Майн кампф»- мифологизация партии.
Объединяя историю его собственной жизни с политической идеологией и аргументами в пользу расового насилия, книга была и остаётся самой спорной писательской работой. В 1925 году, и особенно после прихода Гитлера к власти, книга имела невероятный успех.
Антикоммунистическая пропаганда.
Фильмы часто изображали коммунистов жалкими трусами с промытыми марксистской идеологией мозгами, а плакаты заявляли о превосходстве немецкого нации над советским народом. Ещё в начале своей политической карьеры Гитлер равнял евреев с коммунистами и ненавидел их почти в равной степени неистово.
Мифология, фольклор и религия.
Религиозные образы и оккультная символика широко использовались в пропаганде. В художественном творчестве христианские мотивы переплетались мифами тевтонских богов и богинь. Эти усилия были направлены на укрепление идеи древней немецкой национальной культуры, и способствовали укреплению в народе крайнего национализма.
Музыка и опера.
Со слов Гитлера, было лишь три достойных композитора в немецком музыкальном искусстве, Людвиг ван Бетховен, Антон Брукнер и Рихард Вагнер. Из них выделялся Вагнер, чьё творчество (по мнению фюрера), было неразрывно связано с нацистской идеологией. В 1850 году Вагнер опубликовал эссе, озаглавленное «Иудаизм в музыке», в котором он обвинял еврейских композиторов в отравлении музыкальной культуры.
Фюрер.
Культ Адольфа Гитлера. Он - харизматичный и сильный оратор, способный доносить аргументы наиболее простым языком, способный манипулировать толпой, играя на струнах эмоций, а не интеллекта.
30. Листовки как вид информационного оружия.
Преимущества:
1) значительно оперативнее, быстро откликались на изменения в политической обстановке.
2) отличались небольшим объемом, сжатым и доступным текстом, броским полиграфическим оформлением.
3) одну и ту же листовку многократно переиздавали
Учитывались психологические особенности различных контингентов военнослужащих, населения государств противника и людей оккупированных им территорий.
Воспроизведение в листовке фотографий, копий официальных документов повышало их убедительность. А художественное оформление листовок способствовало усилению их эмоционального воздействия на аудиторию.
Виды советских листовок:
1) Листовки—обращения командования. В них излагались официальные обращения командования к окруженным немецким войскам, объяснялись сложившиеся условия и предлагалось в интересах сохранения жизни прекратить сопротивление.
2) Листовки-приказы. Он приказал подготовить листовку, которая помогла бы перехватить бегущих вражеских солдат и побудила бы их сдаться в плен.
3) Листовка-памфлет. Карикатуры на главарей фашистского рейха, сопровождались лаконичными подписями: «Гитлер думает за него», «Геринг ест за него», «Лей пьет за него», «Геббельс говорит за него».
4) «Сентиментальная» листовка —На фоне заснеженного поля с замерзшими трупами немецких солдат крупным планом изображен плачущий ребенок — слезы градом катятся из его глаз, и под рисунком всего три слова: «Fater ist tod!» («Папа убит!»)
5) Листовка-диалог. Живая беседа двух солдат
6) Листовки-воззвания. Внимание обращалось на усиление воздушной войны авиацией антигитлеровской коалиции, бесперспективность войны, беззащитность населения перед бомбардировщиками, в то время как немецкие «бонзы» обеспечили безопасность своих семей.
7) Листовка-пропуск. Обычно содержала короткий призыв покончить с войной, сопротивляться гитлеровскому режиму, сохранить свою жизнь и т. п., а также слово «пропуск» и текст на немецком и русском языке о том, как вести себя при переходе в плен.
31. Пропаганда СССР накануне и в годы ВОВ.
Советская пропагандистская система активно использовала в своей повседневной деятельности периодическую печать, которой отводилась большая роль.
Контроль над печатью и литературой осуществляло Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), сотрудники которого предварительно просматривали предназначенные для публикации материалы.
Комитет по контролю над репертуаром, преобразованный в феврале 1934 г. в Главное управление по контролю над зрелищами и репертуаром, отвечал за политико-идеологический контроль над кинематографом, театральной и музыкальной деятельностью.
В проведении внешнеполитической пропаганды ведущая роль принадлежала Народному комиссариату иностранных дел СССР (НКИД), в структуру которого входил, в частности, Отдел печати, чьи сотрудники привлекались к предварительному просмотру статей на международные темы, предназначенных для публикации в центральной советской прессе.
Важную роль в пропагандистской деятельности играло радио.
Большое внимание Советское государство уделяло развитию литературы и искусства. Интеллектуальная элита страны (писатели, журналисты, художники и другие) постоянно находилась в поле зрения политического руководства.
Особое значение придавалось кинематографу. Накануне войны национальной идеей, объединявшей общество и реально способствовавшей его консолидации, была тема противостояния внешней военной угрозе.
В канун войны у значительной части общества сформировались достаточно сильные настроения предопределенности победы над любым агрессором, поскольку трудящиеся капиталистических государств глубоко враждебны своим правительствам и в случае войны перейдут на сторону СССР.
Постепенно формировалось «оборонное сознание» общества, готовность к победоносной войне «малой кровью, могучим ударом, на чужой территории».
Подавляющая часть населения СССР, несмотря на разницу в социальном положении, уровне образования, различиях в своих политических и религиозных убеждениях, была настроена глубоко патриотично и морально готова к защите своего Отечества.
32. Холодная война: анализ информационного противостояния двух систем.
Сфабрикованный в США массовый страх стал продуктом крупнейшей программы по манипуляции сознанием.
характер того страха, который овладел средним американцем, когда стало известно, что СССР также стал обладателем атомной бомбы. Это явление известно как "ядерный страх".
В результате в начале 50-х годов эксперты считали, что главную опасность для США составляет та паника, которая возникла бы в случае войны. Страх с ядерного оружия распространился на атомные реакторы, а затем и на все проявления ядерной энергии.
В 70-х годах положение ухудшилось, так как психологи установили, что и персонал атомных станций подпал под воздействие "ядерного страха".
Иррациональный страх - очень действенное средство "отключения" здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему "спасительное" средство. Массовый (и часто подсознательный) страх как предпосылка для программирования поведения проверен психологами рекламных агентств в ходе крупных кампаний.
Информационную войну этого периода сразу связывают с работой западных радиостанций, которые тщательно глушились в СССР, но все равно «накрывали» своим вещанием почти всю территорию страны. Исследователи считают, что существенную роль в информационной войне играли нетрадиционные носители информации. Основной составляющей стала пропаганда при помощи материального мира. Система пропаганды не была готова работать с таким срезом информационного воздействия. «Первым типом нового информационного влияния можно считать бытовые вещи, изготовленные на Западе, вещи лучшего качества. Вещи шли впереди, выполняя несвойственные им функции носителей информации. Опираясь на них, воображение рисовало уже совсем иной мир. Другим носителем информации также были вещи только на экране кино или телевидения – второстепенная информация, не связанная с сюжетом. Третьим носителем становились люди, побывавшие за границей. Обсуждение этих вопросов происходило не на официальном уровне, а на уровне личных контактов. А именно личностный уровень является наиболее благоприятным, поскольку мы получаем информацию от знакомого человека, которому доверяем. Так мы стали получать западные стандарты»
33. Уроки информационной войны во время военных конфликтов Афганистане и Чечне.
Конфликт в Чечне получил название «первой российской телевизионной войны».
Первая кампания, как признают все исследователи, была проиграна Россией прежде всего в информационном плане. Во-первых, не работало оцепление, через него журналисты проходили к террористам, которые позировали и давали пространные интервью. Во-вторых, не был выделен представитель штаба для контактов с общественностью и СМИ.
Покупались пи-ар компании в прессе, направленные на дискредитацию армии, политиков, поддерживающих операции федеральных войск в Чечне, сориентированные на развитие пацифистских идей и трансляцию в общественное сознание различных панических настроений.
Во время второй военной кампании в Чечне правительство кардинально изменило свою информационную политику, взяв под жесткий контроль внутригосударственное циркулирование информации о конфликте.
Тем не менее, в этот раз Россия одержала безусловную победу в информационной войне, результатом которой стало то, что, по данным социологических опросов, среди россиян растет количество сторонников ввода федеральных войск в Чечню, а также тех, кто считает Чечню частью России.
Контролл масс-медийного пространства по следующим параметрам:
1) контроль вербальных обозначений, еще одним примером чего служат «ковровые/точечные бомбометания», которые, как и «зачистка», убирают из поля сознания смертоносный характер;
2) контроль визуальной картинки, в соответствии с которым на телеэкране отсутствует изображение раненых, потери техники со стороны федеральных войск;
3) контроль единства интерпретации, запретившего показ на телеэкране интервью со стороны боевиков.
34. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности государства и его устойчивого функционирования неразрывно связано с деятельностью органов федеральной службы безопасности по защите сведений, составляющих государственную тайну.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет только возрастать.
Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства.
В России, как и во всем мире, государственная тайна остается важнейшим инструментом защиты оборонных, экономических, политических и других важнейших интересов страны.
В современных условиях политического и социально-экономического развития обостряются противоречия между потребностями в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение. Тенденция к увеличению открытости общества, повышение интенсивности информационного обмена, широкое использование передовых технологий сбора и обработки информации создают предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации и ее пользователей. Поэтому наряду с информационной открытостью должна быть обеспечена также реализация конституционных прав человека, общества и государства на защиту информации с ограниченным доступом. Защита информации — это комплекс мероприятий, проводимых собственником информации по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих доступ к засекреченной информации и ее носителям.
Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства — взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установления рамок действия институтов тайн. Такие требования исходят, с одной стороны, из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а, с другой — диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В заключении напоминаю, что Федеральной службой по техническому и экспортному контролю разработаны, а приказом Минздравсоцразвития России от 22 апреля 2009 г. № 205 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации», в соответствии с которыми современный специалист по защите информации должен уметь определять состав защищаемой информации, степень уязвимости, рассчитывать ущерб от возможной утраты информации, оценивать эффективность различных методов и средств защиты, проводить специальные исследования и сертификацию различных технических средств обработки и защиты информации, уметь проектировать и внедрять системы защиты информации, знать и использовать зарубежный опыт.
Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе самых важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяются также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.
35. Обзор основных правовых документов РФ по информационной безопасности.
Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации
- применении информационных технологий
- обеспечении защиты информации
Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Основные определения:
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности- вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий. А также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирующие органы- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Закон "Об электронной цифровой подписи"
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
36. Особенности работы с конфиденциальной информацией и информацией, содержащей государственную тайну.
Конфиденциальная информация
На данный момент в российском законодательстве чёткого определения понятия «конфиденциальная информация» нет.
«Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя». Закон «Об информации» разрешает обладателю информации наделять её статусом конфиденциальности самостоятельно.
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»:
1.Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях
2.Тайна следствия и судопроизводства
3.Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна)
4.Сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5.Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6.Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них
Закон "О средствах массовой информации", Статья 41: Обеспечение конфиденциальности информации
1. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
2. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда.
3. Редакция не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
ИСКЛ: если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия); только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних.
2. Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (тип конфиденциальной информации).
Таким образом, государственная тайна включает с себя в качестве составной части военную.
В сфере внешней политики и внешнеэкономической деятельности к государственной тайне могут быть отнесены сведения о внешнеполитической и внешнеторговой, кредитной и валютной деятельности России, преждевременное раскрытие которых может нанести ущерб ее интересам.
К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг сведений, относящихся практически ко всем существенным сферам общественной и государственной жизни.
Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне:
1. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях;
2. о стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях;
3. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности;
4. о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством;
5. о фактах нарушения прав и свобод человека;
6. о размере золотого запаса и государственных валютных резервах;
7. о состоянии здоровья высших должностных лиц России;
8. о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами.
Предельный срок засекречивания сведений составляет 30 лет
ДОП:
В настоящее время в России не существует закона, посвященного охране неприкосновенности частной жизни. Защита неприкосновенности частной жизни сейчас происходит в основном в рамках охраны личной, семейной тайн.
Статья 50 Закона "О средствах массовой информации", допуская производство скрытой записи, в то же время запрещает распространение сообщений и материалов, полученных с ее использованием, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможности идентификации третьих лиц, или когда это не нарушает прав и свобод граждан, либо когда демонстрация проводится по решению суда.
Закон "О государственной тайне"; вопросы тайны личной жизни затрагиваются в Гражданском Кодексе Российской Федерации (Части Первой), Законе "Об информации, информатизации и защите информации", Законе "О гарантиях прав граждан при оказании им психиатрической помощи", Законе "Об оперативно-розыскной деятельности", в Основах законодательства РФ о нотариате; вопросы коммерческой и служебной тайны регулируются Частью Первой ГК РФ и Постановлением Правительства "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"; тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется непосредственно Конституцией и Уголовным Кодексом; тайна следствия закреплена в Уголовно-процессуальном Кодексе; некоторые аспекты военной тайны отражены в Законе "О внутренних войсках"; тайна усыновления гарантирована в Кодексе о браке и семье, в Гражданском Кодексе Российской Федерации (Части Первой) и в Уголовном Кодексе.
Все перечисленные тайны можно разделить на:
1. ограничивают лишь доступ журналиста к информации, при этом не предусматривая запрета на их распространение журналистом (государственная, коммерческая, служебная, нотариальная тайны, тайна личной и семейной жизни)
2. ограничивают не только право доступа, но и право журналиста распространять такие сведения (тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, тайна следствия, тайна усыновления)
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" относит сведения, составляющие охраняемую законом тайну, к категории информации с ограниченным доступом. При этом он устанавливает общий перечень сведений, которые не могут быть включены в эту категорию. Это законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, любые акты, затрагивающие права и свободы человека или порядок их осуществления, документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения, документы, необходимые для реализации прав и свобод граждан и находящиеся в открытых фондах библиотек и архивов или в открытых информационных системах государственных органов, организаций и общественных объединений.
Что касается тайны личной и семейной жизни, то она лишь упоминается в Конституции. Какое-либо законодательное регулирование ее пока отсутствует. В соответствии с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации в данном случае применяется самозащита этих прав лицом, которому они принадлежат. В случае нарушения личной и семейной тайны лицо, чьи права нарушены, вправе требовать от журналиста или редакции, допустивших такое нарушение, компенсации причиненного морального вреда.
Что касается тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, то право на эту тайну гарантировано Конституцией, и его ограничения возможны лишь на основании судебного решения или с санкции прокурора, поэтому журналист будет нести уголовную ответственность и за ознакомление с содержанием корреспонденции, и за разглашение полученных таким образом сведений. Журналист будет нести ответственность и в случае, если он лишь разгласил сведения, полученные в результате незаконного ознакомления с чужой корреспонденцией от иного лица, при условии, что ему было известно о том, что данные сведения получены с нарушением закона.
37. Организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности.
1. Организационно-технические методы:
1. создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;
усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
2. разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
3. создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
4. выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
5. сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
6. совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
7. контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ;
8. формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
2. Экономические методы:
1. разработка программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;
2. совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
38. Примерный алгоритм действий по обеспечению информационной безопасности пиар-агентства и управления по связям с общественностью.
Передавая коммуникационные обращения различным целевым аудиториям, следует позаботиться о том, чтобы в общем информационном потоке не присутствовали сведения, составляющие коммерческую тайну. Коммерческая тайна является собственностью предприятия. Такие данные обеспечивают компании экономические конкурентные преимущества.
Ответственные лица предприятия должны ранжировать информацию по степени секретности перед тем, как обнародовать ее перед целевой аудиторией. При этом следует учитывать два фактора.
1. Чрезмерное засекречивание информации невыгодно с экономической точки зрения. Это обуславливается тем, что информация нередко выступает в роли товара, функционирующего на рынке и пользующегося спросом.
2. Не стоит прикрывать коммерческой тайной информацию о злоупотреблениях служебными полномочиями, нарушениях законодательства и т.д. Такие ситуации целесообразнее исключать путем создания оптимальной системы взаимодействия между компанией и органами, контролирующими ее.
Обеспечение информационной безопасности выступает одним из направлений PR-деятельности. Защита коммерческой тайны предотвращает кризисные ситуации и обеспечивает общую безопасность самого предприятия. Крупные компании создают специальные подразделения, сотрудникам которых вменяется выполнение следующих задач:
1) создание и оптимизация перечня сведений, составляющих коммерческую тайну организации;
2) определение круга должностных лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне;
3) определение порядка доступа сотрудников к конфиденциальной информации;
4) разработка внутрифирменных нормативных актов, регулирующих информационную безопасность компании, а также периодическое внесение изменений в них;
5) организация системы охраны территории предприятия;
6) организация пропускного режима работы и контроль за посещением предприятия посторонними лицами;
7) определение структуры делопроизводства с документами, составляющими коммерческую тайну;
8) разработка мотивационных программ для сотрудников, задействованных в обеспечении информационной безопасности;
9) разработка системы мер для защиты коммерческой тайны при использовании вычислительной техники и компьютерных технологий;
10) обучение ответственных лиц предприятия современным способам защиты конфиденциальной информации.
Персонал подразделения информационной безопасности наряду с перечисленными задачами проводит аналитическую работу по следующим направлениям:
1) выявление конкурентов, имеющих интерес к получению и использованию коммерческой тайны компании;
2) учет и анализ выявленных нарушений информационной безопасности;
3) организация служебных расследований по каждому факту нарушения;
4) построение системы взаимодействия с правоохранительными органами.
39. Становление и содержание понятия «информационно-психологическая безопасность».
Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий.
Информационно-психологическая безопасность как правовая категория достаточно нова для российского законодательства. Обратимся в первую очередь к семантической стороне понятия. Лексическое содержание определения «безопасность» соответствует трактовке, данной этому процессу в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», который определяет ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Дефиниция информационной безопасности определена в Доктрине информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Дабы определить содержание информационно-психологической безопасности, необходимо признать, что все восторженные комплименты в адрес нового информационного общества можно свести к тому, что мы тонем в потоке обрушившихся на нас сведений.
Оставляя процесс отбора информации на волю случая, мы провоцируем инфицирование сознания психологическими вирусами. Перед современным государством и обществом стоит проблема ограничения либо запрета оборота вредоносной информации. Эта функция охватывается системой обеспечения информационной безопасности лишь косвенно.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. информация определяется как предмет, по поводу которого возникают общественные отношения. Информация может становиться объектом противоправного как приобретения, так и ограничения в обороте, поэтому она и должна быть защищена либо доведена до сведения, это основа информационной безопасности.
Информационно-психологическая безопасность имеет с информационной схожесть по предмету правового и организационного регулирования, однако если информационная безопасность «обслуживает» общественные отношения по поводу создания, распространения, хранения, переработки и потребления информации, то институт информационно-психологической безопасности рассматривает информацию с позиций ее влияния на сознание людей, а не степени ее защищенности или доступности.
Негативный потенциал вредной информации поражает именно психику личности. Однако, как следует из практики оборота указанной информации, распространение ее чаще всего осуществляется по информационным каналам неограниченного доступа, а адресатом является неопределенный круг лиц. Этот фактор особо важен для полноценного обеспечения информационно-психологической безопасности юридическими методами.
Достаточно интересным представляется предложение ряда ученых по разделению информационной безопасности на информационно-психологическую и информационно-техническую (обеспечение безопасности информационных процессов).
Учеными предлагалось несколько понятий информационно-психологической безопасности. Так, Г.В. Грачев с позиций психологии определяет ее как состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желани