Возможность множественного воздействия.
Одна и та же идея может одновременно продвигаться через множество сайтов, форумов, блогов, гостевых книг. Когда люди читают одну и ту же информацию в разных местах, у них создается ощущение ее естественности и очевидности.
Сильная кластеризация сообществ.
Большинство интернет-ресурсов имеют узкоспециализированную тематику, а комьюнити форумов часто представляют собой группы людей с только им понятными негласными правилами, мемами и шутками. Взгляды людей из одного сетевого кластера сильно когерентны и могут существенно отличаться от взглядов людей из другого кластера.
Большая роль живого общения.
Основную роль при формировании общественного мнения в интернете играют не столько сухие новости на сайтах, сколько непосредственное общение в форумах, гостевых, блогах и комментариях. Дискуссии с живыми людьми способны сильнее повлиять на точку зрения посетителя интернета, чем молчаливое созерцание текста.
Борьба энергий.
Энергия какой-либо идеи определяется как взвешенная сумма людей, придерживающихся данной идеи, где веса определяются увлеченностью человека идеей и его способностью эту идею отстаивать и продвигать.
Таким образом, масштабная и эффективная пропаганда в сети интернет возможна лишь при задействовании мощных ресурсов, включающих в себя огромное количество блогов, сайтов и пропагандистов.
52. Информационное обеспечение кризисных паблик рилейшенз. Примеры эффективной РR-деятельности по преодолению кризисных ситуаций.
Для ситуаций, в которых действуют вооруженные силы, характерен особый характер. Их смело можно назвать кризисными, поскольку здесь начинают действовать иные законы, чем в мирное время. Поэтому столь значительное внимание всегда и во все времена уделяется боевому духу своей армии.
Объект:
Это менеджмент ПР-аспектов таких серьезных событий, которые обладают потенциалом практически внезапно разрушить или серьезно повредить репутации организации
Возможные события: естественное бедствие, бедствие, созданное людьми, утечка информации, юридические проблемы, экологические проблемы, поведение высших управленцев, неточное информирование прессы, правительственные действия.
Отличие состоит в том, что отличаются условия, роль временного фактора и различного рода давление.
Примеры:
США: Группа зеленых заявляет, что пестицид Алар, используемый при выращивании яблок, приводит к увеличению заболеваемости среди детей. В результате громкого освещения по телевидению продажа яблок резко падает, что сразу отражается на фермерах.
РОССИЯ: Газеты пишут, что американские куриные окорочка не являются безопасными для здоровья. Отсюда следует приостановка закупок.
УКРАИНА: На высоком уровне в 1995 г. сообщается о предстоящем введении гривни (за год до ее реального введения), начинается массовая скупка долларов, происходит падение курса денежной единицы.
53. Неформальные каналы коммуникации: влияние на общественное мнение.
Неформальные коммуникации - социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов, которые именуют «сарафанным радио».
Слухи – это совокупность оценочно-нейтральных сведений (истинных или ложных), которые возникают из неизвестных источников и распространяются по неформальным каналам.
Каналы распространения:
· Разговоры с коллегами на работе
· СМИ
· Разговоры в очередях
· Разговоры с приятелями
· Разговоры на улице, в транспорте
· Разговоры по телефону
· Беседы в семье
· Общение с соседями
· А также: рынок, больница, санаторий, рыбалка, коллективный сад, баня, электричка, национальные праздники и обряды, кафе, банкет, парикмахерская...
Ситуации, идеально способствующие запуску и распространению слухов:
· много людей и мало работы
· периоды нестабильности в обществе.
· отсутствие должного объема достоверной информации.
· наличие проблемной ситуации.
Слух может формировать имидж, также может способствовать росту или падению спроса на товар или услугу.
Особенности:
· Низкие затраты на реализацию. (Положительный момент)
· Невозможность контролировать и корректировать запущенную в обращение информацию. (Отрицательный момент).
54. Отражение и направление слухов в кризисной ситуации.
Слухи — это ответ на коллективные тревожные ожидания, которые есть в каждом человеке.
Заголовки статей о кризисе пестрят словами «катастрофа», «коллапс» и «обвал». Такая подача информации помогает наращивать рейтинги и обусловлена вкусами аудитории. Подобные сообщения лишь усиливают общую тревожность в обществе, а значит, способствуют возникновению самых невероятных слухов.
Скорость распространения слухов чрезвычайно высока. Их «быстродействию» также способствует эффект «коммуникативной близости незнакомых людей». Средний россиянин рассуждает так: газеты коррумпированы, политики лицемерны, бизнесмены продают черное под видом белого и наоборот.
Когда слух «умышленно сфабрикован», он уже становится инструментом из арсенала PR-технологий. Одним из последних примеров «невероятных», «нелогичных», но овладевших массовым сознанием слухов является «соляной бум» 2006 года, когда в центральной России вдруг все массово стали скупать соль. А просто один человек делал черный PR сети магазинов, бойкотировав их работу путем создания бешеных очередей. Они наняли 200 бабушек, которые выстроились в этих магазинах в очередь. Самым дешевым продуктом оказалась соль. Каждая бабушка покупала по килограмму соли. Другие старушки увидели, испугались и тоже стали покупать соль.
Распространение любого слуха зависит от его значимости для слушателя и степени неопределенности его содержания. Чтобы управлять слухом, нужно либо уменьшить его значимость для слушателя, либо устранить неопределенность в его содержании.
Противодействие слухам — это обязательно процесс коммуникации. Игнорировать слухи, отказаться от комментариев или просто все опровергать — худшие варианты развития событий. Самая эффективная стратегия борьбы со слухами — оперативная информация о происходящем из первых уст.
Если уж начали что-то объяснять, не создавайте поводов для новых слухов — будьте просты и лаконичны. Распространяя правду, избегайте ссылок на слухи. Однако иногда бывает полезно признать слухи, хотя бы отчасти.
Важный момент — лояльность СМИ по отношению к компании. Завоевать расположение журналистов поможет их регулярное информирование (в том числе, первыми лицами компании), инициативная PR-служба и доступный пресс-секретарь.