав заключается в пись­менной форме (ст. 25 Закона «Об авторском праве и смеж­ных правах»).

Договоры уступки прав на изобретения, полезные мо­дели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, товарные знаки совершаются в письменной форме и регистрируются в патентном органе Республики Беларусь. Незарегистрированные договоры считаются недействительными.

Содержание договора уступки составляют права и обя­занности его сторон.

Лицо, уступающее исключительные права обязано:

1) уступить определенное в договоре право полностью или в части;

2) уступить только действительные права (то есть в мо­мент уступки должен действовать патент или свидетельство, а также должны охраняться законом объекты авторского и смежных прав);

3) уступить права свободными от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда приобретатель соглашается принять обремененные права.

Лицо, уступающее исключительные права на возмездной основе, имеет право требовать выплаты ему вознагражде­ния, предусмотренного договором.

Если договор уступки является возмездным, то основной обязанностью приобретателя исключительных прав являет­ся обязанность уплатить определенную договором цену.

Договор франчайзинга

По договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзин­га срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право ис­пользования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производс­тва (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использо­вания в предпринимательской деятельности пользователя (ст. 910 ГК Республики Беларусь).

По своей правовой природе договор франчайзинга явля­ется двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Сторонами договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприни­матели.

Существенными условиями договора франчайзинга явля­ются:

1) предмет: таковым для договора франчайзинга явля­ется комплекс исключительных прав (лицензионный ком­плекс), включающий право использования фирменного на­именования правообладателя и нераскрытой информации,

Тема 9_________________________________

Наши рекомендации