Основные пути формирования политической культуры.
1) Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов. Посредством принятия законодательных актов определяются соответственно и параметры политической культуры.
2) Политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и, прежде всего, политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, электоральное поведение, представления о месте партий в политической системе общества, отношении между партиями и государством и т.п.
3) Участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан.
Так, огромное влияние на политическую культуру западных стран оказал протестантизм, ориентирующий граждан на труд, повиновение закону, активную жизненную позицию.
4) Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации. СМИ могут формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения, воздействуя на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль СМИ играют в переходные периоды жизни общества.
5) Воздействие бизнеса на политические отношения (в странах с рыночной экономикой). В сферу политики переносятся соревновательность, поиск компромиссных вариантов решения проблем и т.д.
6) Перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь (в странах с тоталитарным, авторитарным режимом правления). Среди таких принципов необходимо отметить единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентацию на использование силы, повышенную секретность и т.п.
7) Перенос принципов семейных отношений на политическую жизнь. Они определяют культурное содержание политики.
8) Образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях, в рамках которого происходит подробное информирование о политической системе и ее нормах. История, общественные науки – важнейшие средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы, воспитания добропорядочного, законопослушного, лояльного властям гражданина.
- Исторический опыт. Он определяет качество политической культуры. Особую роль здесь играют исторические события с глубокими последствиями – войны, революции, национальные кризисы и т.п.
- Экономические факторы. Большое значение на уровень политической культуры оказывают наличие или отсутствие частной собственности, экономической свободы, экономической стабильности, системы законов, регулирующих экономическую деятельность, сильных позиций у среднего класса и т.п.
- Геополитический фактор.
№35.Политическая культура и избирательные кампании в России.
Избирательная кампания-совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и так далее. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).
№36. Идеологии на рубеже XX-XXI вв.: статика и динамика.
Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в XX – XXI вв. представляет пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения условно можно разделить на консервативные (направленные на сохранение господства правящей элиты), либерально-реформистские (выражающие интересы средних слоев) и радикальные (направленные на кардинальное изменение общественного строя).
Реальная политическая картина гораздо сложнее. По разным основаниям в ней можно выделить следующие политические теории и организации:
- консервативные, реформистские и радикальные;
- праворадикальные (например, фашистские), буржуазно-консервативные, буржуазно-либеральные, умеренно-социалистические и радикально-социалистические (например, коммунистические).
В деятельности конкретных партий могут сочетаться разные составляющие. Например, в т.н. исламском фундаментализме присутствуют элементы консерватизма, правого и левого радикализма. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость обычно порождает консерватизм и радикализм. Крайний радикализм в век НТР и современного оружия весьма опасен. Крайний консерватизм, стремясь к стабильности общества, нередко выступает в качестве тормоза общественного прогресса. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных политических теорий и готовности людей к их восприятию (политической грамотности, политической культуры).
Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в диалоге религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение её структуры и роли. В индустриальном обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена её внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека).
Крайняя форма секуляризации – атеизм. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 1980-х гг. в США их было лишь 6% (в других странах еще меньше). Исключение составлял СССР, где к верующим себя относили лишь 15% граждан.
В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.
Религиозность – это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения, присущий в той или иной мере любому человеку (в т.ч. и атеисту). К сожалению, снижение роли традиционных мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и сложившихся веками конфессий (устойчивых церковных организаций) приводит к тому, что многие люди сегодня попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью) сект, таких как церковь Сайентологии (в России больше известная как дианетика) и др., становятся фанатичными поклонниками радикально-экстремистских идеологий и лидеров.
На рубеже ХХ – XXI вв., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается явный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.
№37. Основные мировые идеологии (неоконсерватизм, неолиберализм,