К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Происхождение и направление эволюции политической

Власти

Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных. Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего. Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы. Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других. Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта. Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений, прежде всего изменения ее форм.

В примитивных обществах при родовом строе власть была анонимной, общинной, недифференцированной. Она проявлялась в коллективном «мы», в совокупности верований, обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Лидерство в родоплеменной группе существовало, но полномочия лидера были существенно ограничены: он должен быть изобретательным, умелым, авторитетным, но он не имел возможности принуждать. На этом этапе власть не имела политического характера.

С появлением новых видов деятельности и усложнением взаимодействий между индивидами происходил процесс концентрации власти в руках вождей, группы вождей для эффективного решения возникавших проблем. Анонимная форма власти уступила место индивидуализированной, персонифицированной. Вождь в отличие от первобытного лидера призван быть организатором, распорядителем материальных благ, умело решать социальные и хозяйственные проблемы. На этом этапе возникает имущественное неравенство, выделяются различные кланы, обостряется борьба за власть.

Процесс нарастания имущественного и социального неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация (институализация) власти, то есть она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие функции управления, обеспечения мира, порядка и др. Появляется административный аппарат власти (прообраз современной исполнительной власти), происходит деление власти на центральную и региональную. Правитель из слуги общества превращается в законного субъекта власти, и этот процесс находит свое завершение в государстве. В результате власть обретает политический характер и выражается в деятельности государства и его институтов, а также партий и других организаций.

Ресурсы политической власти

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Демократический режимы.

Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур.

2. Монополизация и централизация власти,. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характери концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику.

В число авторитарных режимов включают: абсолютные и дуалистические монархии; военные диктатуры, или режимы с военным правлением; теократию; персональные тирании.

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. 2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни.

К демократическим режимам относят: президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии.

№18. Понятие политической модернизации. Типы политической модернизации

(«консервативный вариант» и «вариант полиархии»).

Политическую модернизацию можно определить как процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик, моделей политического участия и поведения.

Типы политической модернизации:

- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);

- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной осно­ве, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Гре­ция и т.д.);

- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных основа­ний.

По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняю­щей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модерни­зации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как здесь не сложилось достаточно предпосы­лок для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных и политических структур, поэтому госу­дарство вынуждено в некоторых случаях выступать как «толчок» и ор­ганизатор процесса трансформации. С этим часто связывают и уста­новление авторитарного режима в этих странах, который получил на­звание «авторитаризм развития». Несмотря на то что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения ус­пешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объ­ясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно дли­тельный процесс, измеряемый в масштабе эволюции в то время, как существование авторитарного режима происходит в масштабе по­вседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику от­дельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама по­становка вопрос об эффективности режима может говорить о намере­нии исследователя представить модернизацию как результат реали­зации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.

№20. Происхождение и сущность гражданского общества.

Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:

1) Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;

2) Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;

3) Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;

4) Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;

5) Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.

Стоит также сказать о том, что хотя понятие гражданского общества и понятие государства неразрывно связаны между собой, гражданское общество постоянно выступает в качестве естественного продолжения любого общества, условий его существования, в том числе и самого государства. Данное понятие просто-напросто необходимо для различий и удостоверений части общества, постоянно формирующей государство для того, чтобы оно обслуживало интересы данного общества.

Формирование государства со стороны гражданского общества осуществляется с целью защиты от противников внешних, но и внутренних. Кроме того, за счет этого обеспечивается сбережение моральных устоев, нравственных ценностей, на которых базируется общество и государство. Несмотря на это, основными целями гражданского общества являются:

1. Защита жизни и здоровья граждан;

2. Постоянное обеспечение оптимальными условиями работоспособности в экономических отношениях общества;

3. Приведение в жизни идеологии, социальных программ, которые смягчают разного рода противоречия, возникающие между людьми и социальными группами.

№21. Структура и функции гражданского общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль. - student2.ru

Кроме указанных функций, гражданское общество также выполняет и другие, а именно:

– социализирующую – создает благоприятную социальную среду для формирования общественно активных и свободных индивидов;

– коммуникативную – обеспечивает достижение взаимопонимания, консенсуса противоречивых и разнонаправленных интересов и устремлений индивидов, групп, ассоциаций, движений;

– воспроизводящую – обеспечивает продуцирование демократических ценностей, норм, представлений, знаний, форм деятельности;

– инструментальную – помогает коллективному целедостижению общественного блага и благополучия всех членов общества;

– контрэтатистскую – оказывает давление на государство в соответствии с принципами политической демократии и сдерживает чрезмерное усиление государственной власти в ее авторитарной и тоталитарной формах;

– стабилизирующую – сохраняет и обеспечивает определенные социально-экономические условия, стабилизирует различные сферы жизнедеятельности индивидов и групп;

– регулятивную – занимается регуляцией социального поведения людей и определенным контролем за ним посредством системы гражданских ценностей, норм и санкций, не носящих правового характера (преимущественно морально-нравственного характера).

№22. Гражданское общество и государство.

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

№23. Проблемы становления гражданского общества в России.

Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления гражданского общества, подчёркивают практически все отечественные учёные, в частности О.А. Митрошенков.

Во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные.

Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.

В-третьих, практическая бессубъектность российского социума, когда под субъектом общества понимается социальная единица, способная постоянно принимать и реализовывать значимые в масштабах общества, самостоятельные и ответственные решения и действия. У нас есть акторы, действующие лица, статисты, даже личности, но субъектов, кроме Президента и его администрации, нет: все остальные лишь реализуют его волю и ничего не решают. Бессубъектность общества противоречит и демократии, и рыночной экономике, и гражданскому обществу.

В-четвёртых, отсутствие многочисленного среднего класса. В разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества.

В-пятых, ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.

В-шестых, низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.

Можно и необходимо добавить следующие проблемы:

– наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, всё ещё порождают психологический дискомфорт у части населения;

– противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового;

– отсутствие полноценной социальной и экономической базы гражданского общества – правового оформления института частной собственности и введения политического плюрализма недостаточно;

– радикальная трансформация прежней социальной структуры;

– криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;

– отсутствие сосредоточенности российского бизнеса, по образу и подобию западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;

– противоречивый характер процесса российской модернизации;

– отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;

– распространение среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;

– терроризм;

– гражданская апатия населения;

– отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

№24. Партии, общественно-политические движения и группы давления: общее и специфическое в организации и функционировании.

Партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

Понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты и т. п., которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Группа давления – это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Способы воздействия групп давления на государственные органы:

- непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

- участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

- поддержание личных контактов с членами парламента, правительства.

№25. Признаки политической партии и общественно-политического движения.

Признаками партии являются:

1. Функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

2. Наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3. Направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

4. Наличие народной поддержки, добровольность членства;

5. Наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

Политические движения характеризуются рядом признаков:

1. Открытый характер, свободное членство

2. Чрезвычайное многообразие идейного спектра участников движения

3. Чрезмерная пестрота социальной базы, разнообразие участвующих в движении социальных групп

4. Различие профессиональных установок, мировоззренческих позиций участников движения.

№26. Типология политических партий.

По социальной Направленности программы и деятельности:

Социал-демократические; либерально-де­мократические; коммунистические; классовые; националистические; ра­совые; фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные.

По идейным основаниям деятельности:

Доктринальные (защита своей идеологии); прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)

По методам выполнения программы:

Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества); реформатор­ские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких струк­турных изменений)

По характеру политических действий:

Реакционные; консервативные; умеренные; радикальные; экстремистские

По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике:

Правящие; оппозиционные (ле­гальные, полулегальные и нелегальные)

По месту в политическом спектре:

Левые; центристские; правые

По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми члена­ми: Демократические; антиде­мократические

По организационной структуре:

Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допуска­ющих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); аван­гардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства:

Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стре­мящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упро­чить связи, укрепить структуру)

По виду партийного руководства:

Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства; консенсусного руководства

№27. Партийные системы. Партийная система современной России.

Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются на реально однопартийные, т. е. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном.

Двухпартийнаясистема характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Существенным элементом российской партийной системы является роль в ней "партии власти". В это понятие вкладывается иной смысл, нежели в западных демократиях. На Западе "партия власти" - это правящая партия, которая победила на выборах и рекрутировала свои кадры в органы государственной власти. В России "партия власти" - это понятие-перевертыш. Правящая элита создает "под себя" партию, которая рассматривается лишь как инструмент для решения сиюминутных задач, а не как самостоятельный политический субъект. Поэтому на каждые думские выборы выставлялась "партия власти" в различной "упаковке": в 1993 - ДВР, в 1995 - НДР, в 1999 - "Единство", в 2003 – «Единая Россия».

Таким образом, из посредника между обществом и государством партии в России превратились в электоральные и лоббистские машины. Они не отражают интересов общества, не осуществляют коммуникацию между ним и властью. Партийная система в публичной сфере фактически не работает. Реальная политика делается в кулуарах власти. "Партии" являются лишь инструментом, позволяющим имитировать публичную политику и демократические процедуры.

В то же время в политической системе существуют партии, наделенные реальной властью. Это партии теневые, непубличные, так называемые "элитные группировки". Эти "партии" интегрированы во власть на самых разных уровнях. У них есть свои лидеры, суррогатная идеология, финансовые ресурсы, группы поддержки, СМИ. Но у них нет социальной базы, корней в обществе.

Следовательно, мы имеем два вида полупартий. Публичные, имеющие идеологию, программу, лидеров, электоральный ресурс, но не интегрированные во власть. И теневые, имеющие реальный властный ресурс, но не имеющие представительства в обществе. "Туловище" и "голова" партийной системы разделены. Этот разрыв между властью и обществом является источником многих проблем российской политики.

Эти "ножницы" обеспечивают беспрецедентную популярность президенту. Путин выполняет роль коммуникатора между обществом и властью, подменяя собой партии, выполняя их прямые функции. Президент является выразителем интересов общества во власти. Он также обладает реальной властью и способен посылать обществу властные импульсы. Таким образом, Путин прикрыл своим феноменально высоким рейтингом зияющую прореху в российской политической системе, выполняя роль протопартии.

Теоретически, наиболее оптимальный способ стабилизировать российскую политическую систему, превратить ее из имитационной в реальную. Т.е. срастить "голову" и "туловище", легализовать "теневые" партии (элитные группировки), вывести их на арену публичной политики. В этом случае межклановая борьба может принять характер межпартийной борьбы, что приведет к общей идеологизации политики (поскольку партии могут бороться только с помощью такого оружия как идеология). Роль СМИ в политическом процессе также будет более ясной и определенной. "Партийные" СМИ станут основной площадкой политической борьбы. Однако осуществимость такого сценария в ближайшей перспективе находится под большим вопросом. Пока теневые механизмы власти преобладают над формальными, смысла в создании полноценных партий нет. Более того, нет условий для их возникновения и функционирования. Поэтому при сохранении тенденции дальнейшего укрепления "вертикали власти", концентрации всех властных полномочий в центре - партии обречены выполнять декоративную функцию в политической системе. Та же роль отводится и СМИ. Взаимоотношения СМИ и государства являются одним из центральных сюжетов современной российской политики. От того, как они сложатся, во многом зависит направление дальнейшего развития страны.

№28. Понятие избирательной системы. Типология избирательных систем.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Узкое понимание избирательной системысвязывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов.

- Мажоритарная избирательнаясистема - это система, в которой выборные органы власти формируются через индивидуальное представительство. Кандидат, который получит больше всего голосов, считается победившим и избранным. Мажоритарная система имеет такие разновидности:

- Система абсолютного большинства. При ней победивший кандидат набирает абсолютное большинство голосов – это 50% от всего количества голосов плюс один.

- Система относительного большинства. Здесь победившему кандидату необязательно набирать более 50% от всех голосов, ему достаточно набрать количество голосов, которое будет больше, чем у любого из его противников.

- Система квалифицированного большинства. Тут победившему кандидату необходимо набрать заранее установленное количество голосов, которое больше половины.

- Пропорциональная избирательная система. Подразумевает под собой формирование выборных органов через партийное представительство. При этой системе места распределяются по числу набранных партиями голосов. Чем больше голосов набрала партия, тем больше мандатов (мест) она получает.

Каким образом определяется количество мест для каждой партии? Существует избирательная квота, по которой рассчитывается количество мест для каждой партии. Также число мандатов определяют в результате деления общего числа голосов избирателей на число мандатов в данном избирательном округе. В результате вычислений каждая партия получает столько мест для своих человек, сколько раз установленная квота укладывается в количество голосов, которые собрала партия. Для этого количество голосов, которые набрала партия, делят на квоту. Результат деления – это количество предоставляемых мест.

- Смешанная избирательная система

Смешанная(гибридная) избирательная система. Если в партийном списке кандидатов указываются мажоритарные округи, в которых каждый из кандидатов будет баллотироваться, то партийные списки становятся открытыми, и пропорциональная система превращается в гибридную.

Проще говоря, гибридная избирательная система сочетает в себе признаки и ма

Наши рекомендации