Личностные особенности подростков
СТРАДАЮЩИХ НАРКОМАНИЕЙ
Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Шурова Н.В.
Тульский государственный университет
В последние годы во всём мире злоупотребление наркотиками приобретает все более широкие масштабы, причём проблема наркомании значительно помолодела. Уже не является нонсенсом наличие наркотической зависимости у 12 – 13 летних подростков.
Наркомания, как любая патология имеет свои психопатологические расстройства, среди них значительное место занимают аффективные нарушения. Исследования Рохлиной М.Л., Козлова А.А., Мохначева С.О. показали, что нарушения в аффективной сфере выражены в той или иной степени на всех этапах заболевания [4].
Изучение роли эмоционально-личностной сферы личности в формировании зависимости и отказе от приема наркотиков является актуальной задачей научной и практической наркологии. Оказание психологической помощи пациентам с зависимостью от ПАВ сопровождается рядом трудностей, которые связаны с низким уровнем мотивации, неадекватным отношением к заболеванию и терапевтическому процессу.
С целью изучения эмоционально-личностных особенностей было проведено эмпирическое исследование группы пациентов с наркотической зависимостью, которые проходили стационарное лечение повторно.
В исследовании приняло 17 подростков в возрасте 12 – 16 лет. Испытуемых разделили по видам употребляемых наркотиков и по срокам употребления наркотических веществ.
На основе этого были сформированы три группы испытуемых: лица, употребляющие препараты опийного ряда и психостимуляторы (опиум, героин, амфетамин) и имеющие непродолжительный срок употребления; лица, употребляющие препараты опийного ряда, транквилизаторы, наркотики растительного происхождения (опиум, героин, марихуана, барбитураты) более 1 года и лица, употребляющие препараты опийного ряда, транквилизаторы (опиум, героин, марихуана, барбитураты) более 2 лет.
К первой группе испытуемых можно отнести 6 человек, ко второй группе – 5 человек, к третьей – 6 человек.
Исходя из поставленных целей и задач, были подобраны следующие методики: методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера; методика определения акцентуаций характера (К. Леонгарда); методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга и методика диагностики эмоционального состояния личности Г. Люшера [3].
Анализ результатов исследования показал, что наиболее ярко выраженным типом акцентуации характера является дистимичный тип, что характерно для наркозависимых больных, им свойственна низкая контактность, пессимистическое настроение.
Также выявлено, что уровень депрессии у первой и второй группы находится в пределах нормы, а у третьей группы отмечено снижение настроения и легкая депрессия. У первой группы выявлено изменчивое настроение, а у второй и третьей групп присутствует хорошее настроение, но снижена активность и самочувствие. У третьей группы испытуемых отмечается повышенная ситуативная тревожность, которая актуализируется, преимущественно, в социально-значимых ситуациях.
При непродолжительном употреблении наркотиков особых изменений в эмоциональном плане не наблюдается, уровень депрессии, и тревожности не изменяется. Испытуемые характеризуются отсутствием или незначительным уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности, оптимистичным эмоциональным настроем, развитым волевым самоконтролем.
В дальнейшем, при употреблении наркотиков более 1 года отмечается, наблюдается снижение настроения, самочувствия, активности. У некоторых испытуемых отмечается легкая депрессия, возрастает уровень ситуативной тревожности. При употреблении наркотиков более 2 лет у больных наблюдается скрытность, лживость, вспыльчивость, подозрительность, возможно ухудшение когнитивных процессов. Чаще отмечается состояние депрессии, повышенная тревожность. Испытуемые характеризовались повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, застревали на эмоциональных переживаниях. Настроение в кратчайшее время могло колебаться между экзальтацией и подавленностью, возбуждением и бессилием. В эмоциональном состоянии преобладали тревога, предчувствие неприятностей.
Таким образом, в зависимости от срока употребления наркотиков эмоционально-личностная сфера наркозависимых больных изменяется.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: изд-во СГУ, 2008.
2. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, В. К. Колосова. М.: Медицина, 2013.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. URL: http://psytests.org/book/raygorodskiy-practical-psydiag.html;
4. Рохлина М.Л., Козлов А.А. Наркомании. Медицинские и социальные последствия. Лечение. М.: Социальное образование, 2014.
5. Свиридова Н. К. Аффективные нарушения при героиновой наркомании // Вопросы наркологии. 2013. № 7.
Нуриева Ф.Р.
ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фомина Ю.И.
Тульский государственный университет
Проблема толерантности сегодня является одной из самых актуальных, но, в то же время, одной из наиболее сложных и трудно решаемых. Этническая толерантность – это способность к проявлению терпимости к представителям других этнических общностей [2, с. 237]. Именно она является важнейшим условием эффективной межкультурной адаптации – процесса, который проходит каждый человек, меняющий на различное время территорию проживания. Причем, особенно важен этот процесс для приезжающих для получения образования.
В связи с этим, основной целью нашего исследования стало изучение типов этнической толерантности у иностранных студентов, приезжающих в Россию. Выборку нашего исследования составили 30 человек в возрасте от 20 до 25 лет, стаж, проживания, в России которых составляет 5-10 лет. Что касается национальной принадлежности, то выборку, преимущественно, составили представители республик бывшего СССР. Нами была использована методика «Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С. В. Рыжова) [1].
Анализ полученных данных показал, что доминирующим типом этнической идентичности в группе является позитивная этническая идентичность (36,7 %) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Что касается форм гипоидентичности, то у 16,7% респондентов выявлен этнонигилизм как отход от собственной этнической группы; у 13,3 % испытуемых выявлена этническая индифферентность как размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности. Формы гиперидентичности представлены следующим образом: 20 % респондентов продемонстрировали этноэгоизм, предполагающий напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп; у 3,3 % испытуемых выявлен этноизоляционизм как убежденность в превосходстве своего народа; у 10 % испытуемых выявлен этнофанатизм как готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов.
Дальнейший анализ позволит проанализировать типы этнической толерантности у иностранных студентов более подробно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю. и др. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.
2. Юдина О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 237-243.
Оленина А.Д.