Употребление категории состояния в современных текстах
Слова категории состояния используются и в разговорной речи, в научной литературе, в художественных произведениях и в публицистике. Однако частотность употребления слов, обозначающих разные оттенки состояний природы и человека, в указанных стилях речи не одинакова. Очень интересные наблюдения на этот счет содержит работа Н.А. Каламовой "Категория состояния в современном русском языке"*. Как отмечает этот автор, наиболее продуктивной в современном русском литературном языке является группа безлично-предикативных слов, обозначающих состояния природы, среды и обстановки (типа тепло, темно, морозно, просторно, пустынно и т.д.). Они широко употребимы и в разговорной речи, и в художественной литературе. Так, очень часто обращался к словам этой тематической группы в своих произведениях М.А. Булгаков. Вот несколько примеров из его "Театрального романа": "Я не успел как следует задуматься над странностями заграничной жизни, как звонок возвестил прибытие Егора Агапенова. Тут уж было сумбурновато"; "Но дальше было шумно, путано. Помнится, танцевали в комнате на ковре, отчего было неудобно. Кофе в чашке стоял на письменном столе... Накурено было крепко"; "Здесь было тихо, и тишину эту резало только стрекотанье машинки и тихие ее звоночки, да еще иногда чуть скрипел паркет"; "Ну, вы Москву знаете, надо полагать? Стало быть, описывать ее нечего. Чрезвычайно нехорошо на ее улицах в ноябре. И в учреждениях тоже нехорошо". Не менее часто употребляет М.А. Булгаков безлично-предикативные слова, обозначающие внутреннее состояние человека. Любопытен в этом отношении последний из процитированных примеров, где слово нехорошо указывает на состояние улиц Москвы в восприятии героя-рассказчика. См. также: "Прежде всего я бросился проверять роман с той точки зрения, что, мол, пропустят его или не пропустят. И ясно стало, что его не пропустят"; "Я скорчился и влез под одеяло с головой, стало легче, но только на минуту. Вдруг сделалось жарко, потом опять холодно и до того, что зубы застучали"; "К концу первого дня стало ясно, что в предбаннике писать пьесу нельзя".
* Каламова Н.А. Указ. соч. С. 21.
В газете эти тематические группы слов не являются продуктивными. Первое место по частоте употребления занимают в газете слова, обозначающие модально-волевые оттенки: необходимости, возможности, долженствования (типа надо, необходимо, нельзя, можно, нужно и под.): "Каждому гражданину нашей страны необходимо иметь возможность спокойно трудиться и спокойно отдыхать" (Пр. 1988. 20 окт.); "Чтобы достичь желанного благосостояния, нужно срочно повысить производительность труда" (Изв. 1987. 18 окт.); "Только общими усилиями можно преодолеть катастрофическое отставание в экономике" (Пр. 1990. 18 авг.). Обращение к словам именно этой семантики обусловлено информационно-пропагандистскими задачами газеты.
Предлоги
Предлоги – это служебные слова, с помощью которых оформляются подчинительные отношения между словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать, отношения между объектом и объектом: "ответ на вопрос"; объектом и действием: "бороться с огнем"; объектом и признаком: "способный на самопожертвование". При этом предлоги указывают на те же подчинительные отношения, которые выражаются с помощью категории падежа: места, времени, цели, причины и т.д., дополняя и конкретизируя их. Например, в словосочетаниях глагола с дательным падежом существительного: "плыть по реке", "идти к реке"– каждый из предлогов по-своему уточняет пространственное значение дательного падежа: по указывает на место протекания действия, к–на направление действия.
Предлоги являются неизменяемыми словами и не выступают в предложении в качестве его самостоятельного члена.