Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.
Одной из видов правотворчества является непосредственное правотворчество народа, осуществляемое путем референдума.
Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он прямо и непосредственно выявляет отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и принимает по нему окончательное решение.
Референдум в любом государстве строго регламентируется. В РФ референдум осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также ФЗ «О референдуме в РФ».
На референдум выносятся наиболее важные вопросы общественной жизни. Не допускается рассматривать вопросы, которые входят в компетенцию государственных органов. Законом определяется порядок инициирования и организации референдума. В РФ референдумы могут проводиться на уровне федерации, субъектов федерации и на муниципальном уровне.
Подготовку и проведение референдума осуществляет ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ по проведению референдума РФ, территориальные комиссии по проведению референдума, участковые комиссии
Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение референдума считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, и при признании референдума состоявшимся.
Результаты референдума после их обнародования приобретают юридическую силу.
Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права.
Систематизация – это деятельность, направленная на упорядочивание нормативного материала с целью придания ему определенной формы.
Различают 4 вида систематизации:
- инкорпорация;
- кодификация;
- консолидация;
- учет законодательства.
Инкорпорация – это объединение нескольких НПА в один сборник без изменений и дополнений.
Инкорпорация бывает официальная и неофициальная.
Официальная инкорпорация, которая осуществляется уполномоченными органами (Собрание законодательства РФ) юридической силу не теряет.
Неофициальная – в библиотеках, учебных заведениях (для удобства пользования).
Кодификация – полная переработка НПА с изданием нового сводного НПА (кодекса, основ законодательства), при этом вносятся изменения, дополнения, исключаются устаревшие нормы.
Консолидация – объединение нескольких НПА в один без внесения изменений и дополнений.
Учет законодательства - это упорядочение НПА, нормативного материала путем определенной фиксации.
50. Учет законодательства: современные методы и система.
Учет законодательства – это упорядочение НПА, нормативного материала путем определенной фиксации.
Учет законодательства осуществляется на стадии правотворчества путем придания НПА определенного номера.
В России учету подлежат:
- ФКЗ, ФЗ, нормативные указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, акты соответствующих органов местного самоуправления, нормативные разъяснения Верховного Суда РФ, постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота. достоверность, удобство.
В современных условиях субъектами реализации права широко используются такие методы учета как: журнальный учет, картотечный учет, автоматизированный учет с использованием электронных систем. В России пользуются популярностью системы законодательства как «Консультант- плюс», «Гарант», « Кодекс». Эти системы очень удобны потому, что:
а) достоверная информация;
б) полная информация;
в) оперативно вносятся изменения и дополнения;
г) материал весь доступен.