Лет семиты-финикийцы платили большие деньги грекам, за то, чтобы они разгромили Трою, которая мешала им в организации работорговли Древнего Мира.

Включает в себя:

1) чёрный PR,

2) пропаганду,

3) фальсифицирование сведения.

Виды:

1. средства воздействия на сознание (СМИ, кинопродукты, компьютерные игры, плакаты, слухи);

2. средства дезинформирования (навязывание, искажение, блокирование информации, отвлечение на другую информацию);

3. средства радиоэлектронной борьбы (разведка-перехват, анализ информации, дешифрование информационных потоков, переданных по закрытым каналам связи; помехи на радио, подавление элементов ТКС, ТВ и РВ);

4. средства воздействия на программно-техническое обеспечение (несанкционированный доступ, уничтожение, хищение данных).

Особенности:

1) управляемость – осуществляет воздействие на объект в установленное время и заданных масштабах;

2) скрытость – затруднено определить момент начала и источник воздействия;

3) универсальность – возможность поражения об-тов в широком диапазоне;

4) невысокая стоимость создания и высокая эффективность применения;

5) доступность – лёгкое распространение и высокая сложность контроля над процессом.

7. Манипуляция сознанием как базовая технология ведения информационно-психологической войны: определения, закономерности и основные технологии

Манипуляция массовым сознанием — один из способов управления людьми путём созданияиллюзий и условий для контролирования поведения.

Политические манипуляции:

o психологическая война,

o политические интриги – маневрирование,

o тайные сговоры,

o сделки,

o кадровые игры,

o искусственная оппозиция,

o имиджевые мероприятия,

o обман избирателей,

o подделка политических документов,

o блеф,

o спекуляции,

o липовые ссылки на авторитеты,

o манипуляция цифрами и фактами,

o введение в заблуждение,

o подставные кандидаты, снимающие свою кандидатуру в нужный момент.


Успех манипуляции сознанием наполовину зависит от умения нейтрализовать, отключить средства психологической защиты личности.

Признаки манипуляции сознанием:

– язык, без диалога и возможности ответить, с множеством непонятных слов;

– эмоции, как давление на чувства;

– сенсационность и срочность => отвлечение внимания;

– повторение, которое сильно действующее на плохо контролируемое подсознание;

– дробление на части;

– изъятие цитат из контекста, подмена понятий;

– устранение альтернативных источников и мнений;

– активизация национальных черт и стереотипов.

Виды:

1. Убеждение.

Цель: воздействия на человека для изменения его отношения к чему-либо

Техника:

– формирование положительного отношения к собеседнику;

– личное обаяние;

– предварительное изучение партнера;

– вовлечение собеседника в разговор с началом «как вы считаете…»

2. Внушение.

Цель: воздействия на подсознание человека, его эмоции

Техника:

– твердость высказываний;

– речевое внушение;

– манипуляцию способами подачи информации (изменение истинных масштабов событий и явлений, полуправда, сообщение только выгодной информации и т.д.)


9. Информационно-психологическая война: зарождение, суть и проявления.

Информационно-психологическая война - отражает содержание деятельности специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воз-действие на гражданское население и/или на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.

Форма: проведения тайных информационно-психологических операций с применением информационного оружия.

Признаки:

- тайные информационно-психологические операции;

- применение информационного оружия;

- деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам.

Таким образом, информационно-психологические войны характеризуются стремлением противоборствующих сторон к реализации своих национальных интересовза счет ограничения интересов противника.

10. Информационно-техническая война: становление, субъекты, объекты, развитие в современном мире.

Объекты воздействия и защиты: информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

Состоит из:

1) стратегический политический анализ – это комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике (конкуренте) и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического содружества в целях организации и ведения действий

2) информационное воздействие - включает и мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией, внедрению дезинформации

3) информационное противодействие - действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления политическими процессами, и блокирования дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему формирования мирового и российского общественного мнения конкурентами

11. Информационно-разведывательная война: становление, субъекты, объекты, развитие в современном мире

Способы

1. сбор и анализ данных из открытых источников,

2. прослушивание радиоканалов из-за границы,

3. наблюдение при помощи разведывательных спутников

4. шпионаж

5. кража информации

На примере КНР:

Задачи:

1. организация и ведение внешнеполитической разведки;

2. добывание ценной научно-технической и иной секретной информации

Объекты:

1. периферийные бюро (отделы), каждое из которых ведает работой против определенной группы стран.

2. сеть "легальных" и нелегальных резидентур, охватывающая все основные районы, представляющие оперативный интерес для органов разведки.

3. посольств (и миссий) [личный состав, дипломатические работники]

Разведка — сбор сведений о противнике или конкуренте для обеспечения своей безопасности и получения преимуществ в области вооружённых сил, военных действий, политики или экономики.

12. Различие понятий информационное противоборство и информационная война

  Информационного противоборство Информационная война
    соперничество субъектов информационного конфликта с целью усиления влияния на те или иные сферы социальных отношений, итогом которых становится получение преимущества одной противоборствующей стороной и утрата подобных преимуществ другой   борьба в информационной сфере, которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию, информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия   целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной   действия участников информационного противоборства могут носить как наступательный, так и оборонительный характер целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, при одновременной защите собственной информации     Цели: 1) контролировать информационное пространство. 2) использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага 3) повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.  

13. Основные этапы планирования информационной операции

  1. Предварительный этап. На этом этапе происходит планирование операции, в частности определение целесообразности ее проведения, целей, задач, сил и средств, целевой аудитории влияния, приемов и методов влияния и т.п.
  2. Информационный повод. На этом этапе специальной информационной операции необходимо выбрать и/или создать так называемый информационный повод. Под информационным поводом здесь и дальше понимаем событие (или «псевдособытие»), которое можно использовать как повод для пропагандистской кампании или информационной операции. Выбор информационного повода составляет отдельную проблему, которая подробно рассмотрена в специальной литературе.
  3. «Раскрутка» информационного повода. Этот этап является основной частью любой информационной операции. Его сущность состоит в использовании информационного повода ради достижения целей операции, то есть для усиления, формирования или разрушения определенных психических стереотипов и установок.
  4. Выход из специальной информационной операции или этап закрепления. Важнейшая задача этого этапа — обеспечение плавного завершения пропагандистской кампании или информационной операции после достижения поставленных целей или через форс-мажорные обстоятельства.

Этапы планирования специальной информационной операции.

1. Определение цели.

2. Определение объекта.

3. Анализ сил и средств, ресурсов, определение исполнителей.

4. Определение методов и приемов.

5. Разработка приблизительного сценария.

6. Определение критериев оценки успеха.

14. «Спираль молчания» как технология манипуляции общественным сознанием

«Спираль умолчания» - манипулирование опросами общественного мнения.

Метод: с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции и в ее победе.

Действие данного метода основано на закономерностях массовой психологии. Составленные подобным образом опросы заставляют людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или скрывать его.

На конце спирали находятся люди, которые не выражают своё мнение публично из-за страха изоляции. Чем больше мнение человека не совпадает с общепринятым, тем ниже в спирали этот человек располагается. Носитель мнения, которое он сам считает непопулярным в большинстве случаев, либо молчит, не раскрывая его, либо даже присоединяется к противоположной стороне, ориентируясь на победителей, представителей господствующего мнения, тем самым минимизируя свои социальные риски.

Спиральный эффект начинается, когда люди высказываются уверенно, оппозиция чувствует ещё больший страх изоляции и ещё больше убеждена в необходимости хранить молчание, так как они — в меньшинстве. Эти чувства становятся всё более интенсивными в геометрической прогрессии и с той, и с другой стороны.

Спираль молчания имеет власть над общественностью только ограниченное время. Если какая-либо тема активизирует спираль молчания, это означает, что этот вопрос представляет большую угрозу общественному согласию.

15. Программные и технологические аспекты ведения современной информационной операции

По способам внедрения:

• «логическая бомба» - скрытая управляющая программа, которая по определенному сигналу или в установленное время приходит в действие, уничтожая или искажая информацию;

• «программный вирус» - специализированный программный продукт, способный воспроизводить логические бомбы и внедрять их дистанционно в информационные сети противника, самостоятельно размножаться, прикрепляться к программам, передаваться по сети;

• «троянский конь» - программа, внедрение которой позволяет осуществить скрытый несанкционированный доступ к информационному массиву противника для добывания разведывательной информации;

• нейтрализатор тестовых программ, обеспечивающий сохранение естественных и искусственных недостатков программного обеспечения (ПО);

• преднамеренно созданные, скрытые от обычного пользователя интерфейсы для входа в систему, вводимые в ПО разработчиками с корыстными или диверсионно-подрывными целями;

• малогабаритные устройства, способные генерировать ЭМИ высокой мощности, обеспечивающий вывод из строя радиоэлектронной аппаратуры.

16. Основные этапы реализации атакующих действий в рамках информационных операций

Этапы:

1. Разрушение противодействия, разрушение старой модели (картины) мира, что позволяет освободить нишу для проведения следующего этапа.

2. Введение новой информации в отношении старых моделей, зачастую противоположной старой.

3. Введение информации о новых объектах.

Принципы:

1. осуществление информирования по всем возможным каналам;

2. использование в пропагандистских акциях любых аргументов и доводов

3. постоянное распространение сообщений с искаженной, ложной информации, слухов;

4. дифференцированный подход к объектам пропагандистских акций по возрастному, национальному, профессиональному и другим признакам;

5. постоянный учет психологических особенностей и состояний людей.

17. Информационная война и современные медиатеории в области СМИ 18. Информационная война и современные медиатеории в области рекламы и ПР

Теории прессы:

1. Авторитарная концепция устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицет­воряемым.

2. Теория свободы печати (либертарианская теория), основанной на свободе воли, отвергает эту зависимость, ниспровергает концепцию печати как инструмента государства и утверждает свободу от правительственного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры.

3. Теория социальной ответственности печати развивает либертарианскую линию применительно к новым условиям концентрации и монополизации прессы, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой информации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества.

Г. Лассуэлл - основатель современной теории пропаганды.

Его исследования пропаганды второй мировой войны уже основывались на контент-анализе. Опыт первой мировой войны сформировал большую группу серьезных исследователей не только в области пропаганды, но и в сфере паблик рилейшнз.

19. Ситуационный анализ в теории и практике современных информационных конфликтов.

Ситуационный анализ – инструмент подхода к управлению через "погружение" в проблемную среду.

Задачи:

1) комплексные исследования организации, оценка правильности принятого решения

2) грамотная и системная работа с информацией

3) сбор и обработку информации по диагностике ситуации

4) определение «информационных» и «белых пятен»

5) установление факторов, развивающих ситуацию

6) построение стратегии по решению задачи

7) оценка рисков

8) формулировка критериев и рамок

9) установление общего языка с участниками обсуждения

Методы:

1. Метод кейсов

Поэтапный анализ ситуации, которая должна быть приближена к реальным проблемам в работе управленца. Подготовка к анализу, выполняемая индивидуально. Разбор ситуации в группах. Коллективное обсуждение. Подведение итогов

2. Мозговой

Выработка новых идей, нестандартных решений в неразрешимых сложных ситуациях. Идеи, высказываемые поочередно каждым участником, записываются, но не подвергаются оценке. Критиковать их запрещается. Это осуществляется для накопления масштабного банка предложений, которые на втором этапе проходят оценку или обсуждаются. Решающее слово остается за руководителем

3. Двухуровневые анкеты

Метод не предполагает коллективного обсуждения. Участники индивидуально заполняют анкеты (1 тур), а затем эксперты рецензируют их (2 тур). С итогами работает аналитическая группа. После обработки данные поступают менеджеру.

4. Факторный анализ и моделирование

Расчет влияния каждого фактора по статистической формуле.

5. Многомерная шкала

Математическая оценка данных, позволяющая сократить число факторов и обосновать итоги\

6. Экономические сценарии

Применяется в экономике и финансовом менеджменте для измерения и оценки финансовых результатов

7. Дерево решений

Применяется при большом числе направлений развития ситуации – подсценариев.

Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта.

20. Информационное воздействие в древнем мире.

Основы ведения информационного противоборства в мировой политике были сформулированы во времена Трои.

Николай II

полагался по большей части на лояльную прессу и требовал от министра внутренних дел «воздействовать на редакторов, напомнив некоторым из них верноподданнический долг и крупные денежные поддержки» => слабая цензурная политика

Многие офицеры действующих армии и флота брали на себя роль «добровольных» корреспондентов о ходе боевых действий => широкий доступ посторонних людей к информации =>

1 февраля 1904 г. при Главном управлении по делам печати Министерства внутренних дел состоялось совещание по вопросу организации военной цензуры во время Русско-японской войны =>

План:

1) все известия и статьи, касающиеся военных приготовлений, передвижения войск и флота, а также боевых действий, подлежали предварительному рассмотрению компетентными военными властями

2) цензура частных телеграмм о ходе военных действий => начальством, на Дальнем Востоке были созданы цензурные комиссии – двойная цензура

3) частные письма за границу, особенно в Англию, США и Японию.

Газета «Русский вестник»

сообщения о новых законах и распоряжениях, якобы изданных для притеснения людей по национальному и религиозному признакам:

1) заметка о «запрещении разговора на немецком, болгарском и турецком языках»

2) слухи о запрете издания книг на еврейском языке

3) выселение евреев из Кисловодска и право полиции отбирать у евреев бессрочный вид на жительство вне черты оседлости

В пропагандистской обработке русских войск огромную роль играли антианглийские идеи - в качестве главного противника мира и врага России указывалась Британия.

2. Британия:

1) Пропаганда ужасов - в известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат.

Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. После этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт.

Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев. Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.

2) Преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.

27. Уроки информационно-психологического воздействия и пропаганды в годы первой мировой войны.

После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны.

Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

+26 о Британии

28. Становление системы пропаганды в фашистской Германии.

Уже в 20-е гг. стали формироваться основные принципы национал-социалистической пропаганды, в наиболее полном виде изложенные А. Гитлером в «Mein Kampf», в главе «Военная пропаганда». А. Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.

Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии было создано министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Й. Геббельс. В соответствие с правительственным декретом от 30 июня 1933 г., в ведение министерства передавались общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственные празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества.

Правда в ней допускалась ровно настолько, насколько она соответствовала интересам режима. Ложь была гораздо удобнее – она не знала границ и позволяла сотрудникам Геббельса чувствовать себя архитекторами человеческих душ.

“Пропаганда должна доходить до каждого” – реализуя этот принцип, геббельсовский аппарат проявлял неистощимую выдумку. Сюда относилось и использование технических новшеств вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, и обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, и книга «Майн кампф» в качестве обязательного подарка молодоженам.

Министерство Геббельса

В руках министерства фактически находилась система получения информации. В 1934 г. были объединены два крупнейших информационных агентства: агентство Вольфа и Телеграфный союз, входивший в газетный концерн Гугенберга. В результате объединения возникло официальное агентство «Немецкое информационное бюро».

Ведущим отделом министерства был отдел пропаганды, не имевший узкой специализации. На него возлагалась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых доктрин и т. д. Здесь планировались разнообразные государственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.

Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание и пресса.

Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды д-р Пауль Йозеф Геббельс.

Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию.

Лозунги:

1) «уничтожение марксизма»;

2) разрыв Версальского договора;

3) завоевание России;

4) гарантия «социальной безопасности» внутри;

5) восстановление «национального престижа» Германии и всех немцев.

29. Методы и приемы пропаганды в фашистской Германии.

Плакаты.

Гитлер и его соратники понимали – сила пропаганды в том, как подать народу идею партийной линии,и плакат часто лежал в основе популяризации их убеждений. И дома, и на оккупированных территориях, плакаты являлись мощным средством, призванным доносить основы нацистской политики за счёт упрощения и метафорических образов. Внутри страны плакаты часто сосредотачивались на повышении морального духа работников производства, говоря им: «Вы – фронт!» За рубежом плакаты романтизировали идеал Нацистской Партии, как силы добра, часто используя религиозные образы, в которых Гитлер представлялся героем-освободителем.

Антисемитизм.

Обвиняя меньшинства во всех бедах страны, Гитлер породил множество козлов отпущения, которые могли быть обвинены при каждом удобном случае в чём угодно. На плакатах, в искусстве, в мультфильмах и в кино, евреи были приравнены к крысам, представлялись скрягами, с карикатурным, как крюк, носом. Их изображали грабителями, вырывающими деньги из честных рук немецких рабочих.

Радио.

Радио было признано нацистами одним из наиболее важных инструментов пропаганды в их арсенале.

К началу войны почти весь народ попал под чары радио, ведь люди ежечасно подвергались бомбардировке речами и новостями, предназначенными для промывания мозгов населения.

Фильмы и кинематограф.

Прежде всего показы фильмов сделали частым и популярным явлением в немецких городах и сёлах. Двумя самыми известными фильмами нацистской киноиндустрии стали ленты режиссёра Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1934) и «Вечный жид»(1940).

Газеты.

Наиболее известным нацистским изданием стала газета «Der Sturmer» (Штурмовик).

Музыка и опера.

Со слов Гитлера, было лишь три достойных композитора в немецком музыкальном искусстве, Людвиг ван Бетховен, Антон Брукнер и Рихард Вагнер. Из них выделялся Вагнер, чьё творчество (по мнению фюрера), было неразрывно связано с нацистской идеологией. В 1850 году Вагнер опубликовал эссе, озаглавленное «Иудаизм в музыке», в котором он обвинял еврейских композиторов в отравлении музыкальной культуры.

Фюрер.

Культ Адольфа Гитлера. Он - харизматичный и сильный оратор, способный доносить аргументы наиболее простым языком, способный манипулировать толпой, играя на струнах эмоций, а не интеллекта.

30. Листовки как вид информационного оружия.

Преимущества:

1) значительно оперативнее, быстро откликались на изменения в политической обстановке.

2) отличались небольшим объемом, сжатым и доступным текстом, броским полиграфическим оформлением.

3) одну и ту же листовку многократно переиздавали

Учитывались психологические особенности различных контингентов военнослужащих, населения государств противника и людей оккупированных им территорий.

Воспроизведение в листовке фотографий, копий официальных документов повышало их убедительность. А художественное оформление листовок способствовало усилению их эмоционального воздействия на аудиторию.

Виды советских листовок:

1) Листовки—обращения командования. В них излагались официальные обращения командования к окруженным немецким войскам, объяснялись сложившиеся условия и предлагалось в интересах сохранения жизни прекратить сопротивление.

2) Листовки-приказы. Он приказал подготовить листовку, которая помогла бы перехватить бегущих вражеских солдат и побудила бы их сдаться в плен.

3) Листовка-памфлет. Карикатуры на главарей фашистского рейха, сопровождались лаконичными подписями: «Гитлер думает за него», «Геринг ест за него», «Лей пьет за него», «Геббельс говорит за него».

4) «Сентиментальная» листовка —На фоне заснеженного поля с замерзшими трупами немецких солдат крупным планом изображен плачущий ребенок — слезы градом катятся из его глаз, и под рисунком всего три слова: «Fater ist tod!» («Папа убит!»)

5) Листовка-диалог. Живая беседа двух солдат

6) Листовки-воззвания. Внимание обращалось на усиление воздушной войны авиацией антигитлеровской коалиции, бесперспективность войны, беззащитность населения перед бомбардировщиками, в то время как немецкие «бонзы» обеспечили безопасность своих семей.

7) Листовка-пропуск. Обычно содержала короткий призыв покончить с войной, сопротивляться гитлеровскому режиму, сохранить свою жизнь и т. п., а также слово «пропуск» и текст на немецком и русском языке о том, как вести себя при переходе в плен.

31. Пропаганда СССР накануне и в годы ВОВ.

Советская пропагандистская система активно использовала в своей повседневной деятельности периодическую печать, которой отводилась большая роль.

Контроль над печатью и литературой осуществляло Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), сотрудники которого предварительно просматривали предназначенные для публикации материалы.

Комитет по контролю над репертуаром, преобразованный в феврале 1934 г. в Главное управление по контролю над зрелищами и репертуаром, отвечал за политико-идеологический контроль над кинематографом, театральной и музыкальной деятельностью.

В проведении внешнеполитической пропаганды ведущая роль принадлежала Народному комиссариату иностранных дел СССР (НКИД), в структуру которого входил, в частности, Отдел печати, чьи сотрудники привлекались к предварительному просмотру статей на международные темы, предназначенных для публикации в центральной советской прессе.

Важную роль в пропагандистской деятельности играло радио.

Большое внимание Советское государство уделяло развитию литературы и искусства. Интеллектуальная элита страны (писатели, журналисты, художники и другие) постоянно находилась в поле зрения политического руководства.

Особое значение придавалось кинематографу. Накануне войны национальной идеей, объединявшей общество и реально способствовавшей его консолидации, была тема противостояния внешней военной угрозе.

В канун войны у значительной части общества сформировались достаточно сильные настроения предопределенности победы над любым агрессором, поскольку трудящиеся капиталистических государств глубоко враждебны своим правительствам и в случае войны перейдут на сторону СССР.

Постепенно формировалось «оборонное сознание» общества, готовность к победоносной войне «малой кровью, могучим ударом, на чужой территории».

Подавляющая часть населения СССР, несмотря на разницу в социальном положении, уровне образования, различиях в своих политических и религиозных убеждениях, была настроена глубоко патриотично и морально готова к защите своего Отечества.

32. Холодная война: анализ информационного противостояния двух систем.

Сфабрикованный в США массовый страх стал продуктом крупнейшей программы по манипуляции сознанием.

характер того страха, который овладел средним американцем, когда стало известно, что СССР также стал обладателем атомной бомбы. Это явление известно как "ядерный страх".

В результате в начале 50-х годов эксперты считали, что главную опасность для США составляет та паника, которая возникла бы в случае войны. Страх с ядерного оружия распространился на атомные реакторы, а затем и на все проявления ядерной энергии.

В 70-х годах положение ухудшилось, так как психологи установили, что и персонал атомных станций подпал под воздействие "ядерного страха".

Иррациональный страх - очень действенное средство "отключения" здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему "спасительное" средство. Массовый (и часто подсознательный) страх как предпосылка для программирования поведения проверен психологами рекламных агентств в ходе крупных кампаний.

Информационную войну этого периода сразу связывают с работой западных радиостанций, которые тщательно глушились в СССР, но все равно «накрывали» своим вещанием почти всю территорию страны. Исследователи считают, что существенную роль в информационной войне играли нетрадиционные носители информации. Основной составляющей стала пропаганда при помощи материального мира. Система пропаганды не была готова работать с таким срезом информационного воздействия. «Первым типом нового информационного влияния можно считать бытовые вещи, изготовленные на Западе, вещи лучшего качества. Вещи шли впереди, выполняя несвойственные им функции носителей информации. Опираясь на них, воображение рисовало уже совсем иной мир. Другим носителем информации также были вещи только на экране кино или телевидения – второстепенная информация, не связанная с сюжетом. Третьим носителем становились люди, побывавшие за границей. Обсуждение этих вопросов происходило не на официальном уровне, а на уровне личных контактов. А именно личностный уровень является наиболее благоприятным, поскольку мы получаем информацию от знакомого человека, которому доверяем. Так мы стали получать западные стандарты»

33. Уроки информационной войны во время военных конфликтов Афганистане и Чечне.

Конфликт в Чечне получил название «первой российской телевизионной войны».

Первая кампания, как признают все исследователи, была проиграна Россией прежде всего в информационном плане. Во-первых, не работало оцепление, через него журналисты проходили к террористам, которые позировали и давали пространные интервью. Во-вторых, не был выделен представитель штаба для контактов с общественностью и СМИ.

Покупались пи-ар компании в прессе, направленные на дискредитацию армии, политиков, поддерживающих операции федеральных войск в Чечне, сориентированные на развитие пацифистских идей и трансляцию в общественное сознание различных панических настроений.

Во время второй военной кампании в Чечне правительство кардинально изменило свою информационную политику, взяв под жесткий контроль внутригосударственное циркулирование информации о конфликте.

Тем не менее, в этот раз Россия одержала безусловную победу в информационной войне, результатом которой стало то, что, по данным социологических опросов, среди россиян растет количество сторонников ввода федеральных войск в Чечню, а также тех, кто считает Чечню частью России.

Контролл масс-медийного пространства по следующим параметрам:

1) контроль вербальных обозначений, еще одним примером чего служат «ковровые/точечные бомбометания», которые, как и «зачистка», убирают из поля сознания смертоносный характер;

2) контроль визуальной картинки, в соответствии с которым на телеэкране отсутствует изображение раненых, потери техники со стороны федеральных войск;

3) контроль единства интерпретации, запретившего показ на телеэкране интервью со стороны боевиков.

34. Место информационной безопасности в системе национальн

Наши рекомендации